Мумбаевский централ. Почему босс команды «Формулы-1» может оказаться в тюрьме
Глеб Каланов – о том, как владелец «Форс-Индии» задолжал 1 млрд долларов.
Виджай Маллья, кажется, допрыгался – 22 апреля индийские власти потребовали депортировать руководителя «Форс-Индии» на родину, для суда по делу о невыплате огромных долгов. Учитывая то, что другой совладелец команды Субрата Рой (некогда признававшийся одним из самых влиятельных людей Индии) уже сидит за решеткой, «Форс-Индия» рискует стать первой конюшней в истории, которая будет управляться из тюрьмы – коллективу из Сильверстоуна впору переходить на полосатые комбинезоны.
Откуда у Малльи были деньги на «Формулу-1»?
Кастового строя в Индии официально не существует, но на практике многолетние традиции по-прежнему сильны, и если вы родились в семье врача, то с большой долей вероятности пойдете в медицину. То же случилось и с сыном индийского промышленника Виттала Малльи – Виджай последовал дорогой отца и стал его преемником в семейном бизнесе. Главным детищем семейства Маллья был пивоваренный холдинг United Breweries Limited, который Виджай возглавил в 28 лет.
Индиец сотрудничал с пивоваренным гигантом Heineken, ставшим совладельцем его компании, добился миллиардных оборотов и большой прибыли. Пиво Kingfisher (главный бренд United Breweries) продавалось в десятках стран и по сей день является одной из самых узнаваемых марок пива в мире. В 2012 году Маллья продал основной актив United Breweries – компанию United Spirits, специализирующуюся на алкоголе премиум-класса, алкогольному гиганту Diageo, оставшись при этом на посту исполнительного директора. Именно на алкогольных напитках Маллья заработал большую часть своего состояния.
При этом Виджай всегда любил красивую жизнь: среди его покупок шикарная вилла на Гоа, океанские яхты, многочисленные предметы искусства (которые он, однако, зачастую передавал индийским музеям) и главный атрибут роскошной жизни, доступный немногим – команда «Формулы-1».
Когда все пошло не так?
Учитывая, что пивной бизнес шел хорошо, Виджай решил расширить империю, занявшись авиаперевозками – отраслью, где в свое время сильно обжегся Ники Лауда. У Малльи тоже не получилось – Kingfisher Airlines быстро стала одной из крупнейших на индийском рынке, но при этом не приносила никакой прибыли, а финансовый кризис 2008 года еще больше усугубил ситуацию. Стратегия массированного расширения авиапарка себя не оправдала и колоссальные расходы на эксплуатацию самолетов в итоге утянули компанию на дно.
Для ее спасения пришлось брать кредиты, которые были повешены на самого Виджая. Но это помогло продлить агонию лишь на пару лет – в октябре 2012-го компания прекратила полеты в связи с забастовкой сотрудников, не получавших зарплату более года. В феврале 2013-го после отзыва лицензии в истории Kingfisher Airlines была поставлена точка.
Как вышло, что за Малльей охотится правосудие?
Набравший кредитов индиец погряз в долгах по полной программе – еще в 2012 году он оказался под угрозой ареста, но смог избежать неприятных последствий. История получила продолжение в 2015 году, когда из-за долгов Kingfisher Airlines и United Breweries Маллье ограничили выезд из Индии. В феврале 2016-го просроченный Виджаем платеж по кредиту банку Standard Chartered выплатил Diageo. А вскоре Маллья ушел в отставку с поста председателя «дочки» Diageo, компании United Spirits. Индиец получил «золотой парашют» в размере 75 миллионов долларов и засобирался в Великобританию на постоянное место жительства.
«Недавно мне исполнилось 60 лет. Я решил проводить больше времени в Англии, поближе к своим детям», – с честными глазами объяснялся Маллья.
Этот шаг вызвал переполох в его родной стране – спустя некоторое время Государственный банк Индии потребовал арестовать совладельца «Форс-Индии» и его активы за долг в 200 млн долларов. Чуть позже к этому требованию присоединились еще ряд финансовых учреждений, которым Маллья тоже успел задолжать – общая сумма оказалась в районе 1 млрд долларов. Банки хотели через суд отобрать у бизнесмена паспорт и запретить выезжать из Индии, но Виджай оказался хитрее и к тому моменту уже покинул родную страну.
Дальше будет тюрьма?
13 апреля в суде города Хайдерабад должно было состояться заседание по делу Малльи, на которое главный фигурант не явился. Власти Индии в ответ приостановили действие паспорта и пригрозили вовсе его аннулировать, если Виджай не свяжется с правительством и не начнет сотрудничать со следствием. На днях же индийский суд выдал ордер на арест предпринимателя, а агентство по борьбе с экономическими преступлениями Индии оформило запрос в Интерпол на экстрадицию Малльи из Великобритании.
Другой совладелец «Форс-Индии», глава группы компаний Sahara Субрата Рой находится в тюрьме по делу о мошенничестве на сумму 2,3 млрд долларов. За пару недель до ареста Рой пытался выехать «на деловые переговоры» за рубеж, но ему это не удалось. Субрата в итоге сам сдался полиции, рассчитывая выйти под залог, однако сейчас идет уже третий год пребывания индийского бизнесмена в заключении. Пример Роя слабо вдохновляет Маллью вернуться в Индию добровольно.
Тем не менее, совсем не факт, что Виджаю удастся скрыться от правосудия в Лондоне – индийские власти настроены серьезно и уже задействовали дипломатические каналы, обратившись в британский МИД с просьбой о помощи в депортации Малльи. Если Великобритания выдаст индийского бизнесмена, то Виджай прямо с трапа самолета будет препровожден в тюрьму.
Возможно, Маллье не присудят реальный срок – по оценкам банков, имущества совладельца «Форс-Индии» вполне хватит, чтобы покрыть все задолженности, так что Виджай может прийти к полюбовному соглашению с кредиторами. Настоящей трудностью могут стать обвинения в преднамеренном банкротстве авиакомпании Kingfisher – и здесь уже можно не отделаться лишением активов.
Как «Форс-Индия» жила при таких долгах владельцев?
Совсем не так плохо, как могла бы – секрет успеха в грамотном менеджменте и крепком спонсорском пуле. Во-первых, команда не участвует в охоте за чужими инженерами, пытаясь соблазнить тех высокими зарплатами, а старается растить сильный технический персонал сама. Во-вторых, при достаточно скромных ресурсах «Форс-Индия» сумела ухватить, пожалуй, двух лучших гонщиков из числа недорогих и не связанных с топ-командами. Серхио Перес давно доказал, что на него нельзя вешать ярлык «рента-драйвера», а Нико Хюлькенберг не затерялся бы и в коллективе рангом повыше.
При этом у конюшни нет проблем со спонсорами – на болидах индийской команды трудно найти свободное место от рекламных наклеек. Среди партнеров «Форс-Индии» – упомянутая выше Diageo и ряд мексиканских компаний, поддерживающих команду Чеко Переса. Также во многом коллективу помогает партнерство с «Мерседесом» – хотя команда не раз затягивала с выплатами «серебряным стрелам», Маллье всегда удавалось закрыть вопрос без серьезного возмущения со стороны немцев.
Из-за действующей схемы распределения доходов «Форс-Индии» не удается получать много денег от телетрансляций и рекламы. Бюджет команды в сезоне-2015 – всего 129,7 млн евро, меньше только у «Заубера» и «Манора». Да, этого мало, чтобы шиковать, но если распоряжаться этими средствами разумно и экономно, то их достаточно, чтобы не просто существовать, но и удерживаться в середине пелотона. Виджай Маллья, будучи транжирой в жизни вне бизнеса и гонок, довольно грамотно проявил себя в вопросе управления командой «Формулы-1».
Что теперь будет с «Форс-Индией»?
Как это ни парадоксально, но даже с совладельцами в тюрьме команда может продолжить выступать в гонках. У «Форс-Индии» постоянно возникают проблемы с деньгами, а у ее руководства – с законом, но, тем не менее, коллективу все это время удается оставаться на плаву. Прошлый сезон и вовсе стал лучшим в ее истории..
Маллья позаботился о «Форс-Индии» при уходе из Diageo – индиец договорился, что за рекламу бренда Smirnoff команда будет получать по 15 млн долларов в течение 5 лет. Вместе с тем у коллектива есть поддержка мексиканских спонсоров, в частности, Карлоса Слима. И даже если команду покинет Серхио Перес, на подходе уже есть еще один латиноамериканец – Альфонсо Селис. Подписание контракта с Никитой Мазепиным в перспективе открывает для «Форс-Индии» возможность сотрудничества с русскими спонсорами, в частности, с компанией «Уралхим», принадлежащей Мазепину-старшему. От немедленного финансового краха коллектив точно застрахован.
Вряд ли «Форс-Индия» исчезнет – это довольно сильная команда с развитой инфраструктурой, и сомнительно, что ей дадут пропасть. Если проблемы Малльи станут совсем серьезными, индиец сможет продать конюшню – другой вопрос, найдется ли покупатель, готовый прийти в сегодняшнюю «Формулу-1», рискуя влететь в громадные убытки. Впрочем, если ситуация станет действительно критической, то к спасению команды наверняка подключится Берни Экклстоун. Сам Берни уверен, что Виджай конюшню не продаст – по словам англичанина, «это последнее, что он сделает». Не исключен и вариант, при котором Маллья не продаст конюшню, но непосредственное руководство перепоручит кому-то другому.
Наконец, вовсе не факт, что индийца посадят – до сих пор Маллье всегда удавалось успешно выворачиваться из любых неприятностей, что в бизнесе, что в отношениях с законом, что в «Формуле-1». Виджай изо всех сил пытался спасти тонущую авиакомпанию, и будет до последнего сражаться за свою свободу. И не стоит удивляться, если он найдет способ обмануть судьбу еще раз.
Фото: REUTERS/Punit Paranjpe; Gettyimages.ru/Mark Thompson, Andrew Hone, Clive Mason
Удачи им!
Пардон, но свою первую авиакомпанию Lauda Air Ники выгодно продал на пике Австрийским авиалиниям. После этого сразу замутил авиакомпанию NIKI, которую потом выгодно продал Air Berlin, оставшись руководителем и пилотом.
О чем вы, Глеб??