5 мин.

Служба по контракту. Блог Евгения Колесникова

Всем привет! Друзья, после продолжительной паузы, связанной с отдыхом, решением внесезонных и внеигровых вопросов, я наконец-то вернулся к вам. Со времени нашего последнего общения я стал игроком УНИКСа. Хочу сказать больше спасибо болельщикам «Автодора», клубу, городу. Вот уже неделю я нахожусь на сборах – в перерывах между тренировками как раз есть время, чтобы поделиться с вами мыслями и фактами из жизни баскетболиста.

В этот раз я решил затронуть тему контрактов. Думаю, вы в курсе, что мы – профессиональные игроки, как и все вы или большинство из вас, подписываем договор при устройстве на работу. Российские игроки, приходя в клуб, сдают в отдел кадров трудовую книжку, где проставляется отметка об их принятии на работу. Наши отношения с клубом – работодателем – регулируются нормами трудового законодательства. И мы при приеме на работу подписываем контракт.

Что это за документ такой, каким он бывает, как и кто его согласовывает перед подписанием? Об этом и поговорим.

Когда ты являешься юным баскетболистом, то читая контракт, почти ничего не понимаешь, что читаешь. Для тебя в это время контракт это просто набор каких-то пунктов. С течением времени, с опытом ты начинаешь разбираться в контрактах все лучше и лучше. К  тому же они однотипные и не отличаются в клубах кардинально.

Для игрока очень важным является выполнять устав клуба, его правила, за нарушение которых в контракте прописываются штрафы. В частности, есть запрет на употребление алкоголя на рабочем месте – при однократном употреблении клуб может удержать 5-10% из зарплаты игрока, при неоднократном – может даже расторгнуть контракт. Есть штрафы за опоздание на тренировку (примерно такие же, как за алкоголь). В общем, дело игрока выполнять то, что прописано в контракте. Заключать же контракт, вести всю работу по нему это поле деятельности агента. 

Именно агент играет большую, если не основную роль при заключении контракта. Лет десять назад, когда я начинал играть в профессиональном спорте, агентский бизнес в нашей стране лишь набирал обороты. Сейчас же даже у юных баскетболистов есть агенты. К тому же игрок может работать не только с российским агентом, но и с европейским – если он планирует играть в другой стране. Недавно появилась тенденция к объединению агентов – российские сотрудничают с европейскими и американскими коллегами для того, чтобы увеличить географию клубов, в которых могут играть их клиенты. В России агентов не так много – около 90% игроков в России работают, думаю, с 4 агентствами.

Между контрактами в России и в Америке есть различия. Например, в НБА есть потолки зарплат, у нас этого нет. К тому же в США в разных штатах разный подоходный налог. У нас же ставка налога едина, но кто-то из клубов прописывает в контракте сумму выплат игроку до вычета налога, а кто-то уже с вычетом. Иногда, подписывая контракт, игрок может не обращать на это внимания и потом удивляется при получении первой зарплаты. Вот и здесь важно наличие агента.

К тому же есть ряд моментов, которые могут быть не прописаны в контракте, но игрок можешь лишиться из-за них части своей зарплаты. В частности при перелетах игроки должны сдавать в клуб «корешки» посадочных талонов, которые являются отчетными документами и нужны бухгалтерии клуба. В моей практике был случай, когда я и мои одноклубники их не сдавали – просто не знали, что они нужны. Получилось, что половина сезона игроки летали за свой счет, т.к. в конце сезона из нашей зарплаты была вычтена сумма за непредоставленные «корешки». Получилось по тем временам, а было это лет 7 назад, 10-15 тысяч долларов.

Еще одним нюансом является предоставление квартиры. В контракте может быть написано, что клуб обеспечивает игрока квартирой, но на деле оказывается, что он помогает тебе ее найти, и именно это как бы подразумевается в контракте, а плату за квартиру игрок должен вносить сам. Хорошие клубы – имеется в виду те, у которых хорошая репутация и организация процессов – оговаривают и прописывают все четко.

 

Некоторые клубы сейчас пытаются обезопасить себя от содержания травмированных игроков и прописывают в контракт пункт, что в случае рецидива травмы они могут в одностороннем порядке расторгнуть контракт или не платить игроку зарплату до тех пор, пока он не восстановится. Так стали поступать, потому что у российских клубов за последние годы было немало подобного опыта, особенно с иностранными игроками. Чтобы избежать такого, клубы теперь уделяют повышенное внимание медосмотрам игрока. Если вы не в курсе, то я поясню, что контракт игрока с клубом вступает в силу только после того, как игрок прошел медкомиссию. Правда, иногда клуб использует необходимость прохождения медкомиссии для того, чтобы расстаться с игроком, если после подписания контракта клуб решил, что он ему не нужен. В таком случае игрок может пройти независимую медкомиссию и доказать, что результаты комиссии в клубе не соответствуют действительности.

Возвращаясь к разговору об игроках, у которых случаются рецидивы травм, отмечу, что клуб, конечно, не хочет иметь контракт с таким игроком. Особенно если контракт гарантированный, т.е. тот, при котором клуб обязан выплатить игроку всю сумму контракта. Так что для клуба крайне важно знать все о здоровье игрока, о его травмах до момента подписания.

В Испании для того, чтобы клубы были полностью осведомлены об игроках чемпионата, на каждого баскетболиста, проведшего хотя бы сезон в этой стране, у федерации есть информация о том, какие травмы у него были, какие процедуры и препараты ему назначались и делались. Все это предоставляет врач команды, и клуб отправляет информацию в федерацию. Все испанские клубы имеют доступ к этой базе.