Мы снова любим Поль-Рикар?
Ещё неделю назад казалось все, кто так или иначе связан с Формулой-1: от болельщиков до журналистов и членов паддока ожидали, что запись гонки в Поль-Рикаре станет хорошим пополнением коллекции снотворного в домашней аптечке. Даже Алексей Попов поведал после эфира, как он с ужасом готовился к этому этапу - настолько бессобытийными получились два первых Гран-При. В 2018 году пускай и шла напряжённая борьба за титул, контакт Феттеля и Боттаса на старте вывел двух из трёх претендентов на победу из игры. Сезоном позже превосходство Мерседеса и вовсе не предполагало никакой интриги.
После перерыва, вызванного коронавирусными ограничениями, всё изменилось. Вероятно, сильнее всего на зрелищность минувшего этапа повлияло именно возрождение чемпионской битвы. В этом году пожалуй все гонки, за исключением быть может Монако, получились крайне интересными. Даже в случаях, когда фактических сражений на трассе было не так много, разнообразие стратегических подходов и спонтанных тактических ходов держало в напряжении и не давало скучать.
В этот раз лучшим вариантом считалась тактика одного пит-стопа с переходом с медиума на хард. Но пролившийся в ночь на воскресенье дождь очистил прорезиненную за два дня трассу. Это ухудшило сцепление с полотном, увеличило скольжение в поворотах, усложнив для пилотов задачу по поддержанию нужной температуры в покрышках и увеличило их износ.
Многие гонщики так же жаловались на сильный и непредсказуемый ветер, повлиявший на баланс машин. О последнем упомянул как победитель Гран-При Макс Ферстаппен, так и его напарник. Именно поэтому Перес немного отстал от лидеров на первом отрезке.
Дэйв Робсон, глава отдела развития болида (Уильямс), сказал следующее: "Дождь хорошо очистил и охладил асфальт, немного усложнив попытки предсказать поведение резины." Команды симулируют сотни, если не тысячи вариантов в поисках наилучшего плана на гонку, но даже самая точная модель хороша настолько, насколько хороши поступающие в неё данные. Ввиду поменявшихся условий, пятничные и субботние наработки оказались обманчивы: после финиша гонщики и инженеры охарактеризовали деградацию что медиума, что харда как неожиданно высокую. Мы нередко видим ту же самую картину на этапах, где в пятницу одна или обе сессий свободных заездов были дождевыми. Все сидят в боксах, ведь собрать на мокрой трассе релевантную информацию просто невозможно, если иметь ввиду сухую гонку: вы просто не можете проверить работу сликов в нужных условиях.
Помимо этого, во избежании повторения случившихся в Баку проблем, Пирелли увеличили минимально допустимое давление. Ожидалось, что одна лишь эта перемена негативно скажется на эффективности покрышек и усложнит работу с ними. Вместе с чистым и остывшим асфальтом, влияние повышенного давления лишь усилилось, позволив Ред Буллу эффективно использовать тактику двух пит-стопов. Когда к концу заезда трасса покрылась отработанной резиной, а ветер стих, Ферстаппен был неудержим.
Но не только чемпионская интрига не давала нам скучать. Описанные выше факторы на всех повлияли по-разному, немного изменив расклад сил по сравнению с квалификацией. Феррари, насладившись хорошим результатом в субботу, полностью выпали из очков. Макларен, стартовавший с 8 и 10 места, в итоге одержал уверенную победу в т.н. Формуле 1.5. Команда перевела Норриса на иную тактику, продержав его дольше остальных конкурентов на первом отрезке, позволив ему быть намного быстрее на втором. Оба пилота Макларена совершили множество красивых обгонов на трассе, где обгонять, казалось бы, нельзя. Благодаря изменившимся условиям и балансу, в гонку вмешался фактор непредсказуемости.
Алонсо, Феттель, Стролл и Рассел - все поучаствовали в увлекательной борьбе, при чём Джордж не просто опередил оба Хааса и Латифи, но и оказался впереди Леклера, Окона, Тсуноды и обеих Альфа Ромео. Далеко не всё это попало в трансляцию, настолько насыщенной была гонка.
Значит ли это, что Поль-Рикар не такая уж и плохая трасса, как нам казалось? Большое количество борьбы, интрига до последних кругов, обгоны и поиск сцепления в местах, где его быть не должно не может подарить зрителям хронически плохой автодром. Мы увидели, где здесь можно атаковать, перекрещивать и даже вести борьбу бок-о-бок на протяжении нескольких поворотов.
Но ключевая проблема современной Формулы-1 никуда не делась. Болидам тяжело преследовать друг друга, большое количество турбулентного воздуха снижает аэродинамическую эффективность, приводит к перегреву и повышенному износу тормозов и резины. Для совершения обгона необходимо преимущество около двух секунд с круга, иначе удержаться за соперником при выезде на длинную прямую, чтобы иметь возможность опередить его на торможении, крайне сложно без ошибки с его стороны. Пример Льюиса Хэмилтона в Баку, просидевшим всю гонку за Серхио Пересом, показателен.
Пожалуй, именно разница в эффективности машин в новой ситуации в сочетании с новаторством стратегов сделали Гран-При Франции столь интересным. Есть ли у него потенциал быть столь же весёлым летом следующего года? Пока мы не увидели в деле регламент следующего года, изменения в котором призваны решить проблему грязного воздуха, всерьёз рассуждать об этом невозможно.
Поль-Рикар точно обладает всем необходимым для захватывающих гонок. Трасса далеко не единственное, что вносит свой вклад в то, каким получится финальное зрелище. Об этом не стоит забывать.