Квят-торпеда и еще 7 итогов Гран-при Китая
Глеб Каланов – о ключевых моментах гонки в Шанхае.
Доминирование Росберга
Основа успеха Нико была заложена в субботу – речь не столько о поуле, сколько о быстром круге во втором сегменте квалификации на шинах «софт», в результате которого пилоту «Мерседеса» не пришлось использовать быстро разрушающиеся сверхмягкие покрышки в начале гонки. По этой причине откат на второе место после старта не сильно обеспокоил «серебряные стрелы», а после прокола колеса на болиде Риккардо немец вообще оказался в зоне комфорта и уверенно нарастил преимущество над преследователями.
У болида W08 отличный баланс: на требовательной шанхайской трассе шасси аккуратно работало с резиной – до начала серьезного износа «софта» Росберг долго держал высокий темп. Впрочем, вряд ли конкуренты всерьез рассчитывали побороться с «Мерседесом» – еще до Гран-при все понимали, что трасса и прохладные условия в Шанхае замечательно подходят «серебряным стрелам».
Единственное разочарование «Мерседеса» – выступление Льюиса Хэмилтона. Англичанин не был похож сам на себя, хотя заметную роль в неудаче сыграли повреждения болида на старте. Возможно, чемпиону следовало начать гонку с пит-лейн –он избежал бы столкновения с Насром в первом повороте. А так Льюис провел всю гонку в борьбе, и не преуспел – несмотря на высокую максимальную скорость, выход из поворотов «раненому» W08 не удавался и прорываться сквозь пелотон иногда было трудно. Хэмилтон не раз застревал за медленными машинами, а в заключительной фазе гонки не смог справиться с Массой. Седьмое место на финише, 36 очков отставания в личном зачете от Росберга при двух использованных двигателях в трех гонках – это угрожающе опасная ситуация.
Медоед и торпеда
Похоже, «Ред Булл» выбрался из ямы, в которую угодил по вине «Рено» в прошлом сезоне. Шанхайский автодром – традиционная современная трасса, отличающаяся от специфичного австралийского «Альберт-парка» и жаркого ночного «Сахира», и то, что «быкам» удалось доказать конкурентоспособность именно здесь, обнадеживает весь коллектив. Глядя на темп RB11, невольно думаешь: где бы была эта команда, если бы все же договорилась с «Мерседесом» или «Феррари» о поставках двигателей?
Сегодня были хороши оба пилота «быков»: Риккардо вырвался в лидеры на старте и наверняка бы финишировал на подиуме, если бы не внезапный прокол покрышки. Австралийцу еще повезло, что это случилось в конце круга – Дэн не потерял много времени, прежде чем смог провести пит-стоп, однако почти выпал из борьбы за подиум и тем более победу. Тем не менее, Риккардо не сдался и смог прорваться из глубины пелотона на четвертое место, в третий раз в трех гонках. В последние годы в «Ред Булл» Марк Уэббер тоже частенько останавливался в шаге от подиума – Риккардо передалась карма соотечественника?
Даниил Квят просто молодец: неплохая квалификация, шикарный старт и безошибочная гонка – сегодня наконец-то все сложилось как надо. Квят на подиуме во второй раз в карьере, и этот успех пришел к нему в самый нужный момент – именно так нужно ломать неудачно складывающуюся ситуацию. Конечно, помогли проблемы у соперников, но тем не менее уфимец сделал все от себя зависящее. Сегодня Даниил также показал, что может быть ярким гонщиком – помимо старта, за который Феттель сравнил его с торпедой, Квят провел несколько отличных обгонов. Подиум должен придать уверенности и стать отправной точкой для новых успехов.
«Феррари» упускает возможности
В Скудерии вновь недовольны. В первой гонке был упущен возможный «дубль» из-за неудачной стратегии и проблем с мотором у Райкконена, во второй – двигатель помешал уже Феттелю. Сегодня гонщики «Феррари» испортили гонку друг другу, не поделив трассу в первом повороте. Правда, в итоге Себ потерял не так много, в отличие от Кими.
Немец может быть сколь угодно недоволен Квятом, но босс команды Маурицио Арривабене дал понять, что не считает пилота «Ред Булл» виновным. Происшествие в первом повороте – гоночный инцидент: Феттель, открывший внутренний радиус для Квята, в сужающейся «улитке» оказался зажат между двумя болидами и инстинктивно отрулил в сторону. К несчастью для Кими – именно в него.
Поскольку темп «Феррари» превосходит «Ред Булл» и всех остальных, за исключением «Мерседеса», Феттель быстро вернул себе место в тройке лидеров, не испытывав проблем с обгонами соперников, а оставленный на последний отрезок гонки «софт» позволил опередить и Квята. Райкконен же успешно прорвался с самого дна на пятую позицию. По крайней мере, сегодня у «алых» не было проблем с силовой установкой – до обновления турбины нужно подождать еще один Гран-при, а после этого Скудерия может прибавить как в плане надежности, так и в скорости.
Инцидент: бурный первый круг
Старт получился захватывающим и аварийным – в первом повороте пострадало сразу несколько пилотов: Кими Райкконен столкнулся с напарником и лишился переднего антикрыла, позади же в Хэмилтона въехал Наср – всем им пришлось ехать в боксы. Повреждения получил и «Хаас» Ромена Грожана – сегодня французу исполнилось 30 лет и по «доброй» «формульной» традиции праздничный день завершился провалом.
Обгон: Себастьян Феттель
После выезда сейфти-кара большинство пилотов поспешили в боксы, но отрывы были еще невелики. В «Форс-Индии» решили оттормозить соперников и поехать на пит-лейн не торопясь, поскольку Хюлькенбергу все равно предстояло ждать очереди за Пересом. Карлос Сайнс-младший покорно пристроился за немцем, а вот Феттель такого непотребства терпеть не стал, и лихо опередил обе машины на въезде на пит-лейн. Правила нарушены не были – ограничение скорости начинает действовать лишь после пересечения белой линии, обгон же был совершен до нее, так что немец действительно отжег со знаком «плюс».
Катастрофа: «Рено»
От французской команды никто не ждал чудес сразу, но выступление на Гран-при Китая – полный провал даже со скидкой на «переходность» сезона. Желтые болиды смотрятся плохо – прижимной силы катастрофически не хватает, а про скорость на прямых лучше и вовсе умолчать. Магнуссен не ехал, а страдал, а Палмер и вовсе замкнул пелотон, уступив даже Рио Харьянто. Для бренда «Рено» такие результаты – настоящая катастрофа, ведь заводская команда крупного автоконцерна не имеет права выступать настолько плохо. Ждем машину версии «Б» ко второй половине сезона?
Арьергард
«Торо Россо» уезжает из Китая со смешанными чувствами – команда вроде бы выступила на своем уровне, но, тем не менее, в начале гонки казалось, что Карлос Сайнс способен добиться большего.
«Макларен» вновь без очков – на этот раз помешала сомнительная стратегия. В команде решили попробовать сделать ставку на шины «медиум» и попробовать проехать с двумя пит-стопами – но план не удался: на более жесткой резине Алонсо и Баттон много уступали соперникам, а сдерживать их было сложно. Дженсон попробовал под конец перейти на «суперсофт», но к тому моменту потерял слишком много времени.
Не удалась гонка и у «Хааса» – после провальной квалификации отыграться в гонке Грожану и Гутьерресу не удалось. Снова без очков и «Форс-Индия», хотя для них все начиналось очень даже неплохо – после прокола Риккардо Серхио Перес вышел аж на третье место, но затем не смог поддерживать высокий темп. Нико Хюлькенбергу китайскую гонку лучше забыть – к отлетевшему колесу в квалификации добавился нелепый штраф за слишком медленную езду на пит-лейн.
За кадром: крупная компания и «Формула-1»
Журналист Джонатан Нобл взбудоражил общественность, заявив, что пообщался в Шанхае с людьми из одной крупной корпорации, которая может стать спонсором в «Формуле-1». Разглашать информацию он не стал, поэтому можно лишь гадать, о чем идет речь: либо мощная компания станет партнером одной из команд, либо даже титульным спонсором всей «Формулы-1».
В любом случае, это говорит об интересе бизнеса к гонкам, и что в «Формуле-1» все отнюдь не так плохо, как кажется. Гран-при Китая – подтверждение, что чемпионат вполне может быть зрелищным, да и в принципе ни одну из трех состоявшихся в этом сезоне гонок нельзя назвать скучной. Да, есть несколько проблем, которые нужно исправить, но разве все это похоже на масштабный кризис гоночной серии?
Фото: Global Look Press/Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com (1,2); Gettyimages.ru/Clive Mason, Mark Thompson
https://pbs.twimg.com/media/CgOrBWuWEAE1sus.jpg