7 мин.

Что мешает «Феррари» побеждать

Шасси, бардак в организации и другие проблемы.

В прошлом году итальянская команда единственная в пелотоне смогла по-настоящему бороться с «Мерседесом» за победы – правда, случилось это всего три раза, но прогресс как по ходу сезона, так и по завершении первенства позволял надеяться на скорое обострение сражения за лидерство в «Формуле-1».

Старт нового чемпионата мира также воодушевил многих болельщиков: на первом этапе в Австралии Скудерия была близка к успеху, но в итоге все-таки уступила, а в последующих гонках также несколько раз была очень близка к действующим чемпионам. И все же, к моменту, когда сезон вплотную подходит к экватору, в Маранелло до сих пор нет ни одного победного кубка 2016 года, а отставание от «серебряных стрел» не сокращается. Что именно мешает побеждать?

Слабый прогресс

alt

В отношении развития силовой установки технический штаб Скудерии заслуживает как минимум одобрения: в плане мощности мотор уже почти не уступает силовому агрегату «Мерседеса» – по крайней мере на длинной дистанции, – хотя противоядия «бусту» «серебряных стрел» в квалификации до сих пор не найдено. А вот в эффективности шасси у «алых» дела обстоят не лучшим образом – SF16-H не хватает прижимной силы, особенно в среднескоростных и быстрых поворотах.

Главная проблема – не лучшее распределение воздушного потока, что и сказывается на недостатке «прижима». Для улучшения поведения шасси инженеры «Феррари» переделали конструкцию задней части шасси, а также видоизменили передние антикрылья – все для того, чтобы направить больше воздушного потока к диффузору. Сама по себе работа заметна и похвальна, однако настораживает темп развития SF16-H – ключевые аэродинамические новинки появились только летом, в связи с чем возникает вопрос: чем занималась команда раньше?

Кроме того, у «Феррари» наблюдаются проблемы с работой шин «Пирелли». Как и в прошлые годы, болид очень чувствителен к изменению температуры, что особенно заметно на холодных автодромах – на таких трассах SF16-H заметно сложнее бороться с RB12 и W07.

Руководство команды все еще рассчитывает переломить ситуацию в этом сезоне и не стремится переключать внимание на машину 2017 года – но, возможно, подобное заявление – это отвлекающий маневр. По крайней мере только так можно объяснить сильно замедлившиеся темпы внедрения новинок (особенно в сравнении с прошлым годом).

Фактор Эллисона

Джеймс Эллисон – один из лучших конструкторов в современных гонках. После его прихода от «Феррари» ждали солидного прогресса, но после одного полностью проведенного сезона в новой команде у англичанина случилось огромное горе: в марте от менингита умерла жена. Инженер получил бессрочный отпуск, хотя вскоре вернулся к делам – однако тяжелая утрата наверняка сказалась на работе.

По некоторым предположениям, Эллисону некомфортно работать в Италии, и он рассматривает варианты с возвращением в Англию, в частности, в «Рено». Даже если это не так, вряд ли подобные слухи способствуют улучшению рабочей атмосферы в коллективе.

Ненадежность техники

alt

Другим фактором, отбирающим у «Феррари» зачетные баллы, стали технические проблемы, проявляющиеся на SF16-H. Райкконен лишился хороших очков в Австралии из-за отказа турбины, Феттелю мотор не позволил даже стартовать в перспективной гонке в Бахрейне. Проблемы с коробкой передач и прочие технические неполадки (например, баланс тормозов) не раз мешали пилотам Скудерии по ходу свободных заездов и квалификаций. Понятно, что внедрение новой компоновки силовой установки не могло пройти бесследно, но позади уже почти половина сезона, потрачены жетоны на доработку двигателя, а сложности все еще остаются.

Тактические ошибки

В этом сезоне командный мостик Скудерии не один раз подводил своих гонщиков. Как минимум два Гран-при были проиграны исключительно из-за неверных решений стратегов. В Мельбурне после блестящего старта Феттель и Райкконен шли к победному дублю, но во время остановки гонки команда ошиблась с выбором шин и обрекла пилотов на лишний пит-стоп, который стоил победы.

Второй большой провал случился в Канаде – первое место снова было упущено из-за лишней остановки в боксах. Еще была безыскусная тактика для четырехкратного чемпиона в Монако, а также взрыв покрышки в Австрии – «Пирелли» хоть и списала инцидент на поребрики и возможные обломки, но нехотя признала, что вероятность происшествия куда выше при сильном износе резины; Феттель очень сильно засиделся на трассе на стартовом комплекте.

Из-за тактических ошибок команда лишилась ориентировочно 30-35 очков – это непозволительно много для коллектива, мечтающего сбросить «Мерседес» с трона.

Организационные проблемы

alt

«Маркионне – новичок в «Формуле-1», поэтому допускает типичные ошибки», – считает экс-пилот «Феррари» Герхард Бергер. – «Серджио – бизнесмен, и он считает, что в «Ф-1» можно работать по привычной схеме, но это не так. К сожалению, в настоящий момент в Скудерии такая ситуация, как в мое время – милый итальянский бардак».

Все вышеперечисленные причины можно увязать в одну: в команде увлеклись созданием «отличной атмосферы» в ущерб непосредственно работе. Скудерия напоминает огромный морской лайнер, способный развивать большую скорость и организовывать прекрасные туры для пассажиров, но требующий филигранного управления со стороны капитана и его команды. За нынешние беды «Феррари» прямо или косвенно ответственны руководители Арривабене и Маркионне. Вероятно, итальянцам стоит пересмотреть некоторые вопросы – от распределения средств до кадровых перестановок (особенно среди стратегов).

Удастся ли выиграть в этом году?

alt

Конкуренты из «Ред Булл» заявляют, что уже ни в чем не уступают «Феррари» – и в последних гонках доказывают это, уверенно опережая Феттеля и Райкконена. Для итальянской команды речь идет уже не столько о преследовании «Мерседеса», сколько об обороне второго места в Кубке конструкторов. При этом впереди ряд трасс («Хунгароринг», «Спа-Франкоршам», Сингапур), где шансы «Ред Булл» потеснить «серебряные стрелы» гораздо предпочтительнее в силу особенностей шасси RB12. Тем не менее, жаркая погода в Венгрии может дать шанс теплолюбивой «Феррари» зацепиться.

Если не считать факторов погоды и технических неполадок у конкурентов, в целом не видно, с помощью чего Скудерия способна одержать первую победу в сезоне – планы «Феррари» по захвату лидерства в «Формуле-1» откладываются еще минимум на год.

Но в Маранелло пока не намерены прекращать борьбу.

«Если вы захотите сдаться на данном этапе сезона, то будете сильно неправы», – заявляет руководитель команды Маурицио Арривабене. – «Нужно сохранять предельную концентрацию. Если говорить о проблемах, невезении и всем остальном, то мы уже столкнулись со всеми возможными проблемами, с которыми только можно было столкнуться. Надеюсь, что количество этих проблем снизится и мы начнем выступать лучше. Но собираемся ли мы сдаваться? Нет, ни в коем случае».

Фото: Global Look Press/imago sportfotodienst, HOCH ZWEI, Mauro Ujetto/ZUMAPRESS.com