Квяту и Сироткину пришло время показать, что они не просто быстрые гонщики
Не только у Даниила Квята прямо сейчас решается дальнейшая гоночная судьба. Пока одному россиянину приходится из кожи вон лезть, чтобы остаться в «Формуле-1», то другой делает то же самое, чтобы попасть в неё. И пока не похоже, чтобы хоть один из них успешно справлялся с поставленной задачей.
Минувший уик-энд начался для Квята на позитивной ноте. В четверг он дважды оказался впереди напарника по результатам практик, что хоть и не является поводом открывать шампанское, но все же стоит признать моментом положительным. На момент рокировки пилотов «Ред Булла», счет между ним и Рикьярдо по всем сессиям был 4-15 в пользу австралийца - худшая разница в пелотоне. Поэтому даже столь небольшой успех вселил оптимизм в болельщиков.
В субботу скорость никуда не делась. Ровно до третьего сегмента квалификации россиянин уверено шёл впереди напарника, пока в результате атаки на один из поребриков машина не получила повреждения: «Три последних поворота я был просто пассажиром и не мог ничего сделать.» Несмотря на это, неплохое восьмое место и длинная гонка впереди, но и здесь ему не свезло: сразу после старта возникли проблемы с электроникой. На машине Квята сам по себе включался ограничитель скорости, действующий на пит-лейн - 60 км/ч. Даже с учетом старта за машиной безопасности, это всё равно слишком медленно, чтобы удержаться в общем потоке. Ему пришлось дважды посетить боксы для решения возникшей проблемы, после чего гонка уже была безнадежно испорчена - отставание в один круг в Монако не отыгрывается.
И кто бы обвинил в провале Даниила, не полезь он в атаку на Кевина Магнуссена? Россиянин утверждает, что ему нечего было терять и он был полностью прав, но у судей на этот счет иное мнение: его наказали штрафом в минус три позиции на старте следующей гонки.
Помимо того, что он выбил соперника и усложнил себе задачу на Канаду, Квят начинает портить себе имидж. Если после аварии в Сочи многие заступались за него ввиду бесчеловечного решения «Ред Булла», а после пресс-конференции в Барселоне хвалили за выдержку и по-спортивному злые слова, то сейчас общественность постепенно меняет свое отношение - даже в России. Хотя правильнее будет сказать, что об этом начинают говорить даже за пределами России. За границей Даню воспринимают значительно ровнее и спокойнее, чем у нас.
По правде говоря, он напоминает Мальдонадо, высказываясь подобным образом: «Я не могу проезжать сквозь стены, поэтому въехал в него. Вот и все.» или «За два круга до этого я провел атаку в том повороте, но когда вы встречаетесь с пилотом, который вас не пропускает, происходят аварии.» При всем желании на трассе сложно найти человека, который добровольно кого-то пропускал бы. И уж тем более не стоит бросаться с обвинениями в адрес команды: «Команда должна обратить внимание на подготовку к гонке, поскольку это никуда не годится.» Вряд ли подобные высказывания могут порадовать потенциальных работодателей.
Безусловно, несколько неудачных уик-эндов не делают Даниила отвратительным гонщиком, недостойным места в «Формуле-1». Роман Грожан тому пример. Но сейчас становится очевидно, что эмоционально он находится на пределе, и ссылка в «Торо Россо» вполне может стать испытанием, с которым он не справится. В особенности, если с машиной и дальше будут возникать различные проблемы. Возможно, ему тоже стоит посещать психолога или терапевта? Сейчас очень много внимания уделяется физической готовности спортсменов, но крайне мало отводится психической. А ведь правильный ментальный настрой способен творить чудеса.
Всё это можно отнести и к Сергею Сироткину. Прошлый сезон «Гран При 2» он закончил на третьем месте, зимой перешел в команду «АРТ», с которой годом ранее выиграл титул Стоффель Вандорн. Там же выступали Нико Хюлькенберг, Нико Росберг и Льюис Хэмилтон. Ожидания были высоки и у публики, и у самого гонщика, который прямо говорил о победе в чемпионате как о главной цели на этот год: «Я благодарен Рено за возможность, которую они мне предоставили [поучаствовать в практике Ф1 и попадание в их молодежную программу], но у меня есть незаконченное дело в ГП2. Моя главная задача - выиграть титул.»
К сожалению, после двух этапов она кажется почти невыполнимой. Он хорошо стартовал в первой гонке в Барселоне, переместившись с пятого места на третье. Затем Сергей долго атаковал Нормана Нато, пока не совершил ошибку и не потерял машину в первом повороте - сход. После обязательной смены резины лидер Пьер Гасли откатился назад, позволив Нато одержать свою первую победу в серии. Даже если бы россиянину не удалось обойти француза, он бы заработал много очков и начал бы воскресную гонку на хорошей позиции. Однако стартуя с последних рядов в очки прорваться не удалось.
В Монако ему удался блестящий квалификационный круг, позволивший завоевать поул с опережением ближайшего преследователя на полсекунды. Несмотря на то, что на на старте он пропустил все того же Нормана Нато вперед, Сироткин вновь шел в больших очках и сошел по собственной вине. Слишком жестко атаковал поребрик, потерял контроль над болидом и улетел в отбойник.
Как следствие, отставание от лидера чемпионата уже составляет 45 очков. Чтобы успеть сесть в отбывающий поезд по маршруту «Гран При 2» - «Формула-1», потребуется провести оставшиеся этапы едва ли не в доминирующем стиле Вандорна, а так же суметь справиться с ещё большим давлением, которое теперь будет преследовать его по пятам.
Удастся ли это Сергею с учетом уже допущенных помарок?
Велик соблазн ответить отрицательно, но всё в его руках и нельзя исключать итогового успеха. Сезон Квята в «Гран При 3», после которого его позвали в «Торо Россо», тоже начался крайне слабо. Как раз умение выкарабкаться из ямы и добиться своего вопреки всему и позволило ему прийти к успеху.
Я нахожу много общего в этих ситуациях. Оба наших гонщика сейчас переживают не лучшие времена. Обоим есть, что доказывать, если они хотят в следующем году быть основными пилотами одной из команд «Формулы-1» - а в их желании сомневаться не приходится. Смогут ли они убедить Хозяйку Судеб, уже занесшую свои острые ножницы для обрезания спряденных нитей, что их время ещё не пришло?
Сейчас следует как можно скорее прийти в себя и успокоиться. Потому что в наличии скорости у ребят сомневаться не приходиться. Теперь надо показать умение работать под давлением и способность стабильно приносить результат. Именно это отличает великих гонщиков от всех тех, чьи имена мы уже никогда не вспомним.
44 очка это всего одна гонка, проведенная в доминирующем стиле. 4 очка за поул, 25 за победу, 2 за быстрейший круг и 15 за победу во второй гонке. И вуаля.
Да, для этого нужно, чтобы конкуренты уехали с баранкой. Но почему нет? Даже распиаренный Гасли в Монако получил 0 очков. И не потому что разбил болид, а тупо по скорости. 13 и 15 места, если я правильно помню.