Напрасный барьер
13 лет тому назад тогдашний комиссионер Бад Силиг ввел в календарь лиги празднование даты «дня Джеки Робинсона». В этот день все без исключения бейсболисты должны в знак памяти надевать 42-й номер, под которым играл Джеки и который никто не имеет права использовать в другие дни, так как он был выведен из обращения еще в середине 90-х. День Джеки Робинсона это дата, когда первый темнокожий бейсболист впервые вступил в беттерс бокс в главной бейсбольной лиге. Тем самым это событие по своему предназначению должно служить неким назиданием и памятью для тех, кто забыл или не знал о том, кто и когда сломал расовый барьер в одной из самых популярных игр США, внеся определенный вклад в развитие американского общества.
Барьер был сломан 18 апреля 1946 года в игре команд майнор-лиги между Монреаль Ройалз и Джерси Сити Джаянтс, когда 27-летний второбазовый Джек Рузвельт Робинсон вышел отбивать против Уоррена Сендела. Говорят, что от последнего требовали, чтоб он бросил мячом в Робинсона, но этого он не сделал. Сендел был из Калифорнии и знал, кем был этот темнокожий парень.
Джеки Робинсон родился в многодетной семье дольщика из Джорджии в 1919 году. В семье все были физически достаточно крепкие. Старший брат Мек представлял страну на Олимпиаде в Берлине в беге на 200 метров и получил серебряную медаль, на 0,4 секунды отстав от Джесси Оуэнса. Средний брат также был спортсменом. Глядя на них, Джеки также решил не отставать. В подростковом возрасте он выиграл теннисный турнир. Принимал участие в футбольных, бейсбольных, баскетбольных соревнованиях и легкой атлетике.
В 1939-м Робинсон был зачислен в Университет Калифорнии. В UCLA в те годы как, наверное, нигде было много темнокожих студентов-футболистов и Джеки был одним из лучших, играя на позиции квотера. Также он известен как победитель соревнований по прыжкам в длину. Интересное то, что в те годы худшим видом спорта для него был бейсбол и, всматриваясь в его увлечение бегом и успехами в футболе, все видели в нем только будущего футболиста, кем он и попытался стать. Но вмешалась война, на которую он был призван, а после того, как вернулся, в его карьере был только бейсбол.
В 1945-м году он подписывает контракт с Канзас Сити Монаркс, командой из Негро Американ Лиги, которая обещала платить ему по контракту $400 в месяц. Негро Американ Лига была одной из многих негритянских бейсбольных организаций, которые расцветали и приходили в упадок, проводя свои турниры параллельно основным бейсбольным лигам для белых и собирая вокруг себя лучших темнокожих бейсболистов страны и соответствующую публику вокруг. Доходы были значительно ниже, как собственно и класс исполнителей. Даже при том, что Канзас Сити были наиболее титулованной командой среди всех участников, Робинсон был наголову выше остальных в плане мастерства. Играя шорта, он отбивал с беттинг эвередж .387, пятью хоум ранами и 13 украденными базами. Пусть бросок у парня был не ахти, но в остальном он был просто прекрасным защитником.
В том же году президент и главный менеджер Бруклин Доджерс Бренч Рики искал усиление для своего коллектива. Команда за последние 25 лет лишь раз выигрывала Национальную Лигу и играла в Мировой Серии. Имея под рукой минимум источников для улучшения, Рики обратил свои взоры в Негро Лигу. Это было прибыльно в любом плане. Во-первых, Негро Лига была совершенно «левым» образованием, которому не надо было платить какую-либо компенсацию, во-вторых, там играли весьма привлекательные персонажи, и в-третьих, публика, которая ходила на местные матчи постепенно начнет ходить на более престижные соревнования, пополняя кассу команды. Пусть все это и вызовет широкий резонанс в обществе, но также и даст дополнительные бонусы в развитии.
Надо сказать, Рики был не единственным, кто думал также. Просто все для доджеров сложилось более успешно. Джеки приглашали многие команды на просмотр, но так вышло, что всю свою карьеру он проведет на Эббетс Филд. Робинсон был подписан за $600 в месяц и его отправили в ААА-аффилию в Монреаль, попутно переведя его на позицию второй базы, дабы уменьшить среднюю дальность броска и получать все тот же профит от игры в защите. Через год после подписания его вызовут в главную команду 15-го апреля 1947-го года.
Так как позиция второй базы была занята, то весь сезон Робинсон отыграет на позиции первого бейсмена. В первой же игре с его участием на стадионе присутствовало более 26 тысяч зрителей. Половина из них были цветными. Темнокожее население Нью-Йорк сразу же начало игнорировать матчи Негро Лиг, толпами вваливаясь на игры «доджеров». В том же году Доджерс выйдут в Мировую Серию и сделают тоже самое еще пять раз за последующие 10 лет, что выльется в самый успешный отрезок в истории команды, целиком и полностью связанный с именем Джеки Робинсона. Это был вин-вин-вин приобретение, и как бы не было тяжело справляться с агрессией основной части общества по поводу цвета кожи, но это того стоило.
В дебютный свой год Робинсон выиграет награду лучшего новичка. В следующем сезоне в возрасте 29 лет его переведут на вторую базу и пользы от его игры станет во много раз больше. В 1949-м он выиграет награду MVP. Начиная с этого сезона он станет постоянным участником игр Олл-Старов за последующие шесть лет. Стиль хиттинга Робинсона был очень эстетичным. Его карьерный уок-рейт был 13 процентов, его карьерный кей рейт был всего-навсего 5 процентов. Он выбьет за свою десятилетнюю карьеру 137 хоумранов и украдет 197 баз. Учитывая, что за 10 лет карьеры его продуктивность должна была только уменьшаться, его 57 fwar вполне солидная цифра. Тем более это великое достижение, когда понимаешь, что Робинсон был болен сахарным диабетом первого типа и к концу четвертого десятка своей жизни его суставы просто перестали выдерживать нагрузки.
Он уйдет из бейсбола в 1956-м году и станет первым темнокожим спортивным аналитиком на телевидении и поработает комментатором. Снимался в кино. Под конец своей жизни он почти ослепнет и умрет в 1972 году от сердечного приступа.
Его именем торговали правозащитные организации и делают это до сих пор. Можно как угодно оценивать факт того, что он стал первым афроамериканцем, который был участником игры высшей лиги, ведь в том же году дебютирует Лерри Доби и о нем уже слышали намного меньшее количество людей, но тот факт, что Робинсон был действительно классным игроком, который в солидном возрасте ворвался в Национальную Лигу и смог стать символом игры своей команды, – по-настоящему знаковая заслуга и уже, как минимум, за это его стоит уважать вне зависимости, кто и как относится к его цвету кожи.
Бад Силиг хитрый лис и он знал в 2004-м, как можно спекулировать на тех или иных вещах. В то время рейтинги бейсбола уже начали переживать не самые завидные времена и нужно было что-то предпринять.
Годом ранее согласно данных Института общественного мнения имени Джорджа Геллапа количество фанатов бейсбола среди афроамериканцев упало до отметки в 5 %.
Приоритет, по мнению исследователей, зрительских симпатий среди темнокожего населения США в сторону футбола и, особенно, баскетбола, был вызван в первую очередь наличием расовых кумиров, которых в баскетболе на тот момент было хоть отбавляй. В то время как в бейсболе таковым можно было назвать только Берри Бондса. В 2003-м году на Олл-Старе в НБА три четверти всех игроков были темнокожими. В то время как в МЛБ таковых было только 10 %.
На данный момент ситуация вопреки надежд многих не изменилась. Только 7% от общего количества игроков, играющих в МЛБ, были афроамериканцами в 2016-м году. В недавней статье на САБРе Марка Армора и Даниеля Левитта авторы недоумевали над тем, что послужило причиной того, что в середине 80-х растущий тренд использования темнокожих бейсболистов в игре оборвался.
Да, темнокожих питчеров в МЛБ всегда можно было сосчитать по пальцам. А последним таковым кетчером был Чарльз Джонсон, лет 12 тому игравший во Флориде и Колорадо.
Но вот график аутфилдеров, позиций, в которых негритянские игроки были представлены больше всего.
И не стоит удивляться тому, что war от игроков афроамериканцев находится на уровне 1950-го года.
Темнокожий американец, играющий в бейсбол в США это вымирающий вид и каким бы ни было сильным желание правозащитников и функционеров МЛБ возродить присутствие Вилли Мейсов, Хенков Ааронов и Эрни Бенксов, сделать этого не представляется возможным. По крайней мере сейчас. Иной раз наблюдая за публикой на боллпарках, можно несколько игр подряд не видеть ни одного цветного. Даже на хоккее иной раз негров сидит больше, чем на бейсболе
Всего несколько месяцев назад перед оглашением победителя MVP Американской Лиги я был уверен, что выиграет Муки Беттс. Да, он имел меньший war, да, он не был тем единственным, кто тащил команду на себе. Но он создал для себя этот сезон, он был просто хорош во всех смыслах и был из команды, которая попала в постсезон, в отличие от другого кандидата. И главное, Беттс мог стать тем самым кумиром, который бы дал повод перезапустить активность той части населения, которая всего 70 лет назад ломилась на Эббетс Филд в надежде посмотреть на того, кто сломал барьер между белыми и черными в бейсболе. А может и во всех остальных сферах общества.
Решение было не политическим, но вполне заслуженным. Награду получил другой.