18 мин.

Как я провёл лето. Первая часть американского сочинения

После семимесячного перерыва на sports.ru думал, что мои статьи могут уже быть не такими красочными и актуальными, а потому не всем будет интересны истории про мою стажировку и бейсбол в США. Но набрав почти 700 плюсов за сутки и увидев столько тёплых комментариев о своей истории с финала Кубка Стэнли, я моментально убедился в обратном. Огромное вам за это спасибо! 

Сегодня я начинаю блок своих сочинений, о том, как я провожу лето, стажируясь в маркетинге бейсбольного клуба летней лиги США. Каждые полторы - две недели в своём блоге я буду рассказывать о том, как проходит бейсбольный сезон, чем занимаются я и мои коллеги, как устроен клуб и лига, какие инструменты маркетинга и пиар используют местные клубы, за что так любят бейсбол, чем уникально именно то место, где я оказался и много всего интересного. Сегодня вас ожидает вводный выпуск. Приготовьтесь к лонгриду!

https://b.radikal.ru/b42/1906/fb/b0de2d49bc73.jpg

Начнём с ответов на вопросы, которые у вас уже наверняка возникли после предисловия. Прежде всего, советую вам погрузиться в чтение этой статьи - краткий гид по летним лигам США, из которых выходят будущие звёзды МЛБ. После её прочтения многих вопросы отпадут.

И так, где я оказался?

В США огромное количество бейсбольных низших (как из называют - минорных) лиг, где играют профессионалы, полупрофессионалы и студенты - ещё не профессионалы, но на пути к этому. О последних и пойдёт речь в моем случае. По сути, единственный верный путь в МЛБ (Главная Лига Бейсбола - аналог НХЛ в хоккее и НБА в баскетболе) это через драфт. Чтобы выйти на драфт спортсмен должен выступать за бейсбольную команду своего университета. Университеты образуют свою студенческую лигу под сокращённым названием NCAA, где клубы играют в течение учебного года. Однако бейсбол - это летний вид спорта. И если в баскетбол и хоккей привыкли играть с сентября по май, когда как раз идёт учебный год, то играть в бейсбол зимой никому в голову в этой стране ещё не пришло. Но как студентам играть с июня по август, ведь эти месяцы выпадают на святые летние каникулы? Так американцы и придумали в девятнадцатом веке Летние бейсбольные лиги. Сейчас количество этих лиг на разном уровне варьируется от пятидесяти до шестидесяти пяти. Но профессиональных, из которых ежегодно выходят несколько десятков добротных игроков напрямую на драфт, не так много, и Бейсбольная Лига Кейп Код (Cape Cod Baseball League) - одна из них. 

Оказался я именно в ней, а если быть точным, то в бейсбольном клубе под названием Орлинс Файрбёрдз (Orleans Firebirds). 

Почему именно здесь? 

Два года назад я был в городе Орлинс по программе для студентов "work and travel". Три с половиной месяца я работал на кухне в ресторане быстрого питания, параллельно следя за успехами местной бейсбольной команды Файрбердз. Когда было время - посещал домашние игры, где изучал местный колорит и общался с болельщиками и сотрудниками клуба. Там я познакомился со Стю Маррей - директором по маркетингу и медиа "Файрбердз". Этот человек впервые познакомил меня с внутренней кухней клуба и лиги, а также рассказал о возможностях стажировки под его управлением. 

Поскольку саму игру бейсбол моя сфера деятельности затрагивает не так сильно, а гораздо больше освещение, продвижение бренда, работу с болельщиками и местным комьюнити, то было бы глупо упускать такую возможность прикоснуться к изнанке маркетинга и попробовать себя в штатах. 

Как я сюда попал?

В октябре прошлого года я подал заявку на участие, приложив своё резюме и примеры работ, затем прошёл собеседование по скайпу, а уже в ноябре получил письмо из клуба, в котором были поздравления и intern-offer. Процедура участия - открытая, единственное условие, которое необходимо для участия в стажировке - быть на данный момент студентом вуза или его выпускником в нынешнем году. Поэтому несмотря на то, что 99% стажёров здесь - американские студенты вузов, дорога для участия открыта всем, и в заключительной части публикаций я подробнее расскажу о том, как это сделать. 

Как устроена эта лига?

Cape Cod (Кейп Код) - это лишь небольшой полуостров на берегу Атлантического океана в штате Массачусетс. И живёт этот полуостров только летом, когда сюда на отдых прибывают десятки и сотни тысяч туристов, а бейсбол здесь - один из способов досуга. В лиге 10 команд, разделённые на две конференции: по пять команд на западе и востоке. Сезон состоит из регулярного чемпионата: 44 игры, где в своей конференции каждый играет с каждый три раза дома и на выезде, а с соперником из другой конференции - по два. По четыре команды из какой конференции выходят в плей-офф, где играются полуфиналы и финалы конференций, а дальше финал лиги, везде до двух побед в серии. Весь сезон длится порядка двух месяцев. В этом сезоне от стартовой игры, 10 июня, до третьей игры финала, 11 августа. Со всеми остальными деталями будем знакомиться вместе с вами по ходу моего пребывания. 

Бейсбол для меня как и для большинства из вас - неизведанный вид спорта. Я никогда в него не играл и до осенил прошлого года никогда не понимал, как в него играют. Первый раз я был на бейсболе в 2016 году на игре Нью-Йорк Янкиз. Я допустил самую популярную ошибку новичка-зрителя: я пришёл на бейсбол, не зная не единого правила игры, и, естественно, моментально разочаровался. Никакого экшна, ребята весь матч пытаются попасть битой по мячу, а за три часа игры всего два хоум-рана. Что это за игра такая? А вот развлекательная программа тогда мне очень хорошо запомнилась, как и год спустя на Ред Сокс - у меня тогда двух часов не хватило, чтобы обойти все развлекательные активности, фирменные магазины и исторические уголки Фенвэй Парк. 

В общем, за саму игру бейсбол мне тогда полюбить не удалось, а вот атмосфера вокруг стала интересна. Когда мою кандидатуру одобрили, то я уже основательно сел за материалы по изучению самой игры. На тот момент в круг моих возможных обязанностей входила текстовая трансляция матчей Файрбердз в твиттере, а это означало, что мне необходимо не только ознакомиться со всеми нюансами игры, но и стать в ней практически экспертом. К счастью, интернет полон литературы и обучающих этой игре видео. Пользуясь случаем, благодарю блог, материалы которого я до сих пор использую в качестве справочника. Я пересмотрел в общей сложности около 70 часов игр, обзоров, отдельных моментов на русском и английском языке, чтобы стать уверенным пользователем. Даже побывал на одной любительской игре у себя в Москве, чтобы понять, насколько мы далеки от идеального мира. Теперь, когда знаешь тонкости игры и видишь как она популярна на Западе, даже как-то жаль, что у нас о ней знает лишь небольшая группа людей. 

Предсезонка 

В декабре мы мы заочно познакомились с моими коллегами из медиа и получили первичную информацию о предстоящем сезоне: календарь мероприятий и расписание матчей, планы по развитию и все необходимые контакты для взаимодействия внутри клуба и лиги. Мы начали обмениваться своими идеями и принимать участие в создании Yearbook - ежесезонном информационном буклете о клубе. По приезде за два дня до старта сезона я познакомился с коллегами лично. Познакомьтесь с ними и вы. Это люди, с которыми я буду работать на протяжении всего сезона в одной команде: два комментатора, один репортёр, один журналист и режиссёр трансляций. К каждому добавляю ссылки на Инстаграм, где вы найдёте фото с текущей стажировки и деятельности в университете в тех же ролях. 

Джош Уайт (Josh White) - комментатор, University of Miami @_joshrwhite

Томас Зинзарелла (Thomas Zinzarella) - комментатор, Providence School @zinz21

Скотти Гейндж (Scotty Gange) - репортёр, Arizona State University @scottygange

Брайс Джонсон (Bryce Johnson) - продюсер-координатор, Franklin Pierce University @bryce45johnson

Алек Хэнден (Alec Henden) - журналист, Arizona State University @alec_henden

Все эти люди, собранные из разных уголков страны, привязаны к нашему клубу. И такая команда от трёх до шести человек есть в каждом из десяти клубов нашей лиги. Ведь у каждого профессионального клуба в США есть свои комментаторы, свой пишущий журналист, своё клубное ТВ и т.д. Здесь, например, болельщики предпочитают заплатить и слушать своих комментаторов нежели смотреть нейтральных по общедоступному каналу. 

Мне хватило одного совещания и двух игр, чтобы понять их профессионализм. Это те самые парни, которые организуют шоу вокруг матчей NCAA, где на школьный стадион приходят да ста тысяч зрителей на матч. Оставьте этих ребят впятером на бейсбольной арене с оборудованием и дайте им три розетки, и они без проблем организуют не просто прямую трансляцию матча с комментарием, а интересное шоу. Безусловно, интерес к командам летней лиги несравним ни с NCAA, ни с MLB. Трансляции игр набирают 400-600 просмотров, в соц сетях у клубов несколько тысяч подписчиков, а о самой лиге в мире бейсбола вспоминают только когда проспект пробивается и заигрывает в клубе МЛБ. Тем не менее, для стажёров это площадка, где они могут получать практику, оттачивать свои навыки и продавать себя дальше для развития карьеры. 

Подробнее на работе каждого из них я остановлюсь в следующих выпусках. Моя роль, в отличие от ребят, чуть поодаль от бейсбола. Маркетинг и пиар подразумевает здесь создание контента вокруг игры, болельщиков, местного бейсбольного сообщества и города. Если клубный журналист освещает сами игры и создаёт контент вокруг команды и игроков, то я занимаюсь другой стороной. Конкретно это ведение сайта, социальные сети (Инстаграм и Фейсбук, частично Твиттер - туда в основном выкладывают контент о команде и игроках, а также ведут текстовые трансляции игр), визуалы в фотошоп для анонсов, результатов игр и других промоушн, а также активности с болельщиками как в социальных сетях, так и в оффлайн пространстве. 

Оффлайн-маркетинг: программа матч-дей, школа бейсбола, мероприятия вне матчей и окружающий контент делаются по стандартному шаблону из года в года, вопрос только организации, подачи, креативных решений и новых идей. В маркетинг офлайн помимо меня вовлечено несколько человек: руководитель нашей медиа команды Пейдж Томсон, ген. менеджер Сьюзан Хортон, помощник ген. менеджера Элейн Брикман, на исполнении участвуют менеджер по операциями Ти Джей Кинг, 12 волонтёров и ведущий. Но об этих механизмах подробнее позднее.

Прибытие

Первое очное знакомство с командой состоялось за два дня до старта чемпионата. Первая игра была запланировала на десятое июня, а восьмого числа вся организация, включая игроков, тренеров, персонал, руководство клуба, стажёров и волонтёров, собралась на домашней арене на приветственный ужин в неформальной обстановке. В этот день прибыл и я.

Парни из медиа команды прибыли в Орлинс на несколько дней раньше - учебный год в американских университетах заканчивается с 26 мая по 2 июня, а начинается уже в конце августа. Команда пребывала не в полном составе, так как несколько игроков оставались задействованы до двадцатых числах июля на мировой серии среди колледжей. Но и без них в составе было порядка двадцати пяти человек, хотя в одной игре задействуют 10-13. 

Познакомившись и немного пообщавшись со своими коллегами, главный тренер команды Келли Никлсон попросил встать всех в большой круг, после чего каждый по очереди представился, назвал роль в клубе и откуда он. Я понятия не имею, какие университеты ценятся здесь больше всего, но когда дошла очередь до меня и я сказал, что я из России многие слегка охнули и удивились. Далее перед нами выступил тренерский штаб и президент клуба с целями на сезон. Этот сезон для клуба особенный - в этом году "птицы" принимают у себя дома матч всех звёзд лиги, к тому же в клубе сменился президент. Перед командой поставили задачу - выиграть чемпионат, хотя в прошлом году она не попала даже в плей-офф. Но сравнивать с предыдущим сезоном глупо, так как состав в лиге каждый сезон меняется на 95%, и бейсболисты выступают в лиге только один сезон, если их не задрафтовали, то два (те самые 5%), но не более. Поэтому никакой корреляции с результатами предыдущих сезонов в нынешнем нет. У нас, например, с 2018 года осталось всего два игрока. А это, кстати, наша домашняя арена. 

А это тортик с пожеланиями. Точнее, то, что осталось после первого присеста "Have a great season! Go Birds!"

Руководство прекрасно встретило меня. Я пообщался с президентом и вице-президентом клуба, главным тренером и генеральным менеджером, которым оказалась женщина. Сюзан Хортон показала мне офис, тренерскую и раздевалку игроков, а затем пожелала мне удачи и сказала, чтобы я не стеснялся к ней обращаться в любой момент. 

После ужина я познакомился с двумя игроками, которые оказались питчерами. Я стал расспрашивать их об игре и главных её сложностях. Они же меня - о том, играют ли в бейсбол в России и что я вообще здесь делаю. Когда я стал рассказывать им про то, что в нашей стране бейсбольные биты используют, чтобы решить чьи-то проблемы, то это вызвало у них искренний смех, и они пообещали меня как-нибудь научить этой игре, в которую я ни разу не играл в своей жизни. Это действительно интересно попробовать. 

День до старта 

На следующей день у команды была предыгровая тренировка, а наш медиа штат собрался на Элдредж Парк (наша домашняя арена) за час до начала, чтобы подготовить и затестировать оборудование к завтрашней игре. В пресс-боксе я поближе познакомился с тех. работниками клуба и агрономами. Их в клубе всего четверо. 

Затем мы сделали небольшой предыгровой репортаж, а я остался наблюдать за тренировочным процессом. Пока сложно поверить, что передо мной находятся игроки, которые уже через 2-3 года начнут блистать в МЛБ. 

В день игры-открытия на арене зрители стали собираться примерно за три часа до начала матча. Нашим соперником был Боурн Брэйвз из западной конференции. Как сказал Наш комментатор Джош: запомните этот момент, потому что эти 44 игры регулярки пролетят как одно мгновение. Кстати, забыл вам сказать, что все эти 44 игры + плей-офф наша медиа бригада должна посетить любой ценой. Домашняя игра или выездная - мы там, чтобы оперативно освещать игру команды и создавать шоу. В ближайших выпусках я расскажу вам подробнее о том, чем занимается, каждый из нас с небольшими примерами, а сейчас вкратце, о том как выглядит наша домашняя игра со стороны зрителя. 

Команды прибывают на арену за два часа до игры, поскольку поляна с бейсбольной конфигурации всего одна, то сначала одна команда размещается на поле и отрабатывает хиты битой, ловлю и передачу мяча по всему полю, а в это время другая занимается растяжкой и беговыми упражнениями. Через минут 45 команды меняются местами. В большинстве случаев игры проходят на полях местных средних школ, а вход для зрителей - свободный. Вам в течение несколько выпусков предстоит увидеть все десять арен и ознакомиться с маркетингом всех десяти клубов лиги.

Далее традиционно гимн США и церемония первого броска с горки питчера кэтчеру. Это аналог символического стартового вбрасывания в хоккее или первого удара по мячу в футболе. Право сделать первый бросок предоставляется известным личностям нашего города и почетным гостям. Затем наступает сама игра - девять иннингов, где команды по очереди защищаются и атакуют. Рекламные паузы и маркетинговые активности разрешены только по окончанию каждого иннинга, поэтому в общем и целом игра идёт слишком размеренно и скучно, даже если болеть за ту или другую команду. 

Болельщики могут прибывать и уезжать в любой момент встречи. За самой игрой пристально следят только во время опасных моментов, в остальное время - общение, телефон, еда и напитки. Кто-то размещается на скамеечной трибуне, а те, кто хочет разместиться поудобнее, привозит с собой раскладной стул или стелет полотенце на ближайшем холме.

Дети от пяти до двенадцати лет приезжают на игру в кэтчерских перчатках и бейсбольным мячом, которым перебрасываются между собой на ближайшие лужайке. Как только в игре мяч после удара битой вылетает за поле - вся детвора безумно мчится этот мяч схватить. Большая удача!

На вопрос "Are you happy?" этот парень расплылся в улыбке: конечно! 

А заканчиваются матчи рукопожатиями и подписанием мячей игроками для юных любителей бейсбола. Примерно так выглядит типичный матч в нашей лиги. Какими же активностями здесь разбавляют атмосферу клубы? Всё будет, но в следующих выпусках.

Напоследок о наших целях и задачах на сезон. Каждый год в клуб приходит медиа команда, которая пытается вывести маркетинг на уровень выше, чем это сделала прошлогодняя команда. Ведь только так можно заявить о себе в лиге. Глобально перед нами стоит цели повышения лояльности местной аудитории к клубу и привлечение новых болельщиков из числа туристов. Мы поставили перед собой несколько метрик для оценки своей работы по ходу и в конце сезона. Среди них количественные - посещаемость домашних матчей, количество подписчиков и интеракций в соц. сетях, упоминания в СМИ и электронных ресурсах и т.д.

Здесь в конце каждого выпуска мы будем регулярно измерять свою работу именно по охвату подписчиков в соц. сетях. Такая картина по подписчикам в соц. сетях в нашей лиге по состоянию на 19 июня. Мы на пятом месте. 

Поставили себе цель достигнуть отметки в 11 000 суммарно и запрыгнуть в тройку по окончанию текущего сезона. По крайней мере, приложим все усилия для этого. Мы уже провели предсезонную рекламную кампанию "Aware of sharks? Be aware of Firebirds" - с отсылкой на прошлогодний случай с акулой на пляже нашего города. Сейчас мы проводим отрезок сезона в стиле "Birds on fire!" - с отсылкой на английскую идиому, которая означает быть в воодушевленном, победном состоянии, характеризуя болельщиков и игроков в зависимости от ситуации. К отдельным матчам, значимым датам и праздникам у нас тоже заготовлены кое-какие идеи. 

Если вам интересно следить за игрой Файрбердз и нашей работой чаще, то присоединяйтесь к нам:

Instagram: Firebirds_CCBL

Twitter: FirebirdsCCBL

Facebook: Orleans Firebirds

YouTube (в том числе прямые трансляции игр): Orleans Firebirds 

Наш сайт: orleansfirebirds.com

Также в комментариях пишите вопросы, о которых вам интереснее всего было бы узнать. В следующем выпуске я расскажу вас подробнее о маркетинговых инструментов клуба, мы съездим на несколько выездных игр, узнаем каково это играть в бейсболе две игры в один день, почему день отца в США - неотъемлемая часть бейсбола, как работают наши комментаторы и на какие средства в принципе существуют клубы летних лиг.

Встретимся в блоге на следующей неделе!