Война за пять колец. Обстановка на фронте войны России за право выступления на Олимпиаде
После чемпионата мира по лёгкой атлетике показалось, что обе стороны конфликта реже станут стрелять друг в друга из винтовок упрёков и обвинений. Но ноябрь стартовал с окончательного приговора по медалям наших лыжников Сочи, который вылился в минус 4 награды. Российская сторона ответила бойкотом хоккейного турнира, о котором заявила КХЛ, решившая не отпускать игроков всех национальностей, играющих в лиге. Видимо, война только начинается. И стоит в тезисах разобраться в этой ситуации. И вспомнить, что однажды уже российским спортсменам приходилось выступать под чужим флагом. Правда, обстоятельства были другими.
Это было 25 лет назад
Копачёв и Самбур провели параллель с Объединённой командой 1992-го года, и у меня возник вопрос: данное сравнение пришло в голову из-за незнания истории собственного государства? Или же надо было придумать хоть что-то, добив статью железным аргументом и переубедить читателя? Если это второй вариант, то аргумент получился настолько хрупким, что его можно раздавить даже тапкой.
Объединённая команда 1992-го года получилась вследствие неграмотно оформленной процедуры роспуска СССР, когда Россия вышла из состава Союза после распитой бутылки водки в бане тремя политиками 8 декабря. Из-за этого так сложилось, что к июлю 1992-го года у государства не было ни официально признанного олимпийского комитета, ни даже элементарной конституции. ОКР получил международный статус лишь в сентябре, поэтому не оставалось иного выхода, как ехать под олимпийским флагом. Т.е. ситуация 25-летней давности произошла из-за юридических проблем России как государства, к которым МОК не имел никакого отношения. Там не было конфликта, поэтому создание Объединённой команды не противоречило интересам обеих сторон.
Сейчас же у страны есть международно признанное спортивное сообщество. Вот только к нему имеются претензии от ВАДА и Баха по поводу крупных нарушений антидопингового законодательства. С которыми ОКР и сами спортсмены принципиально не согласны. И ситуация зашла в ту точку, когда выступление под нейтральным флагом для российских спортивных чиновников просто неприемлемо, т.к. будет означать бессмысленность сопротивления (чуть ниже мы поговорим о самом процессе борьбы) на протяжении двух последних лет. Конечно, в июле наши спортсмены уже выступали в качестве команды без национальной принадлежности - но к дипломатическому прогрессу это не привело, хоть даже и Коэ признал, что медали атлетов являются положительным фактором. Сейчас вопрос о поездке под олимпийским флагом неприемлем из-за того, что он будет означать капитуляцию российского спортивного сообщества и лишит его многих прав, убив какую-либо репутацию. Даже если она и до этого была подпорчена чередой громких допинговых скандалов.
Доказательства? Они... есть
Если взглянуть на список обвинений, а также на их масштаб - то создаётся впечатление, что каждый фармаколог в России трудится на поддержание допинговой системы, а сотрудники ФСБ только и делают, что царапают баночки с анализами, когда не читают переписки в мессенджерах.
И тут стоит признать одну вещь: наши спортсмены сами давали повод для этого последние 10 лет. Просто посчитаем количество отобранных медалей в Турине, Пекине, Лондоне и на различных ЧМ, когда ребята палились на очень серьёзных препаратах. Чего стоит мордовская школа спортивной ходьбы, где всё было поставлено на поток. И с этим спорить очень сложно.
Вопрос же в том, что ВАДА делает ставку на события перед Сочи. И вот тут уже обвинение не выглядит весомым и угрожающим аки Колосс. Наоборот, оно такое же смешное при своих претензиях на серьёзность, будто Дон Кихот бежит добывать трофеи для Дульсинеи. Поцарапанные баночки, вискарь с анаболиками (врачи смеются, ибо это очень неэффективный способ) и прочие гипотезы выглядят нелепо, но на их основе удалось сломать не один принтер, пока он печатал бумагу.
Дошло до того, что обвинения потихоньку сворачиваются. Недавно 95 российских спортсменов были оправданы по делу об участии в допинговой системе. Кто-то скажет: "100 из 1000 - это жалкие 10%". Но не стоит воспринимать юриспруденцию понятиями арифметики. 1000 обвиняемых - такое в судебной практике случается весьма редко. И если 100 из них оказались невиновны, то это провал для обвинителя. Давайте представим: прокурор какого-нибудь города обвинил 10 человек в жестоком убийстве на основании весьма странных подозрений. И 1 из них оказался полностью непричастен к делу. Не состоял он в банде, не был на месте преступления и никак не принадлежал к убийцам. Знаете, что будет с прокурором? Минимум, общественность его будет разносить за то, что он пытался повесить на заведомо невиновного такое страшное преступление. А в справедливом случае прокурор бы мигом лишился должности. Только у нас даже и факта "убийства" не доказано.
И если бы руководители МОК были бы в здравом уме, то они бы приостановили процесс расследования, попросили ВАДА переделать всё обвинение и успокоили ситуацию. Происходит ли это сейчас? Нет. Битва с допингом перетекла в комедию, где смеяться вовсе не хочется. И даже не от того факта, что страдает репутация твоей страны - просто обидно, когда ты видишь произвол.
Молчание - знак согласия
"Но ведь чем отвечает Россия?" - логичный вопрос многих людей. И у меня каждый месяц он возникает. Вроде бы были какие-то иски (от банка ВТБ, от отдельных спортсменов) - но после подачи заявлений я не видел больше новостей об этом. Иск составлен - а дальше тишина. Хотя в интересах как чиновников, так и СМИ раздувать повод и постоянно отчитываться о ходе дела. Отклонили иск? "CAS не даёт нашим спортсменам права защитить свои интересы!" - какой потрясающий заголовок бы вышел! Дело затихло? "Европейские бюрократы специально замалчивают иск о несправедливости по отношению к нашим!" - такая бы новость разорвала все телеканалы! Когда надо, машина громких заголовков в России работает по-полной. Но создаётся впечатление, что ОКР и не особо хочется защищаться. Правда, страдают от этого не они, а те, кто тренируется каждый день! Несколькими днями назад состоялся очень спорный процесс по нашим лыжникам: но в соцсетях почему-то не видно никакого шума. Тогда как в июне-июле 2016-го все паблики ВК, далёкие от тематики спорта, (а ведь они сейчас - отображение интереса обычного жителя стран СНГ) говорили о легкоатлетах. Так сложно пустить волну?
Хоть "Молчание - знак согласия" является аргументом бытовым, неприменимым в юридической практике и журналистских текстах, стоит сказать, что ОКР закапывает сам себя. И поэтому возникает очень логичный вопрос о том, что их стоит всех разогнать к чёрту и запретить занимать хоть какие-то государственные должности. Вывод жёсткий, но что господин Жуков и его окружение сделали за 2 года? Сколько своих угроз воплотил в реальности мистер Мутко? В интервью можно наговорить многое - а реального сопротивления не видно. И пока мы не разберёмся с этой инертностью в радикальном ключе, нас будут топтать. Поверьте, у ВАДА и МОК хватит фантазии ещё на долгие годы.
Чистые спортсмены должны иметь право на счастье
В борьбе системы с системой судьбы людей всегда игнорируются. Или приносятся в жертву принципу, про который рано или поздно всё равно забудут. Так было в 80-х, когда многие атлеты из Западной и Восточной Европы потеряли лучшие годы из-за геополитической войны интересов. Спустя 30 лет мы снова рискуем получить "потерянное поколение": Антон Шипулин укрепился как один из лидеров мирового биатлона, наша эстафетная четвёрка в этом виде спорта является самой стабильной, Женя Медведева вышла на пик формы (а век фигуристки нередко мимолётен, Аделина Сотникова может многое об этом рассказать), Сергей Устюгов нынешний год провёл в потрясающей форме, Никита Крюков в командном спринте до сих пор надёжен, Юлия Белорукова и Наталья Матвеева отлично сработались, Александр Третьяков и Елена Никитина держат уровень в скелетоне. И это только те люди, у которых очень высокие шансы на "серебро" и "золото". А ещё стоит дать шанс выступить на первой Олимпиаде Максиму Цветкову и Антону Бабикову, которые уже неплохо чувствуют себя в мировом биатлоне. Да и Евгений Гараничев в спринте и пасьюте вполне способен взять медаль, даже несмотря на не лучший прошлый сезон. У нас есть топовые спортсмены, которые прямо сейчас способны принести сборной место в тройке в медальном зачёте. Чёрт с ним, с результатом для команды: просто страшно осознавать, что в конфликте дядь в костюмах за несколько тысяч евро могут пострадать люди, которые отдали 4 года ради того, чтобы просто не поехать в Корею. Убить человеческую надежду - это самое ужасное преступление.
Но есть один вопрос: а кто даст гарантии, что через 3 года ни у кого не возникнут вопросы к Третьякову и Устюгову? Скелетон, лыжи и биатлон уже давно под ударом ВАДА - и раз они уже давно так или иначе являются частью системы, то руки могут дотянуться даже до них, хоть сейчас они вне подозрений. Поверьте, и ничто не остановит этот процесс: Александр Легков, тренирующийся в Швейцарии, может это подтвердить. Наталья Матвеева как-то была отстранена из-за эритропоэтина - и она автоматом подозреваемая. В декабре прошлого года был подготовлен список из 31 биатлета - и хоть из них всего двое были отстранены, эта весть опустила престиж наших спортсменов ещё ниже. Важно не доказать - важно просто придумать повод. А остальные сожрут бедняг за день.
Нет, я не пытаюсь вас убедить в том, что Шипулину стоит забыть про февраль 2018-го года: просто нашим чиновникам нужно гораздо лучше оберегать лучших спортсменов от обвинений. Но разве они это делают? В 2014-м я бы тоже не поверил, что скоро грянет огромная война между ОКР и всем миром. А она случилась. И не затихает до сих пор. Потому что выиграть медаль, а потом её лишиться - это не лучше, чем просто не доехать до Игр.
Каковы же варианты?
1) Белый флаг: Россия признаёт факт наличия системы допинга, определённые спортсмены едут на Олимпиаду. Нереален по причине позиции ОКР. Невыгоден из-за того, что это обнуление всего престижа российского спорта;
2) Компромисс: Россия продолжает бороться за свою репутацию, но позволяет спортсменам ехать на Игры. Реален, но невыгоден: судебный процесс всё равно продолжится, а спортсмены не будут гарантированно защищены;
3) Победа: Россия выигрывает процесс и защищает своё имя. Но спортсмены не едут на ОИ, потому что выиграть суд по такому масштабному делу за 3 месяца невозможно. Да и абсолютное отсутствие энтузиазма ОКР сеет сомнения в том, что дело вообще будет выиграно в обозримом будущем.
Как итог, реальный сценарий не решает проблему, а выгодный навряд ли вообще случится. Выход из всего этого прост: менять верхушку спортивной системы, неспособной защитить своих спортсменов и работать в правовом поле. Но провернуть такое за 4 месяца невозможно даже при самых благоприятных факторах. А их нет и в помине. Так что спорт в России мёртв. Спортсмены и тренеры живы и стараются в нечеловеческих условиях, справляясь с любым давлением - но они зависимы от прогнившей администрации. Но я никогда не поверю, что в стране таких талантов не найдутся 20 человек, которые смогут изменить всё.
, что странно так как не соответствует формату ресурса
,, автору респект
Никто не оправдывает допинговую систему в России. Вот только ВАДА завышает её уровень: какие-то водопроводчики из ФСБ, царапины на баночках, странные коктейли, через которые анаболики всё равно с трудом усваиваются. Если бы ВАДА выкатила бы адекватный отчёт с нормальными доказательствами, то вопросов от болельщиков к ней бы не было. Все мы понимаем, что творилось в Мордовии под руководством Чёгина. Все мы знаем, что на рубеже 00-х биатлетов пичкали эритропоэтином. Но в докладе речь идёт же больше о Сочи - и доказательств там нет.
2) Криминализованность государственных структур - да, с этим спорить сложно. Но смотрите: Россия хотела выиграть Сочи. Так почему с Сотниковой сняты обвинения, хотя всем было понятно, что она главная надежда в женской одиночке? Почему Шипулин не подозревается, хотя он уже тогда был главной силой русского биатлона, ибо Женя Устюгов уже завязывал? Если Верховнокомандующий хотел гарантированной победы, то наркотой надо было пичкать всех железных кандидатов. Но к Шипулину вопросов нет. Зато к Романовой они были, хотя её результаты на лыжне говорят о том, что никакого допинга там и не могло быть.