«Увольнение» и следы Захаркина. Экскурсия по хоккейной Польше
Я до сих пор не знаю, каков ответ на вопрос, сформулированный еще в 1988 году Фрэнком Блэком и группой Pixies. В смысле, «где был мой мозг?». Ведь каждому ясно, что если у тебя запланирован приезд в город в воскресенье утром, а уезжаешь во вторник, а в этом же городе вдруг в воскресенье и понедельник дает концерт знаменитая исландская группа Sigur Ros, надо брать билеты на оба выступления и не выпендриваться.
Но нет, я почему-то взял билет только на понедельник, а потом впал в состояние задумчивости, а когда вышел из него через пару месяцев, обнаружил, что никаких билетов на концерт в воскресенье уже, разумеется, давно не осталось. Поэтому я стал искать, чем еще себя занять, и отправился на хоккей. А так как город тот был Краковом, то хоккей оказался чемпионатом Польши. Что особенно интриговало в свете недавнего назначения Игоря Захаркина главным тренером местной сборной.
В первых двух абзацах сказана правда, но не вся. Разумеется, вы могли бы справедливо возмутиться – что за хрень такая, человека не пускают на концерт, он с отвращением идет на местный хоккей, а потом еще смеет писать об этом заметку на Sports.ru, уважаемый, между прочим, портал. Практически пассажиром, по объявлению понабрали. Куда это годится.
Но это не совсем так – я был на матчах чемпионата Польши и до этого: скажем, в 2011 году, а что не написал статью в блог «Периферия», так это потому, что задумался о чем-то; да и интриги особой не было, ведь Игорь Захаркин тогда находился совсем в другом месте. Так что существующий текст – это, скорее, отчет по совокупности нескольких посещенных игр, совмещенный со всякими энциклопедическими сведениями общего характера.
Сборная Польши занимала в 1932 году четвертое место на Олимпиаде, в 1975 году – пятое на чемпионате мира; в 1992 – 12-е. С тех пор началось падение вниз. С 2009 года сборная Польши играет в третьем по силе дивизионе чемпионата мира – группе В дивизиона I. В 2012 году ИИХФ дала полякам прекрасную возможность смыть позор: всего-то надо было выиграть чемпионат, проводившийся у себя дома.
Перед последним туром турнира в Крынице Польшу в матче с Южной Кореей устраивала победа хоть по буллитам. К 14-й минуте хозяева вели 2:0… И все равно проиграли 2:3, и вышла Корея. Негодование общественности было заметным, федерация стала искать варягов, и в итоге вот выбор пал на Игоря Захаркина. Пока успехи Захаркина противоречивы: сначала «Кадра» продула клубу высшей чешской хоккейной лиги из Тршинеца 1:7, зато потом дважды обыграла экспериментальный состав сборной Франции: 5:3 и 3:1.
При этом хоккей в Польше любят. Люди на хоккей ходят, есть модный портал, посвященный польскому хоккею – в общем, все, как положено. Когда я впервые попал в небольшой краковский дворец на матч плей-офф в 2011 году, у меня с непривычки уши заложило от слаженного пения фанатов «Краковии».
Надо сказать, что поляки – люди вообще глубоко эмоциональные. Не так, как итальянцы, размахивающие руками; но эмоциональные, что ли, по-серьезному. Однажды я сидел в костеле в Кракове и никого не трогал, как внутрь влетела юная дева, студентка, видимо, но ясно осознающая свою привлекательность – довольно откровенное платье, подчеркнутая грудь. Она пролетела сквозь зал и с ходу бухнулась на колени в том месте, где производятся исповеди. Вокруг это никого не удивило – вполне в польском характере.
На матч футбольной «Краковии» нас вообще не пустили. Отношения между красно-белой «Краковией» и красно-синей «Вислой» настолько накалились, что болельщиков начали переписывать и каталогизировать. Нас тоже хотели переписать – и тогда бы пустили на стадион – но это надо было делать в каком-то совершенно отдельном месте на отдалении от стадиона, и туда стояла очередь, поэтому мы решили провести время в тот вечер как-то иначе.
В этом году красно-белые наконец-то торжественно вылетели в первый дивизион; и внимание фанатов во многом переключилось на хоккей, в котором «Вислы» как раз нет, а «Краковия», на радость, ходит в главных фаворитах. Кроме «Краковии», в Польской хоккейной лиге (так называется элитный дивизион) играют еще 7 команд – представляющие Катовице, Санок, Сосновец, Освенцим, Торунь, Тыхы и Ястшембе-Здруй. Как мы видим, ни Варшавы, ни Гданьска, ни Лодзи, ни Вроцлава (они почти все во второй по ранжиру лиге).
ПХЛ богата на всякие казусы регламента. До нынешнего сезона вообще действовал бессмертный пункт, согласно которому команда, занявшая место выше в регулярном чемпионате, начинала серию плей-офф сразу со счета 1:0. Отыграться так никто и не смог, и пункт отменили.
Теперь, впрочем, тоже забавно (за помощь с переводом регламента сердечно благодарю Валерия Тихонова). Регулярный сезон состоит из 42 туров (6 кругов), после чего команды делятся на две группы по четыре – плей-офф и «плей-аут» (это официальное название).
В плей-офф полуфиналы и финал играются до четырех побед; а серия за бронзовые медали – до трех. В плей-ауте победители первых серий объявляются занявшими 5 и 6 места (в зависимости от позиции в регулярке, матчи за 5 место не играются), проигравшие играют серию из четырех игр на вылет из ПХЛ.
Легионеров из Канады и Штатов почти нет, хотя Джаред Браун в этом сезоне все-таки бьется за честь мундира, возглавляя список лучших бомбардиров. Если кто и есть, так находящиеся рядом чехи и словаки.
Теперь самое время рассказать о походах на хоккей.
В 2011 году «Краковия» в четвертом матче полуфинальной серии принимала дома «Ястшебье-Здруй» и, несмотря на то, что матч был четвертый, вела 3:1 (см. выше). Болельщики предвкушали выход в финал и заполнили сердитую бетонную коробку – которая находится весьма недалеко от исторического центра Кракова, между прочим, со всеми его замками и костелами.
Игра была обоюдоострой, но хозяева выглядели все-таки лучше и в итоге довольно уверенно одолели гостей 6:1 и вышли в финал. Но больше всего понравился мне даже не сам матч, а околохоккей.
Я не очень-то люблю всякие псевдолингвистические шутки, но надо сказать, что поляки просто-таки неумолимо вызывают мнение, что они построили свой язык не только на шипящих, но еще и на том, что взяли разные слова из других языков и дали им совсем другие значения. Ну как это понимать, когда «просто» – по-польски прямо; «склеп» – это магазин, «нигде» – это никогда, а «увольнение» – это ни много ни мало проброс. Первое время я не мог сдержать смех, когда диктор торжественным тоном с радостной ноткой объявлял над ареной: «Увольнение!»; и так и представлялся хоккеист, понуро снимающий хоккейную форму и бредущий через коридоры арены по направлению к бирже труда. Потом привык, конечно.
Дальше «Краковия» так же уверенно разобралась в финальной серии с ГКС (Тыхы) и стала чемпионом. Правило «1:0», как я уже говорил, после этого отменили.
В 2012 только начался регулярный сезон, и людей было меньше, хотя, как я уже писал, шум они создавали очень достойный – такие уж страстные эти поляки. «Краковия» принимала «Освенцим», до которого, в общем-то, час езды – тоже почти дерби.
Судьба в очередной раз приготовила мне лекцию на тему «Хоккей – это игра не про броски и давление, а про умение реализовывать моменты». На всю жизнь я запомню матч «Чикаго» – «Финикс» в плей-офф НХЛ прошлого сезона, который я смотрел вживую в Чикаго. После двух периодов счет по броскам был что-то типа 27:3, после трех – что-то более приличное вроде 41:11, но «Финикс» в итоге выиграл 4:0.
Сейчас было не совсем так, но поначалу похоже. «Освенцим» дисциплинированно давил, атаковал, наседал, но никак не мог реализовать хоть один из доброго десятка своих шансов. Потом «Краковия» затолкала на добивании что-то левое; под занавес первого периода забила еще раз; а когда в начале второго сам собой травмировался основной голкипер гостей, стало ясно, что сила воли им изменила.
Его сменщик пропустил две шайбы после трех бросков, и в итоге «Краковия» всласть покуражилась над деморализованным соперником – 8:0. Местные были довольны.
– фрагмент песнопений краковских фанатов.
Так как до 8:0 досиживать было необязательно, я подумал, что, может, доехать мне все-таки до того места, где будет концерт Sigur Ros. Как нас учит замечательное стихотворение Федора Сваровского «Маша», иногда бывает и такое, что счастье наступает само собой совершенно неожиданно. Вдруг у юных студенток на входе оказываются лишние билетики – и вот он я, не только на хоккее, но и музыку послушать успеваю. И думаю, что счастливо отделался, оставляя ответ на вечный вопрос Фрэнка Блэка на другой раз. На какое-то будущее. Светлое, счастливое будущее.
Люблю такие тексты, о еврохоккее.
Он только свиду кажется деревенским (обычно так говорят шакозакидатели)
А то надоели тексты о Денисове или о Сочи-14, этот рассказ намного интереснее и полезнее!!!
____________________________________________________________________________________________________________
Я тоже не очень-то люблю всякие псевдолингвистические шутки, но очень удивляло в Польше обилие различных вывесок с надписью «Blacharstwo». Как то не очень благозвучно выглядит на русском. Так и ожидай, что кто то мелкий выпрыгнет из ниоткуда
хороший пост. улыбнуло про увольнение. кстати, странно, что вообще это произносилось. диктор проброс не объявляет. ну в развитых хоккейных странах, видимо :)