9 мин.

Арифметика популярности: Большая Четверка

Заканчивая цикл статей про популярность американского футбола (Часть 1, Часть 2 и Часть 3), я пообещал сравнить показатели, относящиеся к этому виду спорта с аналогичными цифрами для других крупных лиг США – MLB (бейсбол), NBA (баскетбол) и NHL (хоккей).

Сегодня у нас будет много цифр и графиков, показывающих как за последние двадцать лет менялись популярность этих видов спорта, посещаемость стадионов и цены на билеты. Как повлияли локауты в бейсболе, хоккее и баскетболе на любовь болельщиков к этим видам спорта? С чем можно сравнить популярность европейского футбола в Америке? Какое событие является самой основной причиной увеличения цен на билеты? За какую команду дешевле всего болеть в Чикаго? Ответы на эти и другие вопросы – в заключительной части «Арифметики популярности».

Часть 4: Большая Четверка

Начнем с анализа сравнительной популярности лиг друг относительно друга. Осенью 2010 года маркетинговое агенство Harris провело ежегодный опрос, в котором респондентам предлагалось выбрать их любимый вид спорта. Вот какие результаты получились:

Как видим, футбол американский на уверенном первом месте, а футбол европейский – на 7-м, опередив весьма любимые в Штатах студенческий баскетбол, гольф и бокс (последние два – около 3% каждый).

За последние четверть века популярность лиг из Большой Четверки менялась следующим образом:

Футбол уверенно карабкается вверх, прибавив 7% к относительной популярности. Бейсбол теряет  болельщиков, но все еще неплохо чувствует себя на второй позиции. NBA пережила краткий период взрывного роста – «Золотые 90-е» и эра Джордана – но потом скатилась до тех же 6%, что и в 1985-м. Хоккей никогда особенно не блистал, но в свои лучшие годы поднимался на третье место, опережая баскетбол.

Совсем другая картина получится, если мы сравним посещаемость стадионов для всех лиг.

NB: Для лиг, у которых сезон захватывает два календарных года, указан год начала сезона. Для NBA и NHL данные по сезону 2010/2011 апроксимированы на основании посещаемости уже состоявшихся матчей.

Как можно увидеть, 162 матча в сезоне дают огромное преимущество бейсболу. В течение 2010 года игры MLB посетили 72 миллиона человек – аудитория большая, чем у остальных лиг вместе взятых. У NBA и NHL примерное равенство – по 21 миллиону, а NFL, несмотря на огромные стадионы, собрала лишь 16 с половиной миллионов. Вот откуда растут ноги у желания владельцев футбольных команд увеличить сезон до 18 игр.

Важный момент №1: хорошо заметные провалы на графике – локаутные года: 1994 для бейсбола, 1998 для баскетбола, 2004 для хоккея.

Важдый момент №2:  это не очень хорошо заметно из-за масштаба, но – в последние три-четыре года посещаемость стадионов падает для всех лиг. Рецессия, увеличение цен на билеты и HD-камеры делают диван у телевизора все более привлекательным местом для просмотра игр.

Вот как обстоят дела, например, для футбола:

В 2006-м и 2007-м NFL могла похвастаться практически 100% заполняемостью стадионов. Спустя год число ангшалов резко уменьшилось; число зрителей на трибунах продолжает падать четвертый сезон подряд.

В остальных лигах дела идут аналогичным образом. В MLB посещаемость в 2010 составила 30 138 человек за игру в среднем – 92% от показателей 2007 года. В NBA: 17 080 за матч, 96% относительно 2006-го. NHL – 16 949 зрителей за игру, 96% от цифр, зафиксированных в 2008-м.

Сумей ребята из Harris отловить эти самые 4-8% болельщиков, переставших ходить на стадион, и задай они вопрос «Почему вы перестали покупать билеты?», уверен, что самым частным ответом был бы – «Дорого, блин!».

* * * * * * * * *

Ниже – несколько графиков по данным агенства Team Marketing Report.

NB: TMR изменило формулу подсчета средней цены в 2002-м: перестали учитываться так называемые premium tickets – клубные ложи, люксы и т.п., поэтому на на графике в этом году есть небольшой спад.

В начале 90-х билет на бейсбол стоил меньше десяти долларов, спустя двадцать лет то же удовольствие обойдется почти в 4 раза дороже. Спад популярности баскетбола в cередине перевго десятилетия нового века заставил владельцев клубов поумерить аппетиты, и за отчетный период средняя цена билета на матч NBA увеличилась всего в 2.5 раза. Но в конце 90-х баскетбол был самым дорогим видом спорта из всей Четверки. Примерно то же самое произошло с хоккеем – несколько лет безудержной жадности, падение популярности и, как следствие, вынужденное снижение стоимости билетов.

Чтобы лучше представить динамику роста цен, построим график относительного изменения средней цены от сезона к сезону.

2002-й, напоминаю – это не приступ благородства владельцев команд, а всего лишь изменение алгоритма подсчета.

Как можно видеть, в MLB и в NFL средние цены на билеты не уменьшались никогда. В баскетболе был год кризиса 2001-й (падение цены на 1.8%), в хоккее – 2004 и 2005 (-0.27% и -6.60% соответственно).

Бейсбол держит лидерство по суммарному подорожанию билетов за 20 лет: на 239%. Любопытно при этом, что MLB – единственная лига, потерявшая в популярности за описываемый период времени. У футбола отосительный рост цен немного ниже – 219%; болельщики NBA вынуждены тратить на 135% больше, чем в 1990-м; NHL за несколько меньший промежуток времени (с сезона 1993/1994) подняла цены всего на 83%. Выгодно быть болельщиком непопулярного вида спорта!

* * * * * * * * *

Говоря о средних ценах на билеты я не раз подчеркивал, что эти цифры, э-э-э, средние. Средние для всех команд в лиге, средние по всем возможным местам на стадионе (но исключая luxury и premium места). Чтобы понять, почему билеты дорожают (вынося за скобки инфляцию доллара, жадность владельцев и игроков), удобнее рассматривать показатели для какого-то конкретного клуба. Или, еще лучше – для клубов с максимальной средний ценой (средняя – для всех билетов на матчи команды, максимальная – относительно других команд). Так мы, заодно, поймем, почему та или иная команда вдруг взвинчивает стоимость билетов до небес.

Очень показателен футбол: Сан-Франциско, пять раз побеждавший в Супер Боулах в 80-90-х годах, долгое время имел самые дорогие билеты в лиге. Но в 1995-м самым затратным для болельщиков стали Raiders. Почему? Команда переехала из Лос-Анджелеса в Окленд: вот и мы, ребята, гоните денежки! 1997-й год – новый лидер, Redskins. Почему? В Вашингтоне построили новый стадион. 2000-й год – Тампа заполучила к себе Супер Боул и по этому случаю обрадовала болельщиков. 2002-й год – Patriots отгрохали себе новую арену, но Gillette Stadium получился не слишком вместительным. Чтобы исправить этот недостаток, менеджмент «Патриотов» восполнил количество качеством.

То же самое наблюдается и повсеместно, во всех лигах. Стала ваша команда чемпионом? Приготовьте кошельки. Построили или отремонтировали стадион? Затягивайте пояса потуже. Ожидается грандиозное событие (Супер Боул, Матч Всех Звезд и т.п.) или повезло подписать звездного игрока – за все заплатят болельщики.

* * * * * * * * *

Напоследок – обещанный бонус. В Чикаго играют пять клубов из лиг Большой Четверки:  баскетбольная команда (Bulls), хоккейная (Blackhawks), футбольная (Bears) и две бейсбольных (White Sox и Cubs). Ниже – график, показывающий как менялись цены на билеты этих команд с 1990 года по настоящее время.

До 2002-го года билеты на «Медведей» были не особенно дорогими. Но затем арену Soldiers Field закрыли на ремонт и Bears целый сезон играли на университетском стадионе. Издержки клуба компенсировали за счет фанатов. Футбол стал самым дорогим видом спорта в Чикаго, да так и остался на первом месте с солидным отрывом.

Иначе повели себя владельцы Bulls. В 1994-м «Быки» переехали на новый стадион United Center, но цены на билеты на баскетбол почти не изменились, даже несмотря на три чемпионских титула подряд. Зато возвращение Джордана и следующие три кольца сделали «Быков» на какое-то время самой затратной для болельщиков командой.

Билеты на хоккей долгое время были чуть дешевле, чем на баскетбол. Но упадок NHL в середине нулевых привел к оттоку болельщиков, и только успехи последних лет позволили поднять цены на матчи Blackhawks выше предлокаутного уровня.

Бейсбол в Чикаго, как и везде, отличается самой низкой средней ценой за один матч (и самой высокой за весь сезон, помним про количество матчей!) У Cubs и White Sox долгое время был паритет, но с конца 90-х «Медвежата» ушли в отрыв и практически сравнялись по цене с Blackhawks.

* * * * * * * * *

Резюме для тех, кому лень читать все подряд:

  • Футбол самый популярный вид спорта. Билеты на футбол - самые дорогие (на один матч).

  • NHL - наименее популярная лига из Большой Четверки. Локауты сильно подкосили финансовую состоятельность хоккея и отрицательно сказались на количестве болельщиков. Но, при этом, цены на матчи NHL росли медленнее всего.

  • Бейсбол - самая жадная лига: темпы роста цен на билеты максимальные. В абсолютных значениях, правда, билеты на бейсбол самые дешевые. Из-за большого количества матчей аудитория у бейсбола больше, чем у остальных лиг вместе взятых, но популярность MLB падает.

  • Баскетбол прошел пик популярности во второй половине 90-х. В те годы NBA всерьез претендовала на то, чтобы потягаться за второе место с бейсболом, а билеты на баскетбол были самыми дорогими. От локаута лига не может оправиться до сих пор.

  • В последние несколько лет посещаемость стадионов падает для всех видов спорта.

  • Переезд команды в другой город, чемпионство или постройка нового стадиона - все оплачивается из карманов болельщиков.

  • В Чикаго дешевле всего ходить на бейсбол, дороже всего - на футбол.

  • Самое главное: европейский футбол - на 7-м месте по популярности в США!