«Когда люди садятся ко мне в машину, просто гоню на полную и надеюсь, что их не стошнит». Горячие круги с Томом Чилтоном
С неизменной улыбкой на лице, пилот чемпионата мира в классе туринг (WTCC), зовут Том, брат тоже автогонщик, а его нынешняя причёска разительно отличается от той, что мы могли наблюдать некоторое время назад. Узнали? Нет, это не Том Коронел.
Том Чилтон, ас кузовных гонок из Британии, уже довольно долго участвует в FIA WTCC. Он пришёл в чемпионат в 2012 году, после почти десяти лет успешных выступлений в национальном первенстве (BTCC). В этом сезоне англичанин пересел с Chevrolet Cruze TC1 на Citroën, автомобиль, который со времени своего появления в мировом туринге собрал все титулы.
Мы беседовали с Томом на речном трамвайчике, где проходила пресс-конференция, предваряющая российский этап WTCC на Moscow Raceway, катаясь вверх и вниз по Москве-реке. Как обычно, Том, или Томми, был в отличном настроении, улыбался, много шутил и говорил с ярко выраженным «сами догадайтесь, серьёзно я или нет» акцентом. Мы поговорили о его переходе на новую технику, а также о том, на какие эмоции может рассчитывать человек, записавшийся на мероприятие, которое он проводит на автодроме Брэндс Хэтч, под названием «Tom Chilton’s Hot Laps» (дословно – Горячие круги Тома Чилтона).
Естественно, начали мы с Citroën C-Elysée WTCC, автомобиля, на котором Том выступает в составе команды Sébastien Loeb Racing и управление которым он сравнил с ездой на раллийном автомобиле.
«Это действительно так, – говорит Том. – После 15 лет кузовных гонок и прототипов LMP1, я теперь научился управлять и раллийной машиной. Себастьян Лёб, девятикратный чемпион мира по ралли, и Иван Мюллер, не только четырёхкратный чемпион WTCC, но и многократный победитель ледовых гонок, в процессе подготовки автомобиля к дебюту в мировом туринге устроили между собой соревнование, кто лучше ездит боком. В общем, полное безумие, это и в правду, как раллийный автомобиль. Но сейчас я уже понял, как именно надо пилотировать. Пока ещё не столь быстр, как заводские пилоты Хосе Мария Лопес и Иван Мюллер, но своих партнёров я уже опережаю. Машиной невероятно интересно управлять. Когда ты завершаешь быстрый круг, ты прямо-таки готов крикнуть: «Да! Я сделал это!». Особенно на Северной Петле. Можете представить, какой у меня пульс был. Зашкаливал».
Том отметил, что, хотя всю свою карьеру настраивал машины под себя и свою манеру вождения, в этот раз подход пришлось изменить, так как первоначальные попытки ни к чему не привели.
«Машина уже далеко не сырая, и раз она быстра в том виде, в каком она есть, нет смысла пытаться изменить её сущность. Более продуктивным было понять, как именно надо управлять этим автомобилем, и изменить свою манеру пилотирования соответствующим образом, в общем, подстроится под автомобиль. Я всегда был неплох в дрифте, но раллийного опыта у меня никогда не было».
На гонке «в Москве» Тому предстояло принять участие и в заезде MAC3 в качестве третьего пилота марки Citroën, помимо двух заводских гонщиков, - подтверждение того, что его прогресс в понимании и способности раскрыть все возможности автомобиля не ускользнул от руководства французской марки и Британец близок к лидерам Citroën, как никто другой.
«Ну да, как говорится, вдыхаю ароматы из их выхлопных труб».
Помимо успехов в регби (Том, кстати, предпочитает этот вид спорта столь популярному футболу), чая с молоком, крайне изменчивой погоды и прочих стереотипных представлений, с которыми, кстати, мы призываем вас всячески бороться, Великобритания – страна с огромными автоспортивными традициями. Гонки – не только ряд соревнований для ограниченной группы профессиональных спортсменов, но и всевозможные трек-дни, гоночные школы и автоспортивные центры для проведения корпоративных мероприятий. Своя доля в этой палитре возможностей (довольно не дешёвых) обычному человеку вплеснуть себе в кровь немного адреналина и высокооктанового бензина есть и у Тома Чилтона. На его гоночном автомобиле и комбинезоне вы можете прочитать: «Tom Chilton’s Hot laps». Естественно, мы не могли обойти эту тему.
По сути, гонки это процесс от первого лица: ты управляешь автомобилем, проверяешь себя, ищешь ту самую грань, переступать которую опасно для здоровья и кошелька. Зачем же люди платят за горячий круг с Томом Чилтоном, который предлагает им прокатится в качестве пассажира? Кто вообще эти люди? Что они рассчитывают получить?
«В первую очередь, возбуждение и эмоции. Это даёт простым людям возможность почувствовать адреналин, скорость, как на американских горках, но с элементом, что всё может пойти не по плану. В смысле, что в машине может что-то сломаться, а не я ошибусь и вылечу с трассы. Почти четыре года мне принадлежал рекорд круга на Брэндс Хэтч в Британском кузовном чемпионате, так что я довольно неплох на этой трассе. Мой автомобиль, Nissan GT-R R35, не простой GT-R – улучшенная подвеска, тормоза, каркас безопасности, 750 лошадиных сил. Это, возможно, один из быстрейших дорожных автомобилей в мире, на котором я также могу ездить по обычным дорогам, с трассы, на трассу. В трек-дни там может быть порядка 100 человек, они просто видят, что я тоже там и у них есть возможность прокатиться на самой быстрой машине, с, фактически, самым быстрым пилотом на этом кольце. Вкупе это позволяет людям испытать те ощущения, которых им не хватает в повседневной жизни. Я им их гарантирую».
Сегодня бизнес Тома – уже не только быстрые круги, но и полноценные корпоративные мероприятия, где люди могут прохватить за рулём суперкаров, попробовать свои силы на симуляторе или рискнуть оказаться пассажиром в машине с Томом за рулём.
«Мы можем принять порядка ста, ста пятидесяти человек. Гостям предоставляется возможность прокатиться за рулём таких машин, как Audi R8 V10, Porsche GT3, Ferrari F430, Lamborghini 560LP, роскошные женщины будут помогать им застёгивать ремни безопасности. У автомобилей есть вторые педали, так что сертифицированный инструктор сможет нажать на тормоз, если почувствует, что что-то может пойти не так. В общем, это превосходный вариант для проведения досуга, который в Великобритании никто не предлагает. Конечно, есть Джонатан Палмер, который организует лучшие корпоративные мероприятия, но я единственный профессиональный автогонщик, который этим занимается».
Как и многие другие пилоты, помимо Hot Laps, Том инструктирует людей, обучает их гоночному мастерству на их же автомобилях, естественно, не бесплатно. Но Горячие Круги – совершенно иная история.
«Когда люди садятся ко мне в машину, я просто гоню на полную и надеюсь, что их не стошнит. Это не тёплый круг, не холодный круг. Это Горячий круг, в пол! Люди ощущают на себе ускорение с 0 до 100 км/ч менее чем за 2,5 секунды, что сродни супербайку. Да у меня даже на четвёртой передаче колёса в пробуксовку срываются. Машина невероятно быстра! Так что здесь нет никакого момента инструктажа, смысл Горячих Кругов в том, чтоб душа в пятки ушла».
Как и на всяком уважающем себя аттракционе, людям иногда становится дурно.
«Буквально пару-тройку дней назад, - рассказывает Том. – Пассажирка выбралась из машины, не сказав мне ни слова, что довольно нетипично. Обычно, люди любят задать мне пару вопросов, перед тем как выйти, поблагодарить, описать свои впечатления. Я только успел подумать: «Грубовато», как увидел, что она направилась прямиком к мусорному баку и… Её рвало. Таких историй довольно много».
Будучи пилотом мирового турнига, вам приходится много путешествовать и участвовать в гонках на всех типах трасс: скоростных, извилистых, широких, узких и так далее.
«Я люблю те автодромы, где я могу ехать на полную. Брэнс Хэтч – один из моих любимы, может, потому что я живу рядом. Хотя по вашим, российским меркам, мне все до всех британских трасс рукой подать. Даже если трек мне не очень по душе, мне как-то всё равно удаётся увести оттуда трофеи, так что они все мне нравятся… и трофеи тоже».
В гонке на Moscow Raceway доминировали российские Лады и дождь. Несмотря на то что за годы выступления в британском кузовном чемпионате, опыта езды по мокрой трассе Том набрался предостаточно, Ситроенам явно не хватало темпа. Лишь гуру ледовых гонок, Иван Мюллер, смог добраться до подиума в гонке открытия. Томми остался без трофея, но, похоже, это его не так уж и расстроило.
SK