Майкл Джордан превратил Матч всех звезд в событие, которое нельзя пропустить
Кризис всезвездного уикенда – это кризис персоналий.
Майкл Джордан стоит за изменениями формата Матча всех звезд-2018 – введения процедуры выбора игроков для того, чтобы вернуть встрече состязательный характер.
Для него самого эта игра всегда была особенным событием, баскетбольным супербоулом. И именно благодаря его отношению Матчи всех звезд приобрели ту магическую привлекательность, которая с тех пор блекла с каждым годом. Потому что едва ли не каждый приезд Джордана превращался во что-то – шоу, драму, дуэль, комическое представление, скандал – что заслуживало внимания.
1985: Джордан создает самый известный миф в истории НБА
Все знают эту легенду: Айзейя Томас и Мэджик Джонсон подговорили других звезд не давать Джордану мяч, тот оплошал на Матче всех звезд, обиделся на всю жизнь и всегда мстил и «Пистонс», и лично защитнику, которого даже отцепил от Олимпиады в Барселоне.
На самом деле, это все не имеет особого смысла.
«Вы хотите мне сказать, что Лэрри Берд мог быть в заговоре с Айзейей Томасом? – рассказал недавно агент Томаса и Джонсона Джордж Эндрюс. – Если бы Айзейя сказал одно, то Берд сделал бы наоборот. Невозможно представить, чтобы можно было заставить Доктора Джея, который тогда являлся моральным ориентиром для всей лиги, и Лэрри Берда объединиться против Майкла Джордана. Если бы Айзейя попросил об этом, Берд послал бы его в задницу. И не забывайте, что Берд и Мэджик тогда еще ненавидели друг друга и не помирились после колледжа. Они были врагами. Тренировал ту команду Кей Си Джонс, он был джентльменом и никогда бы не позволил такому произойти. Вы думаете, что они все бы рискнули своими репутациями ради того, чтобы поддержать Айзейю и Мэджика?»
Что случилось на самом деле?
Джордан действительно разозлил некоторых звезд своим вызывающим поведением на конкурсе данков. Там он выступал в черно-красной майке Air Jordan (а не форме «Чикаго»), не снял золотые цепи и в очередной раз рекламировал запрещенные лигой черно-красные Air Jordan 1.
Совершенно не скрывал своего отношения к этому Джордж Гервин, для которого тот матч был последним в карьере. «Майкл – новичок, и ему предстоит многому научиться. Почему вы меня спрашиваете, как я буду против него защищаться? Спросите лучше у него: как он будет защищаться против Джорджа Гервина».
Заговор действительно был, но не против Джордана.
Мэджик и Томас договорились между собой – держать исключительно друг друга, но не выкладываться в защите. Они так делали регулярно на всех Матчах всех звезд, чтобы игра получалась более динамичной и интересной, но при этом не вызывала подозрения о том, что кто-то поддается.
А Джордан оказался один на один против Джорджа Гервина. И полностью провалился. Он совершил 9 бросков и попал лишь два из них. А в ответку ветеран ему набросал 23 очка (10 из 12 с игры).
Томас всегда отрицал, что новичка как-то ущемляли, более того, Джордан изначально сам говорил, что играл слишком вяло и потому так неудачно.
Когда появились слухи, что Томас расстроился из-за того, что первогодка не поздоровался с ним в лифте, то он просто пошутил: «Вы, правда, думаете, что если бы Джордан не поздоровался со мной, я бы ему не разбил **ало за это?!»
Но так как YouTube еще не существовал, то легенда газетчиков закрепилась и со временем вытеснила правду: никто не мог поверить в то, что 22-летний новичок мог неудачно выступить на своем первом Матче всех звезд. Плюс Nike настаивал именно на такой версии: их юная звезда в запрещенных кроссовках испытала на себе несправедливость конкурентов в Converse.
Особенно когда в следующем после уикенда матче с «Детройтом» Джордан набрал 49 очков, 15 подборов, 5 передач и 4 перехвата и, как казалось, сам поверил в то, что ветераны помешали ему проявить себя.
Когда он вернулся, то сказал одноклубникам: «Теперь каждый раз, когда я буду против них выходить, я буду драть им задницы».
1987: Джордан создает легенду Его Воздушества и продвигает кроссовки
Матч всех звезд-87 Джордан опять провалил (11 очков с 12 попыток), но это не помешало ему стать одним из героев уикенда.
Во-первых, он заложил основы тренда, который скоро стал доминирующим. На контесте Джордан выступил в бело-черно-красных Air Jordan II, а на Матч поменял их на бело-красную пару.
Дальше съезды звезд баскетбола уже превращались в качественные показы их новых моделей.
Во-вторых, впервые выиграл конкурс данков и качественно задокументировал свои левитационные способности.
Данк «лежа» и прочие вошли в коллекцию лучших постеров конца 80-х-90-х.
Матч в 87-м был последним в карьере Джулиуса Ирвинга, и Джордан предлагал тому уступить свое место в старте. Но в итоге это сделал Айзейя Томас, проявивший тем самым уважение не только к легенде, но и к Майклу.
1988: Джордан выигрывает лучший слэмданк-контест в истории, становится MVP и почти бьет рекорд результативности Чемберлена
88-й очень хорошо показал, насколько изменилось значение Матча всех звезд благодаря Джордану. Это был ровно тот момент, когда он если не превратился в божество, то начал замыкать внимание на себе.
Nike нисколько не комплексовали из-за того, что их звезда никак не может выиграть хотя бы одну серию плей-офф. Они выпускали новую модель в середине сезона и строили маркетинговую стратегию с таким расчетом, чтобы кульминация приходилась на Матч всех звезд.
В 88-м Air Jordan III дебютировали на контесте в родном Чикаго, под аккомпанемент мгновенно ставших культовыми черно-белых роликов с участием Спайка Ли.
Результат конкурса вызывает сомнения до сих – прошло уже 30 лет, а Доминик Уилкинс продолжает в каждом интервью утверждать, что его обокрали.
Его действительно обокрали.
В финале Уилкинс получил по 50 баллов за два первых данка. Джордан – 50 за первый и только 47 за второй. Такая оценка вызвала неудовольствие трибун, которые своим свистом и улюлюканьем сумели повлиять на судей перед последними попытками.
Уилкинс закончил своим лучшим данком – боковой мельницей двумя руками. Испуганные судьи дали ему только 45. Даже Джордан очень сильно удивился: «Я был в шоке, я бы дал ему 49 или 50».
Джордан же импровизировал на ходу – случайно посмотрел на Ирвинга и вновь исполнил классический прыжок с линии штрафных. Но получил 50 баллов и выиграл.
Спорность судейских решений и обстоятельства быстро позабылись. Зато в памяти остались эпическое сражение двух гениальных данкеров, броски, мгновенно входящие в историю, драматичный ход борьбы, ощутимое электричество в воздухе и триумф Его Воздушества. И плюс невероятная живость фотографий: фотограф Sports Illustrated перед конкурсом договорился с Джорданом о том, что тот будет показывать ему заранее, с какого ракурса лучше снимать.
На следующий день Джордан продемонстрировал, насколько значим для него матч в Чикаго.
«Мне больше всего запомнилась его речь в большом перерыве, – рассказывал Док Риверс. – Баркли ржал, еще несколько парней дурачились. А он не хотел проигрывать дома из-за того, что кто-то недостаточно настроился. Так что он сказал: «Мы обязаны победить. Если кто-то думает иначе, то пусть не выходит на вторую половину. Он показал, что он лучше всех на площадке на голову».
В середине четвертой четверти Джордан с четырьмя фолами сидел на скамейке, когда трибуны начали вибрировать от криков «Мы хотим Майкла». За последние 6 минут он набрал 16 очков и принес Востоку победу – 138:133.
Лишь четверо игроков Востока набрали больше 10 очков, а у Джордана значилось 40, ему не хватило всего двух для того, чтобы побить рекорд результативности Уилта Чемберлена, установленный в 62-м.
«После игры он меня спросил: «Почему ты мне не сказал, что мне не хватает двух очков до Чемберлена?» – вспоминал бывший судья-секундометрист «Буллс» Боб Розенберг. – Слушай, каждый раз, когда ты пробегал мимо, я тебе показывал два пальца, ты что не понял?»
Последние очки Джордан набрал после наброса Айзейи Томаса. В течение всего вечера Томас и остальные старались искать местного любимчика передачами и после игры даже недоумевали из-за того, что он недостаточно много брал на себя.
«Перед игрой он сказал мне, чтобы я помог ему набрать 40 очков, – сказал Томас. – Но в конце мне показалось, что он наоборот убегал от мяча».
1989: Джордан – самый результативный игрок МВЗ
В 89-м Запад легко выиграл, а MVP получил Карл Мэлоун.
Джордан набрал столько же очков, сколько и MVP – 28, но ничем больше помочь команде не смог.
Самые запоминающиеся моменты игры – несколько гиперзрелищных передач на Джордана от Айзейи Томаса.
1990: Джордан лажает на конкурсе трехочковых, а потом не получает MVP
В 90-м получилось наоборот: легко выиграл Восток, но MVЗ достался не Джордану (17-5-2), лучшему у победителей, а самому результативному игроку – Мэджику Джонсону (22 очка).
Звездный момент Джордана же – участие в конкурсе трехочковых. Там он умудрился попасть пять раз и установить исторический порог для всех участников.
При всей абсурдности момента он весьма характерен для Джордана. Он никогда не боялся за репутацию и за то, что что-то может не получиться.
1991: Джордан – вновь самый результативный игрок Матча всех звезд, вновь не MVP и вновь зациклен на кроссовках
Джордан (25+5+5) делает все для победы Востока, но звание MVP уходит его приятелю Баркли, который умудрился совместить 17 очков и 22 подбора.
Но это неважно.
Джордана интересуют вызовы не только проистекающие в настоящем, но и перспективные. Его глубоко трогает конкурс данков: одним из самых ярких моментов уикенда становится бросок Ди Брауна, который перед перформансом красноречиво «подкачал» свои кроссовки. Вернее свои Reebok.
Чуть позже Браун стоял в одиночестве в коридоре, и вдруг из ниоткуда возник Джордан.
«Это было очень странно, – вспоминал Браун. – Я был новичком, за два часа до этого выиграл конкурс. Там никого не было – только я, Майкл и охрана. Он подходит и говорит: «Отличная работа, парень, ты просто отлично поработал». А затем: «Ты же понимаешь, что теперь тебе придется выложиться еще больше». Я его спрашиваю: «Это еще почему?» «Ты же понимаешь, что ты начал кроссовочную войну». «Что ты имеешь в виду?» Я просто в бессознательном состоянии. Передо мной – сам Майкл Джордан. Мне 21 год. Я вообще не понимал, что он говорит.
Потом я уже задумался. Ты слышишь все эти истории о том, как Майкл не умеет проигрывать, как он везде ищет вызовы. Еще до моего выступления он решил, что должна быть борьба, выходящая за пределы баскетбола. Он решил: «А вот теперь я надеру тебе задницу. Из-за того что ты отрекламировал Reebok, я буду тебя уничтожать и продвигать свой бренд».
В 91-м Джордан получил часть акций Nike и стал еще чувствительнее к маркетингу.
1992: Джордан – самый результативный в команде Востока на Матче имени Мэджика
1993: Джордан – самый результативный в команде Востока на Матче «Юты»
Пять вещей, которые запомнились:
1. Перед Матчем всех звезд Джордан заплатил штраф в 50 тысяч долларов за то, что пытался выдавить глаз Реджи Миллеру. Тот, естественно, присутствовал тут же, так как принимал участие в конкурсе трехочковых.
2. Айзейя Томас вновь отмечается несколькими любопытными передачами на Джордана. На вопрос комментатора «Кто сказал, что Томас и Джордан не могут поладить?» участвующий в трансляции Мэджик хихикает в течение десяти секунд, а потом выдавливает из себя: «Ну, они научились это делать».
3. Джонсон впервые называет Джордана величайшим игроком в истории.
4. В конце четвертой четверти Джордан очевидно нарушает правила на Баркли и ему дают фол. Участвующий в трансляции Майк Фрателло на полном серьезе озмущается: «Ну и что, это же Майкл Джордан. Ему должны разрешать так делать».
5. Патрик Юинг сравнивает счет и переводит встречу в овертайм. Мало кто знает, но центровой в клатче был круче, чем Реджи Миллер.
1996: Джордан превращает Матч всех звезд в свой личный праздник и крадет MVP у Шака
Уход Майкла и последующее возвращение заставили пересмотреть отношение к нему: его перестали воспринимать как данность, и Матч всех звезд в 96-м – наилучший этому пример.
Каждый шаг Джордана становился событием.
Джордан снял штаны с Пенни.
Джордан подурачился перед стартовым спорным.
Джордан положил 4 из 4 и устроил праздничную перепасовку с Пенни.
Джордан вылетел за пределы площадки, но успел отдать передачу под данк Шака.
В итоге Шак сыграл больше и гораздо продуктивнее (25 очков, 10 подборов), но обладатель MVP был определен заранее. За 22 минуты Джордан набрал 20 очков и был одновременно столь эффективен и столь неотразим, что все шансы Запад потерял еще в первой половине.
1997: Джордан становится первым, кто делает трипл-дабл в Матче всех звезд
«Что было самым удивительным в Джордане? – говорил Глен Райс. – Да вы мне скажите, что в нем было неудивительного! Для меня это абсолютно лучший игрок в истории. Человек, который был исключительным на обеих сторонах площадки. Его невозможно было не уважать. Человек с большой буквы. Наверное, самым запоминающимся моим столкновением с ним был как раз тот момент, когда мы едва не подрались. Но в этом не было такого драматизма, как все думают: мы оставались друзьями и в тот момент, это была скорее такая веселуха, чтобы подзадорить друг друга. Он мне сказал, чтобы я перестал распускать руки, я ему тоже сказал пару ласковых. Ну, получили мы по техническому и разошлись довольные друг другом».
Райс едва не подрался с Джорданом в 98-м, но на Матче всех звезд в 1997 тот болел за него больше всех.
Райс тогда набрал 26 очков.
Джордан ограничился трипл-даблом (14+11+11), чего никто в истории до этого никогда не делал.
«Джордан подошел тогда ко мне и сказал: «Продолжай бросать. Я тебе буду давать мяч. Все парни будут искать тебя».
Восток опять победил.
1998: Джордан учит жизни Кобе, несмотря на грипп
Когда Лэрри Берд – тренер Востока – вышел на разминку, то обратил внимание, что у него недобор игроков. Джордан провел весь уикенд в номере с температурой и подъехал к началу игры.
Игру он, конечно, пропустить не мог, так как один дерзкий молодой человек все время обещал его похоронить.
23 очка+8 передач+6 подборов, титул MVP, очередная победа Востока и запомнившееся всем выяснение отношение с Кобе – типичный букет для человека, страдающего от гриппа и вроде как заканчивающего карьеру.
2002: Ненастоящий Джордан запоминается лишь промазанным данком
2003: Трогательный прощальный матч, победный бросок и звание MVP, украденное Брайантом
2003-й должен был стать церемонией финального прощания с Джорданом.
Мэрайа Кэри в майке «Вашингтона».
Винс Картер и Трэйси Макгрэйди, предлагающие освободить место в стартовой пятерке.
Прощальная речь.
Слезы.
И матч, в котором все все понимали: партнеры изначально предупреждали Джордана, что будут играть исключительно на него.
Но был нюанс.
«Перед игрой я разговаривал с Майклом, – рассказывал Кобе. – Он мне сказал: «Только из-за того, что это мой последний Матч всех звезд, не надо мне поддаваться. Я хочу, чтобы ты играл со мной так, как обычно». Я такой: «Майк, ты знаешь обо мне хоть что-то, что могло бы заставить упрекать меня в подобном?» Мы еще посмеялись. Он очень любит вызовы, такие вот моменты. Уверен, что он оценил, как все прошло, и благодарен за это».
Джордан начал очень плохо – промазал первые 7 попыток.
Но затем он нашел себя и нисколько не терялся (в итоге – 20 очков).
При равном счете в концовке мяч пришел к нему. На нем висел Шон Мэрион, но только для того, чтобы выступить идеальным статистом – толчок плечом, выпрыгивание, отклонение и идеальная парабола из правого угла за 5 секунд до сирены.
Очередная классика. И, как тогда показалось, очередная победа Востока и очередной приз MVP.
Но тут Кобе принялся выполнять обещание. Заработал фолы на ровном месте и перевел игру в овертайм.
Там Запад победил. MVP получил Кевин Гарнетт.
Джордан в итоге обогнал Джаббара по количеству очков за Матчи всех звезд, но вспоминал, конечно, три промаха в овертайме, 4 накрытых броска и смазанный данк.
Фото: Gettyimages.ru/Andrew D. Bernstein
Помнится в выходные утром просыпаешься и смотришь игру Богов с комментарием Гомельких. И такие заставки ещё были. И так все это влюбляло в баскетбол.
Это потом, с новым поколением что-то не так пошло. Мне кажется, надо Леброна во всем винить. ) Возглавил новое поколение - будь добр показать остальным как надо играть на АСГ. Вот последние годы Уэструк неплохо игру заводит, но все же он не такая величина, чтобы за ним кто-то шел. Леброну надо че-то решать.