Заслужи возможность бросить
Пост игрока УНИКСа Евгения Колесникова о том:
- Нужно ли учиться финтам как в НБА
- Почему в России почти нет разыгрывающих
- Чем интересен и полезен мини-баскетбол
Перспективы игрока. Когда можно понять, что юный баскетболист или баскетболистка достигнут успехов в профессиональном спорте? В баскетболе принято в первую очередь обращать внимание на рост: именно он является ключевым критерием отбора. Но рост – вещь такая, не всегда полностью предсказуемая. Ждать пока ребенок вырастет? Поставить крест на всех надеждах, если рост пока дотягивает до нужного?
Безусловно, физические параметры важны, важны очень. Все-таки у нас спорт, и здесь без антропометрии в достижении результата не обойтись. Но все же, думаю, не стоит зацикливаться лишь на этом аспекте. Кто-то вырастает раньше, кто-то позже, гораздо важнее – наличие способности и желания бороться, расти в мастерстве.
Сейчас в эпоху, когда тон задает НБА, юные герои хотят подражать именно заокеанским звездам. Но часто забывают, что для того, чтобы быть похожими на Леброна, Карри и К, нужно много работать, постоянно прибавляя в мастерстве. Над каждым компонентом игры звезда НБА работает вместе с личными и клубными тренерами. Юный же игрок овладевает зрелищными элементами из НБА-арсенала – финтами, проходами, ведением – сам, проходя через ошибки и затрачивая больше усилий во время тренировок и игры. В итоге, время затратишь, поставишь себе технику, а она результат команде не принесет, т.е. будет просто неэффективна. Я не призываю отказаться от зрелищности игры, а предлагаю подумать о балансе. Финты это круто, но если пользы для команды не будет, может не стоит слишком к ним стремиться? У нас все ж-таки командная игра.
А то, посмотрев игры НБА, ребята стремятся в игре забить как можно больше, тянут одеяло на себя. Тем более, что сейчас в основном все смотрят хайлайты с самыми зрелищными моментами. Хочу забить очков 30-40 – это же так зрелищно, впечатляющая статистика. Дайте мяч, и я забью. Но так не бывает. Чтобы бросить, ты должен этот мяч заработать, несколько раз перехватить. А не так, что бросил, не попал, снова брошу. Ты не один на площадке, и команда должна верить, что ты попадаешь. За какие заслуги мяч должен быть постоянно у тебя? И неограниченные возможности для броска? Заслужи возможность бросить.
И тут встает еще один вопрос – вопрос контакта. Многие юные игроки стараются сейчас от него уйти – забить легкий бросок, бросить из-за дуги. Но баскетбол – это контактный вид спорта, в нем никуда без борьбы за мяч, без движения вперед. За тот же спорный мяч нужно бороться. Хочешь набить статистику? Будь добр отработай в защите и борись. Да, защитные действия – то, как кто-то выгрызает или вырывает мяч – не особо попадают в хайлайты. Их нет среди тех моментов игр НБА, которые хочется повторить, за исключением блокшотов. Но если будешь совмещать в своей игре действия в атаке и защите – за тобой будущее. Эгоисты не особо почитаемы в командах и не так востребованы, как игроки, работающие на обеих сторонах площадки.
И когда тренер дает тебе шанс – работай, работай еще больше, чем раньше, а не плыви по течению, думая о том, что если тренер тебя заметил, то все, можно делать все то же, что и раньше. Прогресс игрока не останавливается в любом возрасте. Увеличивая свою работу, ты увеличиваешь шанс еще больше раскрыть свой потенциал. Тебя заметили – отлично, ты талантлив – здорово, но это не повод работать так же, как раньше. Для юного игрока минимум это усердие при работе в тренажерном зале, над «физикой» нужно работать обязательно, чтобы нарастить мышечную массу и не уступать взрослым, быть мощнее, быстрее, чем в юношеском баскетболе.
Общаясь с тренерами, я отметил, что уходом в зрелищность грешат юные игроки не только у нас в России, но и в остальной Европе – Сербии, например. Смотря НБА игроки стремятся перенять и американский стиль баскетбола. Хотя раньше именно сербы отличались доскональным изучением ситуации и рациональными движениями, т.е. не делать миллион дриблингов просто так, а, например, ограничиться финтом и показом. Т.е. каждый момент, который создается для себя, это агрессия и атака. В Америке же школа выстроена на дриблинге, там с детства учат именно ему. У нас же такого нет: нам с детства говорят, что ты должен сохранять мяч, и чтобы у тебя его не отобрали, ты должен правильно закрывать его корпусом. Мы не можем резко изменить нашу систему обучения. В Европе большинство игроков не смогут повторить по темпу и сложности те вещи в дриблинге, которые показывают половина тренеров в США. В Америке и Европе разные подходы к баскетболу: там – более атлетичный, здесь – больше тактики. Если мы будем переходить на американскую систему, это потребует большого количества времени, наработок, практики. Нам стоит стремиться сохранять свою школу, развиваться в ней – думать о баскетболе не как об индивидуальной игре, а командной.
Конечно, развивать индивидуальность тоже нужно, дети и юноши хотят проявить себя, показать, что они могут выделиться. И для этого, я думаю, отлично подходит мини-баскетбол, цель которого индивидуальное развитие детей. В нем запрещена зонная защита, игра идет 1 на 1, 3-4 дриблинга, передача, задействованы все. Но от каждого тренера требуют побед, даже от детского тренера. Т.е. и в юном возрасте во главе угла – 1-2 место, а не развитие игрока. Об этом много дискуссий. Тоже отмечу, что считаю, что в 7-10 лет ребята должны играть, развиваясь, стремиться повторить те же финты НБА – в ущерб результату команды, но для развития детей. А получается, что тактикой, в ущерб развитию делается все для победы. Учитывая, что кто-то взрослеет раньше и начинает доминировать в игре, ему и дают больше игрового времени. Но может быть и так, что игрок остановится в росте и перейдет из разряда доминирующих в обычные средние. А те ребята, которые взрослели позже и им не уделяли внимание, могут вообще не остаться в спорте. Вот и получаем – кто-то ушел, а кто-то остановился в развитии.
Давайте предоставлять каждому шанс проявить себя. Например, в 4-й четверти варьировать состав: для детей важно сыграть в важный момент игры, попробовать силы, когда все решается. В 10 лет на кону не стоит судьба медалей чемпионатов Европы, мира или Олимпийских игр. Когда пробовать как не в это время? Я понимаю, что от тренера требуют результат, и он ставит проверенный состав. Давайте ставить в качестве результата не итоговое место, а результаты игроков.
Получается, что у детей очень ограниченное время, чтобы развиться. Если начинаешь в 10-11, то вероятность того, что тобой будут заниматься, минимальна. Каждый тренер ведет определенный год рождения, он знает игроков и совсем не горит желанием обучать какого-то новичка. Так что, если приходишь в баскетбол поздно, то шанса вырасти в профессионального игрока почти нет. Чтобы догнать сверстников возможно помогут индивидуальные занятия, но немногие родители их потянут по деньгам, да и тренерские штабы наши не могут похвастаться разнообразием в плане того, чтобы работать с начинающим индивидуально. Индивидуальные занятия должен проводить тренер очень высокой квалификации, но такие наставники обычно уходят в профессиональные клубы. Думаю, что здесь велика вероятность наткнуться на тренера, работа с которым не будет эффективной. В общем, для детей важно попасть в спортшколу в 7-8 лет. Детьми до этого возраста занимаются платные секции. Позже, как я уже сказал, нагнать сверстников сложно.
Мне кажется, что проблемой в нашем детском баскетболе является и слишком ранняя специализация: детей сразу расставляют по позициям в зависимости от того, как видит тренер, как ему нужно для его командной игры. Но пока ребенок растет или не растет, о чем мы говорили раньше, его позиция может измениться. Поэтому лучше развивать индивидуальные качества игрока. Например, большого обучать дриблингу, чтобы он умел обыгрывать с периметра – пусть вначале медленно, играть спиной. А то ребенок, который сначала был высоким, а потом остановился в росте, зачастую теряет свою позицию большого и поскольку не обучен играть на позиции 1-2-го номера, то он вынужден уйти из баскетбола. Посмотрев те же хайлайты НБА, можно увидеть, что центровые сейчас делают финты, да, с высокой амплитудой, но их движения приятно удивляют. В НБА они работают над техникой летом. Детям как раз нужно ставить технику, как большим, так и маленьким, уделять технике внимание.
Я наблюдал, как растут сербы в 20-24 года, когда играл против них. В команде U20 один из разыгрывающих бросался в глаза тем, что его рост выше, чем у 2-3-х номеров. Затем я видел его в сборной U23, а потом в НБА. Его рост не повлиял на игру как 1-го номера. Поэтому детям нужно давать возможность не только играть, а играть на разных позициях – это будет давать им больше перспектив заиграть на взрослом уровне с разным арсеналом средств. А то у нас получается, что ставят на позицию 1-го номера невысоких игроков, потом они дорастают до 1.70-1.80 и покидают баскетбол: так исчезают 90% детей-разыгрывающих. И на позицию 1-го номера берут тех, кто играл 2-го, но их не учили разыгрывать, они все время играли на позиции 2-3-го номера. И чтобы заиграть на позиции 1-го, нужно очень многому научиться – ведь это тот игрок, который создает моменты для команды. К тому же сейчас арсенал действий 1-го номера значительно расширяется – они не только отдают передачи, но и являются атакующими игроками с очень сильным броском, проходом. Понимание игры разыгрывающего требует очень большого количества времени, поэтому я считаю, что всех нужно обучать быть разыгрывающими. Эти знания и умения пригодятся на других позициях, в т.ч. и на позиции 5-го номера, которые взрослеют позже всех. Потому что современные центровые сейчас также обладают широким спектром действий – дриблинг, броски с периметра. Чем более разносторонних игроков будут готовить с детства, тем легче им будет найти себя во взрослом баскетболе.
Фото: https://mini-fest.russiabasket.ru/, unics.ru