Доминатор
Интересно складываются отношения гонщиков с отдельными трассами. Вот две звезды британского автоспорта, два чемпиона мира. И Сильверстоун – Дом британского motorsport. Дженсон Баттон за всю карьеру так ни разу и не приехал на подиум на своем домашнем Гран-при, даже в лучшие свои годы. Чего уж говорить сейчас, когда в руках Дженсона по-прежнему сырой болид McLaren Honda. И рядом Льюис Хэмилтон, который входит в число рекордсменов британского Гран-при и Сильверстоуна. Уик-энд 2016 года принес Льюису очередные достижения, благо в его руках «супероружие» Mercedes W07.
В двух словах Льюис в Сильверстоуне доминировал, особенно в начале гонки в мокрых условиях. На его достижениях минувшего уик-энда стоит остановиться поподробнее. В субботу Хэмилтон завоевал 55-й поул в карьере, который был уже четвертым на трассе Сильверстоун. Таким образом, Льюис стал рекордсменом по количеству поул-позиций именно в Сильверстоуне. Абсолютный рекордсмен по количеству поулов на Гран-при Великобритании Джим Кларк с его пятью поул-позициями, но до 1987 года место проведения британского Гран-при год от года чередовалось, поэтому в Сильверстоуне Кларк взял три из пяти своих британских поулов, два других пришлись на трассы Эйнтри и Брэндс-Хэтч. Сэр Стирлинг Мосс четырежды стартовал с поул-позиции на британском Гран-при, так что по этому показателю Хэмилтон сравнялся с ним, но у него по два поула соответственно в Сильверстоуне и Эйнтри.
Между прочим, завоевание поула в Британии потребовало на этот раз от Льюиса немалого хладнокровия. Первая попытка финального сегмента, принесшая ему промежуточный поул, была в итоге у Льюиса аннулирована, так как в Copse его болид соскользнул с траектории на бордюре и всеми четырьмя колесами пересек линию границы трассы. За это в Сильверстоуне стюарды снимали попытки. Оставался лишь один шанс под занавес сегмента, но Хэмилтону удалось безупречно его реализовать, опередив Нико Росберга.
Победа в Гран-при Великобритании стала 47-й в карьере Льюиса Хэмилтона. Это была уже четвертая победа Хэмилтона в домашнем Гран-при – после дебютной победы в 2008 году, он еще трижды подряд побеждал в 2014, 2015 и 2016 гг. Абсолютных рекордсменов на Гран-при Великобритании два, с пятью победами каждый. Это опять же Джим Кларк, который в Сильверстоуне побеждал трижды и по одной победе еще одержал в Эйнтри и Брэндс-Хэтче. Другой обладатель рекорда Ален Прост, но француз все пять своих британских побед одержал именно в Сильверстоуне. Найджел Мэнселл четыре раза выигрывал британский Гран-при, и по этому показателю Хэмилтон сравнялся в этот уик-энд с БигНайджем. При этом британские виктории Мэнселла распределились следующим образом – трижды он побеждал в Сильверстоуне и однажды в Брэндс-Хэтче, причем та гонка в 1986 году была как раз последним британским Гран-при не в Сильверстоуне (плюс на счету Мэнселла есть еще одна победа на трассе Брэндс-Хэтч на Гран-при Европы). Так что Хэмилтону осталось выиграть еще раз дома, чтобы сравняться с абсолютным рекордом Гран-при, а по количеству побед в Сильверстоуне он уже лучший в истории британский гонщик, уступая только Просту.
Помнится, как встречали в Сильверстоуне болельщики Найджела Мэнселла, выбежавшие на трассу после его победы в 1992-м. Сейчас не меньший энтузиазм публика испытывает по поводу Хэмилтона, нового британского суперчемпиона. Льюис платит взаимностью, и продоминировав в гонке, он после финиша устроил хорошее шоу на радость публике, когда его даже покачали подобно рок-звезде.
Прекрасный день для Льюиса обернулся явно не лучшим днем в карьере Нико Росберга.
Разница между Хэмилтоном и Росбергом была особенно видна в дождевых условиях начала гонки; в то время как Льюис уверенно отрывался, Нико испытывал явные проблемы с темпом. Нечто подобное мы уже видели в Монако, только в еще большей степени. В результате соперничать Росбергу пришлось уже не с Хэмилтоном, а с Максом Ферстаппеном, который провел блестящий уик-энд и стал безусловно вторым героем дня наряду с Хэмилтоном. В субботу Макс сумел попасть в тройку лучших в квалификации, уступив только двум гонщикам Mercedes. Таким образом, Даниэль Риккьярдо впервые по ходу сезона проиграл квалификацию своему напарнику.
В гонке Макс великолепно выглядел по дождю, а его обгон Росберга по внешнему радиусу в Maggots – Beckets – Chapel безусловно стал красивейшим в гонке. Здесь необходимо отметить не только самого гонщика, - а Ферстаппен-младший уже успел зарекомендовать себя мастером обгонов за полтора года в Ф1, - но и его машину. Творение Эдриана Ньюи Red Bull RB12 прекрасно смотрелось в Сильверстоуне, где требуется прижимная сила, и особенно это было заметно в дождь. Тот же Ферстаппен еще в начале уик-энда заметил, что RB12 здесь просто великолепна, ни малейшего проявления недостаточной или избыточной поворачиваемости в скоростных связках Сильверстоуна, машина идет просто как по рельсам. Уверенность в машине и позволяет создавать такие шедевры, как обгон Максом Росберга.
Нико отыгрался во второй половине гонки, когда трасса уже высохла. Причем на этот раз Ферстаппен уже привычно проявлял себя как мастер обороны. Но в конце концов Нико смог опередить его по внешнему радиусу в Stowe.
В конце гонки, когда Росберг уже твердо захватил вторую позицию и пытался приблизиться к Хэмилтону, его постигла техническая проблема – забарахлила седьмая передача. В процессе переговоров с командой гоночный инженер посоветовал Нико «проскакивать» седьмую передачу при переключениях, и это позволило Росбергу восстановить темп и добраться до финиша. Однако эти переговоры стали предметом изучения стюардами по поводу ныне запрещенной помощи гонщику по радио. В итоге спустя четыре часа после гонки стюарды все же вынесли свой вердикт наказать Росберга 10 секундами штрафа, в результате чего Нико уступил постфактум вторую позицию Ферстаппену. И отрыв от Хэмилтона, равнявшийся четырем очкам, сократился до одного.
Касательно Макса Ферстаппена, который таким образом получил второе подряд второе место после Австрии, следует отметить, что в Сильверстоуне он полностью оставил Даниэля Риккьярдо в тени. И это тревожный симптом для Дэна, который впервые вчистую проиграл Максу.
Сильверстоун в очередной раз поднял проблему судей и правил. На мой взгляд, начало гонки, когда старт дали за машиной безопасности из-за прошедшего незадолго перед гонкой дождя, в очередной раз выставил проблему компетентности дирекции гонки в ярком свете. Да, в нынешние времена в дождевых условиях старт за машиной безопасности стал нормой. И да, в этом плане нынешние гонки значительно «мягче» суровых гонок 90-х годов, когда даже в сильный дождь старт давали по обычным правилам, что приводило к большому количеству аварий и завалов. Безусловно, нынешний подход позволяет сохранить пелотон в целости и сохранности для дальнейшего хода гонки. Хорошо, это можно принять как современную норму. Но сейчас так подолгу держат сейфти-кар на трассе, что это вызывает большие вопросы. Словно ждут, пока трасса окончательно высохнет.
В отличие от Австрии, где понаставили жесткие дополнительные поребрики, в Сильверстоуне боролись с выездами за пределы трассы аннулированием квалификационных времен. На брифинге в начале уик-энда Чарли Уайтинг провозгласил «нулевую толерантность» за выезды за пределы трассы в Copse, Stowe и Club. К слову сказать, давний товарищ Берни и Чарли Херби Блаш заявил как раз на днях, что после сезона-2016 собирается на пенсию. Чарли Уайтингу, который является соратником Экклстоуна с незапамятных времен, как и Блаш, стоило бы посоветовать подумать о таком же решении. Что касается по делу, то подход в Сильверстоуне понравился многим гонщикам, в том числе и Даниилу Квяту, гораздо больше того, что мы видели в Шпильберге. «Разрушающие» поребрики по-моему не нужны никому. Но ведь все что нужно, придумано уже давно, и об этом все чаще говорят гонщики. Гравийные полосы безопасности и полосы травы. Особенно гравий. Когда Роман Грожан вылетел в гравийную ловушку в Шпильберге и отлавливал рулем заносы машины, это заставило вспомнить, как круто это смотрелось в 90-х. Гравийные полосы безопасности не только заставляют гонщика значительно потерять в скорости после ошибки, но и загрязняют шины, после чего пилот еще и выносит гравий за собой на трассу. Что конечно повышает сложность гонок. Но в свое время еще Эдди Ирвайн посоветовал заасфальтировать все гравийные полосы безопасности. Мол, так более безопасно, потому что на асфальте скорость гасится эффективнее. Вот и имеем то, что имеем. Вот и слушай после этого гонщиков!
Наконец случай с Росбергом вновь высветил проблему с «подсказками» гонщикам. Кстати, пилот Mercedes рисковал сходом, так что десятисекундный штраф – далеко не худший исход. Но уже был случай в Баку с Хэмилтоном, теперь в Сильверстоуне с Росбергом. Есть технические вещи, которые гонщику чрезвычайно сложно понять в текущих условиях гонки, которые видны только инженерам. Но правила составляются людьми, которые видимо никогда не были гонщиками, а потому рассуждают обо всем только в теории. Очевидно, что в случае явных технических неисправностей, равно как и в случае проблем с безопасностью, команда должна иметь право сообщать гонщикам информацию. В отличие от тонкостей пилотирования. Либо вообще уберите радиосвязь.
В Сильверстоуне наконец в очки приехал Даниил Квят, - впервые с Барселоны. Даня финишировал десятым после плотной борьбы с Феттелем, в которой Себастьян, прорывавшийся после очередной замены коробки передач и связанным с ней штрафом на стартовом поле, в одном из эпизодов сумел опередить Квята в Stowe. Ferrari и Toro Rosso шли буквально впритирку колесо-в-колесо, Даня сопротивлялся до последнего, но был вынужден уступить, - к счастью, дело обошлось без контакта. В концовке Квят был близок к тому, чтобы догнать Феттеля, но шины к тому моменту уже были «убиты». Даниил провел хорошую гонку, хотя результат мог бы быть и выше, если бы не неудача в квалификации. На решающей попытке Квят был заблокирован Кевином Магнуссеном, из-за чего не смог улучшить время и завершил борьбу во втором сегменте, хотя имел отличные шансы на выход в финал. В Топ-10 пробился только Карлос Сайнс из двух Toro Rosso, он же финишировал в гонке непосредственно перед Феттелем. По очкам Карлос тоже теперь опережает Даниила.
На месте Квята необходимо обратить внимание еще на один факт. Пьер Гасли в Сильверстоуне поднялся наконец на верхнюю ступень подиума, выиграв субботнюю гонку GP2. Он же возглавил зачет чемпионата, правда там очень плотно, и лидирующую группу разделяет буквально несколько очков. Так что ни о каком доминировании нет и речи. Тем не менее, Гасли сделал важный шаг для того, чтобы обратить на себя внимание руководства Red Bull. Так что хотя Квят и выглядел в Сильверстоуне хорошо, а в нескольких предыдущих гонках не набирал очков зачастую из-за невезения, в ситуации Дани выход только один. Атаковать, только атаковать!