Maximum attack!
Интересное начало сезона. Если судить по результатам, Нико Росберг доминирует на старте чемпионата. Впрочем, такое впечатление должно складываться если только действительно судить только по протоколам. Потому что статистика у Росберга действительно чемпионская. Три победы из трех, в Шанхае Нико выиграл 17-ю гонку в своей карьере, где он в 2012 году одержал первую. Но более всего впечатляют шесть побед подряд, начиная с Мексики прошлого года. В истории чемпионатов мира больше побед подряд было только у трех гонщиков. У Альберто Аскари в 1952-53 гг. и у Михаэля Шумахера в начале нынешнего века по семь подряд, и – рекорд, у Себастьяна Феттеля – девять подряд в концовке 2013 –го. У Хэмилтона рекорд – пять подряд, и Нико уже превзошел напарника. Еще один камень в его сторону. Но Росберг дипломатично говорит, что о чемпионстве рано думать. И пусть статистика чемпионская, - но его напарник Льюис Хэмилтон.
Мощное начало чемпионата для Росберга, но действительно, в начале этого сезона Льюис собирает проблемы. Прошло всего 3 гонки из 21, поэтому все может еще неоднократно повернуться. Хотя когда гонщик собирает проблемы, всегда есть соблазн начать искать объяснения. Дескать, Льюис слишком много отвлекается на другие свои интересы и потерял концентрацию. Или последнее время его часто можно заметить в очках. Возможно у него начало садиться зрение, а это очень важно для гонщика. Может тут вот и таятся причины потерь: здесь чуть-чуть, там чуть-чуть, а в результате проигрыш… Можно вспомнить Жака Вильнева, у которого тоже рано начало садиться зрение, и после 1997 года он уже толком не показывал высоких результатов. Но все это пустые разговоры, а результат показывается на трассе. Вот если Хэмилтон проиграет – тогда можно будет искать причины, но пока он не проиграл и находится в отличном расположении духа. Готов к борьбе. Если уж на то пошло, Нико Росберг тоже порой испытывает проблемы со зрением. Но главное на данный момент – победный импульс концовки 2015 года Нико сохранил, и преумножил на старте 2016-го.
В Шанхае Нико завоевал первый поул по ходу сезона. Здесь же, на этой трассе, Росберг выиграл свой первый поул в 2012-м, а потом реализовал его в победу в гонке. Так что все повторилось. Кстати, Нико стал только третьим пилотом в истории Гран-при Китая, выигравшим эту гонку более одного раза – после Льюиса Хэмилтона и Фернандо Алонсо.
Однако как проходила эта квалификация. Льюиса уже заранее ждал штраф в 5 позиций на стартовом поле – за внеплановую замену коробки передач из-за столкновения на старте в Бахрейне. Потом, уже по ходу первого сегмента на болиде Хэмилтона начались проблемы с системой рекуперации, и он и вовсе не показал времени. Таким образом, Росберг в финале не имел в соперниках пилота на столь же быстрой «серебряной стреле».
К слову сказать, квалификация в Китае наконец проводилась по прежним правилам, без пресловутой системы на выбывание по ходу сегментов. И это случилось благодаря консолидированной позиции команд, четко и ясно изъявившим свою позицию в письме к FIA. Таким образом, продолжение прений по поводу смены форматов квалификации, бессмысленные и бесполезные, прекратились, и Формула-1 вернулась к нормальному формату, на чем все успокоились. Ну и отлично.
В соперниках у Нико в сражении за поул были оба пилота Ferrari, причем особенно впечатлил своей скоростью Райкконен. Но и Кими, и Себастьян Феттель признали, что не избежали ошибок в своих попытках, потому и не поднялись выше второго ряда стартового поля. Зато настоящее ракетой выстрелил Даниэль Риккьярдо, прорвавшийся на первый ряд, уступив только Росбергу. Для Red Bull в начале сезона это был по-настоящему блестящий результат.
Не меньшей ракетой проявил себя Дэн и на старте гонки, когда он возглавил пелотон. Впрочем, это не стало проблемой для Нико Росберга, выигравшего гонку в доминирующем стиле. Однако наибольшее внимание оказалось приковано к другой «торпеде» Red Bull, - и все благодаря Себастьяну Феттелю.
Что касается Льюиса, он мог выбирать, стартовать ли ему последним со стартовой решетки или уйти в гонку с пит-лейн. Второй вариант кроме прочего позволял более гибко настраивать машину. Но Льюис заявил, что ему по душе риск. Этот риск наверно не оправдался, когда Хэмилтон уже в первом повороте обнаружил себя в гуще контактной борьбы, не по своей вине лишившись переднего антикрыла. Это была цепная реакция на события, начавшиеся во главе пелотона. Для Хэмилтона это обернулось повреждением его Mercedes, что не позволило ему далее, по ходу прорыва иметь возможность использовать весь потенциал великолепного болида. Примерно также было и в Бахрейне.
В тоже самое время Росберг вышел в лидеры, когда у лидировавшего Риккьярдо обнаружился прокол задней шины. После этого Дэну предстоял прорыв наверх, как и Льюису, как и Кими, для которого тоже начиналось все многообещающе, но только до первого поворота.
Настоящим «гвоздем» старта стал Даниил Квят, накануне наконец нормально проведший квалификацию, а теперь принявший старт просто отлично. Увидев, что Себастьян Феттель открыл внутреннюю траекторию в первом повороте, Даня решительно рванул туда. Прямо скажем, этот маневр дезориентировал Себа, в результате чего его снесло на Ferrari напарника. Так Феттель выбил с трассы Райкконена, который в тот момент пытался оказать давление на Росберга. Для Кими после этого гонка начиналась заново, пришлось прорываться их хвоста пелотона, к тому же у него было сломано переднее крыло.
Феттель, безусловно, испытывал за этот маневр некие угрызения совести. Все-таки, его, четырехкратного чемпиона мира, так «уделал» более молодой пилот. Себ извинялся перед командой по радио и сразу после инцидента, и после финиша гонки, в ответ на поздравления командного мостика со вторым местом. Безусловно нельзя забывать тот факт, что в боксах Скудерии гонку наблюдал Серджио Маркионне. Но не менее важно, что Себ в приятельских отношениях с Кими, и ему поэтому тоже был неприятен тот факт, что он испортил гонку напарнику после маневра Квята. Первым делом после финиша гонки Себ отправился поговорить с Кими, и только потом присоединился к команде, праздновавшей его подиум, обратим на это внимание. При этом сам Даня ничуть виноват не был, хотя Феттель и попытался свалить вину на него, но ошибка Себастьяна была вызвана именно решительными действиями Квята.
В дальнейшем по ходу гонки Феттель и Квят соперничали как раз непосредственно друг с другом. На одинаковой резине, на Soft Квят не только не уступал Себу, но даже отрывался от него. Никто не ожидал такой мощной формы Red Bull в начале сезона. Но в концовке гонки, когда Ferrari поставила Феттелю Soft, а в Red Bull предпочли для Дани Medium, Себастьян смог выйти вперед и оторваться.
Тем не менее, третье место все равно осталось за Квятом, который завоевал, таким образом, второй подиум в Ф1 в своей карьере и третий – для российских гонщиков; после Австралии’2011 Виталия Петрова и второго места в Венгрии’2015 самого Квята.
Любопытен диалог Феттеля и Квята в комнате для призеров перед подиумом. Себ все-таки решился высказать свои претензии, но Квят отвечал более чем достойно. В конце показалось, что Даня похлопал Себа по плечу даже как-то иронично и снисходительно. Мол, о чем ты ноешь, чемпион? Это гонки, это борьба. «Он уважать себя заставил, и лучше выдумать не мог…»
Собственно, когда Квят выступает на таком уровне, разговоры ряда журналистов о том, что в следующем сезоне в Red Bull обязательно перейдет Ферстаппен или Сайнс, во многом теряют смысл. Хельмут Марко – не журналист, и пока его отличает на редкость прагматичный подход. К слову, хотя и Макс, и Карлос на достаточно высоком уровне провели и квалификацию, и гонку, показывая результаты в десятке лучших, но ничем с приставкой «экстра» не отличились. Особенно это касается Ферстаппена, который приобрел ряд стойких поклонников из числа журналистов, которые восхваляют его после каждой гонки, выставляя максимальные баллы во всевозможных рейтингах, etc.
Пока кто-то болтает языком, Даниил Квят делает дело. Когда перед началом сезона его спросили, опасается ли он молодых конкурентов из младшей «редбулловской» команды, он ответил, что вообще не обращает на это внимания. Его цель – в каждой гонке, по ходу каждого уик-энда показывать максимально возможный результат. Это правильный подход, и при должном исполнении он не может не дать положительного эффекта. Точно также для Росберга сейчас важно не думать о чемпионских перспективах, а просто максимально атаковать каждый раз, рассматривая каждую гонку в отдельности.