Вы такой хотели видеть «Формулу-1»: роботы за рулем болидов с закрытыми кокпитами? Брандл о Гран-при России
Третий Гран-При России не принёс больших сюрпризов, в том числе потому, что прошлая гонка в Сочи прошла совсем недавно – лишь 28 недель назад. Великолепная весенняя погода добавила позитива, но конфигурация трассы и скользкий асфальт больше повлияли на впечатление от уик-энда.
Когда принималось решение о выборе составов, у Пирелли не было уверенности в новом составе «ультрасофт», который отлично подошел бы этой трассе.
Составы, выбранные Пирелли, почти не изнашивались, напомнив времена Бриджстоун и Мишлен, и мы ещё раз убедились в том, что гонки с двумя пит-стопами получаются интереснее.
Льюис Хэмилтон и Себастьян Феттель стартовали позади своих обычных позиций, к ним было приковано особое внимание, но часть этих ожиданий осталась в третьем повороте.
Выиграв у Феттеля старт в Китае, на домашней трассе Квят получил нокаут. Он выбил с трассы Феттеля и повредил машину Риккардо, а ранний пит-стоп и переход на «медиум» лишил команду всех шансов.
Мне очень нравится Квят. Это парень с характером – и на трассе, и вне её – и я не считаю, что он допустил такую уж большую ошибку, зацепив Феттеля во втором повороте, а в третьем Феттель сам сбросил скорость, но я полагаю, что эта ситуация негативно повлияет на его шансы остаться в «Ред Булл».
В «Формуле-1» порой очень просто попасть из грязи в князи и обратно, Даниилу нужно двигаться дальше с высоко поднятой головой и исправить ситуацию.
В Сочи я вновь получил привилегию взять интервью на подиуме. Оставлю вам возможность оценить мою работу – я хочу поговорить о другом, вспомнить знаменитые прыжки Шумахера и другие эмоциональные проявления радости успехов и горести поражений.
Нет, нам не нужна актёрская игра, но почему сегодняшние гонщики не выглядят взволнованными на церемонии награждения? Они привыкли побеждать за рулём лучших машин? Да, Нико выиграл гонку без борьбы, Льюис был сыт по горло проблемами с надёжностью, а Кими финишировал далеко позади. Думаю, причина в том, что гонок стало слишком много, гонщики весь год отвечают на вопросы и дают интервью – особенно по ходу гоночного уик-энда. Они стараются говорить меньше, чтобы избежать попадания в заголовки и критики команд, если скажут что-то не то.
Но гонщики сильнейших команд зарабатывают миллионы, выступают на великолепных машинах, ими восхищаются сотни миллионов людей. Они должны понимать, как сильно им повезло!
Ещё им очень повезло в том, что современные машины достаточно безопасны, и контакт со стеной обычно заканчивается нажатием кнопки радиосвязи, чтобы команда и болельщики могли услышать поток брани, а не поездкой в больницу. Эта безопасность завоёвана ценой многих жизней, но сохранила ли столь безопасная «Формула-1» прежнюю привлекательность?
Здесь я согласен с Ники Лаудой, который в интервью на пит-лейн перед стартом сказал мне, что повышая безопасность важно не упустить суть «Формулы-1». Он заслужил право на такую позицию. Открытые колёса, открытый кокпит – это заставляет уважать гладиаторов, ведущих борьбу.
Фернандо Алонсо по ходу уик-энда сказал: «Формуле 1 не нужны герои», и я с ним категорически не согласен. Именно герои нужны «Формуле-1».
Безопасность должна быть безусловной, когда речь идёт о болельщиках. Они покупают билеты и приходят на автодром, чтобы увидеть шоу, они ни в коем случае не должны погибнуть или пострадать, и для этого необходимо делать всё возможное.
На втором месте – маршалы и рабочие трассы. Чаще всего это волонтёры, работающие бесплатно. Они находятся близко к машинам и должны быть максимально защищены.
После этого – сотрудники команд на пит-лейн и пит-уолл. Они понимают, что их работа связана с риском, что иногда могут быть травмы, но предпринимаются все разумные усилия, чтобы этого избежать.
И в конце этой цепочки – гонщики. Садясь за руль гоночной машины вы должны отдавать себе отчёт в том, что можете быть ранены, парализованы или убиты. И если вы не готовы взять на себя этот риск, тогда вам нельзя на трассу. При этом гонщики понимают, что для их безопасности делается всё возможное.
Я считаю, что любые решения, закрывающие кокпит, только добавят проблем с безопасностью. Они – уродливые, тяжёлые и не подходят молодёжным сериям.
Как определить степень возможного риска? Не получится ли так, что дорога на автодром станет более рискованной, чем участие в гонке? Боюсь, так в итоге и получится.
Если бы дополнительная защита головы была опциональной, мы бы видели, кто её использует. По ходу уик-энда я спрашивал людей об этом – мне было интересно услышать ответ. Если бы мы проводили десятикруговую квалификационную гонку, в которой было бы запрещено использовать ремни безопасности, сколько гонщиков вышли бы на старт?
В итоге, кокпиты почти наверняка закроют, чтобы снять с себя возможную ответственность. Потом случится что-то ещё, и они уберут гонщиков из машин, чтобы избежать любых травм.
У меня нет данных, чтобы это подтвердить, но я полагаю, что когда вы тренируетесь на велосипеде, катаетесь на горных лыжах или на мотоцикле, вы рискуете примерно так же, как гонщики современной «Формулы-1». Но после этого вы не поднимаетесь на ставшую рутинной церемонию награждения, чтобы полить друг друга шампанским.