Попсовый «Хит»
Одно из пониманий гениальности сводится к тому, что ее носитель зачастую опережает свое время. И потому остается непонятым современниками. Лишь после его смерти – зачастую при драматических обстоятельствах – недалекие мещане, осмеивающие гения, признают свои ошибки, восторгаются талантом ушедшего и собирают то, что от него осталось.
Гениальность Пэта Райли сомнениям не подвергается. Хотя в каком-то смысле он также опережает свое время: за свою долгую баскетбольную жизнь Пэт приучил к тому, что улавливает тенденции еще до их оформления и играет на опережение. Он обладает особым даром предвидения (тут речь не об обещании 87 года), талантом рождать новые идеи там, где, казалось бы, и придумать уже ничего нельзя, умением не просто делать что-то лучше всех, но создавать что-то новое, о чем ранее никто и не задумывался, а если и задумывался, то считал это неосуществимым.
Так было всегда. И в начале его карьеры, когда он довольно неожиданно попал из комментаторской будки на место главного тренера «Лейкерс». Пэт был одним из немногих, кому было под силу понять довольно простую, но для большинства тогдашних старорежимных специалистов непонятную вещь – коль в вашем распоряжении оказался лучший разыгрывающий всех времен, то ему просто нужно дать максимальную свободу и наслаждаться импровизацией. Так из дипломатии, тренерского дарования и умения смотреть на несколько шагов вперед родился ярчайший баскетбольный феномен – эра «шоу-тайм». (Это притом, что характер Райли известен весьма широко – в 90-м его увольняли как раз из-за проблем с управлением гневом).
Что-то подобное было и в 90-е, когда Райли уловил новую тенденцию и построил на ней концепцию уже по-настоящему своей команды, команды, которой он владеет, управляет и которую долгое время возглавлял. Начавшееся тогда стремительное увеличение гонораров не только ознаменовало революцию цен, но и психологический поворот: теперь велась борьба не только за приходящую в лиге молодежь, и получить интересующую звезду можно было не только в результате обмена. Мир поменялся, лига изменилась вместе с ним, и Райли тонко чувствовал эти пертурбации: новый «Майами» стал командой, работающей, прежде всего, над привлечением свободных агентов и разработкой хитроумных трейдов. На драфте клуб выстрелил лишь один раз, да и тот, естественно, стоит воспринимать в виде исключения, подтверждающего правило: промазать в 2003-м было невозможно. Райли придерживался стариной концепции «маленький» + «большой» и старался обзавестись парочкой звезд, а потом окружить их подмастерьями. С Зо и Тимом не удалось, с Шаком и Ди-Уэйдом получилось.
Прошлым летом Райли вновь первым пошел на невиданный эксперимент. Во-первых, найдя способ фактически обойти все существующие регламентации лиги, цель которых как раз и заключается в том, чтобы помешать объединению в одном клубе более двух элитных игроков. Во-вторых, ощутив это маниакальное желание новых героев побеждать любой ценой, стремиться к титулу, переступая через связи, уважение друзей и знакомых, привязанность к родным местам. И тонко сыграв на нем. Говоря попросту, президент «Хит» осуществил настоящую революцию, которая, возможно, в будущем определит лицо лиги. Трюк, доселе доступный лишь обладателям компьютерных игр, был проделан как само собой разумеющееся. Напротив, именно Райли еще удивлялся, что это могло вызвать столь неоднозначную реакцию.
Не стоит говорить «а как же Дэнни Эйндж? Он же предпринял нечто подобное еще до Пэта, да и поработал он гораздо больше». Там все-таки речь шла об обменах в прямом смысле. Фигурировали уже, в общем-то, возрастные игроки, уже заработавшие за свою карьеру и готовые на уступки ради чего-то большего. Да и создавался именно коллектив: Эйндж собирал свою команду как пазл, заботливо подгоняя каждый кусочек для того, чтобы эта мозаика засверкала полнотой всех красок. Здесь же ошеломляла и легкость, и какая-то прямолинейность, напор, амбиция, попирающая все ограничения. Райли действовал словно какой-то гангстер, образ которого он так старательно создавал еще с 80-х. Минимум воображения, отсутствие моральных преград, жесткая хватка, всепоглощающая страсть к достижению цели – и вот уже и она.
Да, Райли может быть и таким. Разухабистым – как когда он одаривал Джорджа Буша майкой с памятной надписью. Бесцеремонным. Как тогда, когда он по факсу сообщил Джеймсу Долану о своей отставке с поста главного тренера, породив эпическое противостояние между «Никс» и «Хит». Предельно жестким. Каким он был всегда на протяжении карьеры.
Неудивительно, что и команда у Райли получилась такая же. Сейчас, когда «Хит» прошли половину дистанции, можно сказать, что и творение, родившееся в результате эксперимента гениального президента, также выглядит революционным. Возможно, это издержки первых месяцев (все же более опытным «Селтикс» не нужно было столько времени, чтобы сыграться). Возможно, у команды когда-нибудь будет новое лицо и новый тренер, его придумавший. Возможно, это болезнь роста самих игроков, чей возраст мешает им действовать менее прямолинейно и не полагаться исключительно на свои физические способности. Возможно, это просто мои личные пристрастия. Но «Хит», с одной стороны, постепенно приходят к образу штампующей победы машины, всерьез собираются замахнуться на восточную корону «Бостона», но при этом выглядят абсолютно непрезентабельно, завоевывая любовь лишь тех, кого устраивает красивая обертка и имя любимой звезды на майке. Сегодняшний «Майами» – лучшая иллюстрация того, к чему пришел баскетбол НБА с его усиливающимся акцентом на атлетизм, физические кондиции и институт звезд.
Описать игру «Хит» довольно просто. Мощная защита как фундамент: атлетические способности коллектива позволяют подавить любого соперника как в «краске», так и на периметре, выключить любого звездного оппонента, спровоцировать потери и поспешные броски. Здесь не все гладко было в начале сезона, но постепенно «Хит» растут. Быстрые атаки как лучший способ для завершения нападения. И полная импровизация в «позиционке», построенная опять же исключительно на умениях Джеймса и Уэйда переть на кольцо танками. Бош идеально применяется для прохождения «зонной» защиты. Снайперы могут иногда позабавиться из-за дуги. Собственно, это все. Минимум движения без мяча, минимум заслонов и оригинальности – команда Споэльстры как обычно отрицает необходимость что-то показывать в позиционном нападении. И это ей так идет. На сегодняшний день этого более чем достаточно для удержания первого места во всех Power Rating’ах. А пребывание на первых местах одновременное в рейтинге защитной эффективности и количестве набранных очков заставляет многих рассуждать о чемпионском потенциале.
Что с «Хит» будет дальше (и в игровом, и в глобальном плане), вам не скажет даже Райли. Возможно, они так и не возьмут титул. Но это уже не важно. Революция произведена, и пример создания команды вокруг трех отдельно взятых звезд представлен. Несомненно, у «Хит» будут последователи. Вот только почему-то хочется сравнить этот пример с попсовым хитом – оказавшейся во всех рейтингах мелодией, созданной с минимальным количеством усилий, но застревающей в голове благодаря простоте и раскрученности. Хотя, быть может, мы просто не понимаем гения Пэта Райли.
С тем что функционал Сполстры не впечатляет согласен, если бы не умение делать шоу Джеймса и Уэйда, команда смотрелась бы скучновато. Игра как выяснилась у Спо была построена на принципе Джеймс - iq, Уэйд - исполнитель. Подвернул лодыжку Джеймс - я глазам своим не поверил - как все посыпалось, такое чувство было когда играли с Денвером, как будто Спо травмы Джеймса даже не предполагал.
но тон который задал лиге Райли мне не нравится, он не просто подобрал команду, он тупо взял троих лучших свободных агентов которые были на рынке. При чем в самом расцвете сил. Я думаю дяди от лиги обязательно будут это использовать как аргумент в урезании селари кепа и других няшек.