Теперь – Особенный!
Гран-при Испании 2016 года стал одной из тех гонок, о которых сразу становится понятно, что они вошли в историю. Эту гонку будут вспоминать и годы спустя. Все благодаря двум событиям, одно из которых безусловно связано с другим. Вместе они делают Барселону’2016 очень значимой гонкой.
Столкновение гонщиков Mercedes на первом круге и сенсационная победа Макса Ферстаппена в первом же Гран-при в составе Red Bull Racing. Даже одно из этих событий заставило бы фанатов говорить только об этом, забыв о всем остальном! Но вместе?!
Начнем все же с пилотов Mercedes. Наверно такое столкновение должно было рано или поздно совершиться. Все-таки они борются друг с другом уже на протяжении такого времени… Нико Росберг и Льюис Хэмилтон, два бывших приятеля по картингу, проводят в составе Mercedes уже четвертый совместный сезон, из них уже третий год они сражаются друг с другом за титул чемпиона мира. Да, назвать это эпохой было бы слишком смело и пафосно, но это значимая страница для истории Ф1, которую можно было бы озаглавить как «доминирование Mercedes». И в этом промежутке времени соперничество Росберга с Хэмилтоном – одна из главных тем, если не главная. Так или иначе, но столкновение в Барселоне повлияет и на отношения внутри команды, и на дальнейший ход борьбы за титул’2016. Безусловно в отношениях внутри Mercedes не хватает той бешеной искры эталонного противостояния Сенны и Проста, здесь все выглядит спокойнее, но страсти там кипят, будьте уверены! Пусть это зачастую и не видно со стороны.
Как можно резюмировать события первого круга Гран-при Испании? Все началось накануне в квалификации, где Льюис Хэмилтон твердо поставил себе цель отыграться. Льюис ошибся в первой попытке финального сегмента, в результате Росберг занял промежуточный поул, но в заключительной попытке Хэмилтон был неудержим, вырвав поул-позицию из рук напарника. После этого он заявил, что в трех случаях, когда он в этом году боролся в финальном сегменте, он каждый раз брал поул.
Но хорошие старты удаются Льюису в этом году не так часто. В результате лидерство в первом повороте испанской гонки захватил Нико. Однако и тут было не все просто, так как в этот момент на Mercedes лидирующего немца оказался включен не тот режим силовой установки, из-за чего Росберг получил недостаток мощности. Благодаря этому Хэмилтон получил преимущество в скорости, он разобрался в ситуации и понял, что имеет шанс атаковать напарника. Льюис сместился на внутреннюю сторону третьего поворота. Но и Росберг в этот момент сместился внутрь третьего поворота, инстинктивно защищая свою траекторию. В итоге все произошло слишком быстро. Льюис уже ушел внутрь, но и Росберг сместился туда же в одно мгновенье. Хэмилтону не оставалось ничего более, чем сместиться еще правее, на траву, где он потерял контроль над болидом и вынес заодно напарника. Строго говоря, преимущество траектории в тот момент было на стороне Росберга, но все произошло так стремительно, что судьи обоснованно признали эпизод гоночным инцидентом, оставив его без последствий. В Mercedes скорее возложили вину на Хэмилтона, но без того ощутимого прессинга, которому подвергся Росберг после Спа’2014. Здесь все было мягче в формулировках, и руководители команды признали, что ситуация была непроста.
Так обоюдным сходом Mercedes прервалась и выглядящая бесконечной серия финишей в очках, и потрясающая серия Нико Росберга из семи подряд побед, и рекордная для Mercedes серия из десяти побед подряд, - в обоих случаях дотянуться до абсолютных рекордов Феттеля образца 2013 года и McLaren 1988 года не получилось. А гонка резко получила сверхинтригу, - и супершанс на победу для преследователей. Ведь в ином случае доминирование Mercedes было слишком явным.
Но то, как в итоге все закончилось, заслонило собой происшествие на первом круге. Ибо победа Макса Ферстаппена, ставшего самым молодым победителем Гран-при Формулы-1 в возрасте 18 лет (и еще скольких-то месяцев и дней), побив прежний рекорд Феттеля, принесшего первую победу в Гран-при Ф1 Голландии, выглядит по-настоящему сенсационной. Макс выиграл первую же гонку после перехода в Red Bull, и этим событием он сразу же закрыл все разговоры, которые велись всю предыдущую неделю. Резко все разговоры об обоснованности и справедливости замены Даниила Квята на Макса Ферстаппена потеряли актуальность. Все мысли о том, что теперь Максу предстоит выдержать прессинг соперничества в основной команде с Даниэлем Риккьярдо, тоже теряют актуальность. Ферстаппен ответил всем и сразу в первой же гонке. За это ему, конечно, уважение. И теперь скорее Риккьярдо следует всерьез побеспокоиться наличием такого напарника.
В этой гонке оказался один победитель, приковавший к себе всеобщее внимание, - а как счастливы были Йос Ферстаппен и Хельмут Марко, буквально светились! Вообще после финиша было такое впечатление, что все персоны Ф1 стремились поздравить Макса и его отца («папашу Йоса»).
Но в этой гонке были и трое проигравших, оказавшихся в тени триумфа Макса. Ferrari упустила победу на глазах своего босса Серджио Маркионне в тот момент, когда она была максимально возможна. Но еще обиднее должно было быть Даниэлю Риккьярдо.
Соперничество между Дэном и Максом стало выглядеть по-настоящему серьезно уже в квалификации барселонского Гран-при, хотя до этого и говорили, что поначалу от Макса не будут требовать опережать Риккьярдо. Но именно Макс был впереди в двух сессиях квалификации. Однако Риккьярдо ответил решающей попыткой в третьем сегменте. Именно австралиец составил компанию пилотам Mercedes в тройке лучших после квалификации, хотя и четвертая позиция Ферстаппена в первой же квалификации в составе Red Bull выглядела впечатляюще.
В гонке, после столкновения «мерседесовцев», именно Риккьярдо возглавил пелотон, и именно он выглядел наиболее явным претендентом на победу после самоустранения фаворитов. Однако соперничество Red Bull и Ferrari выглядело очень острым, а когда ставкой стала победа в Гран-при, это сделало ситуацию максимально напряженной. Накануне Ferrari не лучшим образом выглядели в квалификации. Но по темпу на дистанции гонки именно Себастьян Феттель выглядел потенциально сильнейшим в этой группе. И в Red Bull всерьез восприняли угрозу.
Изначально две тактики рассматривались как одинаково возможные на «Каталунье». Либо два, либо три пит-стопа. Результаты расчетов показывали, что обе тактики дают примерно одинаковый результат, с тремя пит-стопами чуть быстрее теоретически, но она подразумевала, что придется обгонять впереди идущие машины, которые будут на более изношенных шинах.
Можно понять, когда Феттеля Ferrari перевела на три пит-стопа. Будучи позади, но обладая потенциально более быстрой машиной, нужно было как-то раскачать лидеров, обыграть их на тактике. Но зачем Red Bull перевела Риккьярдо на три? Этим Даниэль был крайне недоволен после финиша.
В результате ситуация оказалась симметричной. Обе команды как бы поставили на оба варианта тактики, какой окажется успешнее, должна была показать гонка. Феттель и Риккьярдо на трех пит-стопах, Ферстаппен и Райкконен на двух. Возможно был расчет, что под конец гонки шины у Макса и Кими износятся достаточно, что догоняющие их Даниэль и Себастьян спокойно их пройдут. Но это был риск. И вопрос в том, почему лидирующего Риккьярдо, который и так шел на победу, Red Bull перевел на более рискованную тактику. Не стал бросать под Феттеля на идентичной тактике еще не столь опытного Ферстаппена?
Однако как показала гонка, шины у лидирующих Ферстаппена и Райкконена сохранились в приемлемом состоянии. Феттель и Риккьярдо износили их в борьбе между собой и прорыве через трафик в попытке догнать двух лидеров. Тут их теоретическое преимущество в скорости за счет более свежих комплектов шин и сошло на нет. Дэн вообще после пит-стопов оказался позади Феттеля, и пытался его опередить, безуспешно. Таким образом, Риккьярдо оказался в совсем уж проигрышной ситуации, после лидирования в начале. А завершилось для него все и вовсе проколом задней шины, что, правда, не помешало ему финишировать четвертым после дополнительного пит-стопа на предпоследнем круге.
С Феттелем, финишировавшим на подиуме, ситуация понятная. Ferrari могла выиграть уже две гонки с Себастьяном в этом году, в Мельбурне и здесь, в Барселоне, но оба раза проиграла, рискнув пойти на тактику с дополнительным пит-стопом. И в Мельбурне, и в Барселоне это не сработало. Незачет командному мостику Скудерии, это тактический просчет. На двух пит-стопах Себастьян выиграл бы эту гонку, как, впрочем, и Риккьярдо, останься он на ней.
Что касается Кими, то он, хоть и выиграл накануне квалификацию у напарника, не выглядел в этой гонке столь явным претендентом на победу как Феттель или Риккьярдо. Его темп не был столь же высоким, тем не менее, по ходу гонки он постепенно также нагонял Red Bull. И раз уж так получилось, что лидерство Скудерии оказалось в его руках, против новичка Ферстаппена уж надо было выигрывать!
Кими – отличный гонщик, ветеран, стабильно приносящий очки. После испанского Гран-при он вышел уже на второе место в чемпионате, опередив Хэмилтона. И, кстати, у него по-прежнему на один подиум больше за карьеру, чем у напарника, - эта ситуация сохраняется уже довольно долго. Но, к сожалению, я не вижу в Кими той искры, что была десять лет назад. Райкконен убедительно рассказал, почему он так и не смог опередить Макса, несмотря на преимущество в мощности двигателя и возможность использования DRS на главной прямой. За счет лучшей прижимной силы Ферстаппен лучше проходил последний поворот, и успевал создать небольшой задел перед Кими. Это продолжалось раз за разом, круг за кругом. Но когда у гонщика есть эта искра, эта неудержимая способность побеждать, он найдет еще пару десятых, найдет где прибавить, пусть на другом участке трассы, где это может быть неожиданно. Был же Кими образца Сузуки’2005 или Маньи-Кура’2002. Но это в прошлом.
Это сложно было ожидать, если тебя зовут не Хельмут, Йос или Кристиан, но Макс уверенно, с холодной головой справился со своей задачей, поддерживая отличный темп, сохранив шины и сделав все так, чтобы опытнейший Райкконен не смог его опередить в сражении за победу в Гран-при. На подиуме стояли гонщики трех, в общем-то, разных поколений, и если Райкконен олицетворял прошлое Ф1, то Ферстаппен – её будущее. Теперь не выглядят бахвальством слова Хорнера о том, что с Риккьярдо и Ферстаппеном состав Red Bull представляет собой сильнейшую пару в Ф1.
Хотя Ferrari привела обоих своих гонщиков на подиум, команда выглядела в этой гонке проигравшей стороной.
Позади этой захватывающей борьбы следует выделить пару вещей. Williams выглядит скорее лидером среди средней группы, чем командой, которая могла бы бороться за победы. Пусть не с Mercedes, пусть с Ferrari и Red Bull, как это случилось в Испании. Но Валттери Боттас и Фелипе Масса оказались далековато от этого сражения. К ним скорее приближается McLaren Honda, Фернандо Алонсо на своей домашней гонке впервые после возрождения альянса вывел одну из машин команды в финал квалификации. В этой же группе близко и Toro Rosso, что нам особенно важно.
Карлос Сайнс прекрасно провел домашний Гран-при. Он был убедителен в квалификации, выйдя в финал и сыграв там не последнюю роль. Карлос прекрасно стартовал, и после схода Mercedes поднялся на третье место, уступая только двум Red Bull. Представляете, два Red Bull впереди и Toro Rosso на третьем месте, вот лидирующая группа! Где только там был Квят? Затем Сайнс постепенно уступил позиции Ferrari, стартовавшим не столь здорово, но имевшим безусловно более высокий темп. Но и после этого Карлос отлично держался и набрал полагающиеся очки за шестое место.
На его фоне (а уж на фоне Ферстаппена!) Даня Квят немного потерялся. Но не надо пессимизма. В одной из статей я увидел заголовок, что Ферстаппен победой «нанес Квяту пощечину». Не надо этих громких слов. О Максе Квяту сейчас вообще надо забыть, это другая команда, и Ферстаппен перешел на другую орбиту просто, своей карьеры. А Дане надо решать текущие задачи своей карьеры.
В Барселоне квалификация прошла не слишком убедительно. Но Карлос выглядел здесь здорово и год назад, в качестве дебютанта. Даниил совершил дополнительную попытку в первом сегменте, что считал не нужным делать, но настояла команда. Во втором сегменте шин на вторую попытку не хватило. Рабочий момент, идет притирка гонщика и команды, которая продолжится на ближайших тестах здесь же, в Барселоне. После этого все должно быть нормально. Гонку Даниил провел достаточно неплохо, набрав в итоге очко за десятое место и показав лучший круг в концовке гонки, на свежих шинах, впервые в карьере, между прочим.
Возвращаясь же к победителю, ранее Максу не хватало именно таких, особенных результатов. Вроде видно было, что он быстр, что он хорош, что он отлично обгоняет, но чем он был так уж ощутимо лучше того же Сайнса? А Карлос и сам отличный пилот. Отчего столько разговоров вокруг Ферстаппена? Барселона закрыла этот пробел. Первая победа в первой же гонке после перехода в другую команду… Да, топ-команде, после команды средней группы, но эта топ-команда уже давно не побеждала. Сказать, что это мощно… Но тут любые эпитеты не отразят ситуацию полностью.
Такие победы, такие эпизоды – это словно метка для особенных гонщиков. Гоночный бог словно выделяет их, мол, да, это особенный гонщик. Да, так звезды сошлись, но не менее важно, что в этот день сделал этот пилот. Незабываемой была победа Айртона Сенны в Португалии в 1985-м, но до этого было и сумасшедшее Монако за рулем скромного Toleman в 1984-м. Незабываемой была первая победа Михаэля Шумахера в Спа, в 1992-м. Незабываема и победа Феттеля в Монце в 2008-м, за рулем Toro Rosso. Интересно, все перечисленные гонки были дождевыми… Барселона была не такой, но это был день, когда Фортуна ярко высветила, что Макс Ферстаппен – Особенный гонщик.
P.S. как известно, история с переходом Михаэля Шумахера в Benetton тоже была весьма скандальной. Нельзя сказать, что ситуация с рокировкой Ферстаппена и Квята полностью идентична, в нынешнем случае все гонщики программы Red Bull на контрактах у одного работодателя и он имеет юридическое право по своему усмотрению формировать состав двух своих команд; не так было в случае с заменой Роберто Морено на Михаэля. Тогда в итоге пострадала карьера Роберто Морено, который был очень даже хорошим пилотом. Вот не хотелось бы, чтобы взлет Ферстаппена обернулся неудачей в карьере Квята…