Почему Вандорн – самый перспективный новичок «Формулы-1»
Глеб Каланов рассказывает о пилоте, который заменит Фернандо Алонсо.
На Гран-при Бахрейна дебютирует новый гонщик – не прошедшего медицинскую комиссию Фернандо Алонсо в «Макларене» заменит молодой бельгиец Стоффель Вандорн. Появилась хорошая возможность узнать, насколько быстр этот спортсмен.
Кто это такой?
Стоффель – резервный пилот и участник молодежной программы команды «Макларен», в которой он оказался в начале 2013 года. Шанс сесть за руль болида «Ф-1» появлялся у него еще два года назад, но перед сезоном-2014 в Уокинге сделали выбор в пользу более подготовленного Кевина Магнуссена. А после того, как «Макларен» подписал контракты с Дженсоном Баттоном и Фернандо Алонсо, дебют Вандорна вовсе отложили до 2017 года. Но теперь из-за травмы двукратного чемпиона мира резервист попробует доказать, что в него верят не напрасно.
Что он выиграл?
Бельгиец с первой попыткой выиграл «Еврокубок «Формулы-4», а призовые деньги за победу потратил на выступления в «Формуле-Рено» 2.0, в которой на второй год тоже оказался лучшим (опередив, кстати, Даниила Квята). Следующей ступенью стал чемпионат Мировая серия «Рено», в котором его главным соперником был другой протеже «Макларена» – Кевин Магнуссен. Более опытный датчанин и стал новым чемпионом (а затем получил место в команде «Формулы-1»), а Стоффеля отправили в главную молодежную серию – GP2.
Поначалу дела не слишком ладились – успешные гонки чередовались с провальными, но уже во второй половине сезона Вандорн начал показывать стабильно высокие результаты и в итоге занял второе место. На следующий год бельгиец уничтожил пелотон: семь побед (все – в более престижных субботних гонках), четыре поула и 160 очков преимущества над ближайшим преследователем Александром Росси – GP2 еще не знала такого подавляющего доминирования. За два сезона в серии Стоффель обновил ряд рекордов – и сегодня он самый успешный гонщиком в истории чемпионата.
Какие у него сильные стороны?
Проще ответить на вопрос, есть ли у Вандорна слабые места. Он хорош во всех компонентах – быстр как на одном круге, так и на длинной дистанции, и отлично проявляет себя в борьбе на трассе. Кроме того, инженеры команд из молодежных серий отмечают высокий уровень его технических знаний.
«Стоффель всегда был умным парнем, но помимо этого он обладает еще и мудростью, что необычно для столь молодого человека», – так отзывается о пилоте руководитель «Макларена» Рон Деннис.
Где сейчас выступает Вандорн?
Сезон-2016 предстоит провести в «Супер-Формуле» – довольно серьезном японском чемпионате с открытыми колесами. Достаточно сказать, что поул этой серии на «Сузуке» в прошлом году превосходил время «Манора» в квалификации Гран-при Японии-2015 – в «Формуле-1» болиды «Супер-Формулы» уверенно бы проходили барьер в 107%. Пожалуй, японский чемпионат можно назвать ближайшим по скорости к «Формуле-1». Есть и знакомые лица: Камуи Кобаяси, Кадзуки Накадзима, Андре Лоттерер и всеобщий любимец Нараин Картикеян ныне выступают именно там.
Большое будущее
«Мы очень аккуратно выбираем путь, по которому Вандорн движется в «Формулу-1» – как делали всегда при работе с пилотами молодежной программы «Макларена». Мы ждем, что Стоффель будет готов к переходу в «Формулу-1» в 2017 году», – Деннис не скрывает больших планов.
Собственно, Вандорн готов к дебюту в «Формуле-1» прямо сейчас, но места в «Макларене» заняты сильными парнями и в команде не готовы отказываться от одного из двух чемпионов мира ради сверхталантливого новичка. Тем не менее, отпускать Стоффеля в другие конюшни Уокинг не пожелал, хотя в межсезонье интерес к бельгийцу выказывала команда «Рено».
Если не произойдет ничего экстраординарного, бельгиец займет одно из двух мест в «Макларене» в следующем году. Вряд ли таким перспективам рад Дженсон Баттон – судя по риторике руководства, именно его может заменить молодой гонщик.
«Фернандо неоднократно подтверждал, что намерен отработать до конца свой трехлетний действующий контракт. И этот контракт не содержит никаких опций, касающихся результатов на трассе: просто три года подряд. Что касается Дженсона, то мы будем общаться с ним в течение года», – в переводе с дипломатичного языка «формульных» пресс-релизов Рон Деннис явно намекает на возможность расставания с англичанином в конце сезона.
Чего следует ждать на Гран-при Бахрейна?
В Сахире Вандорн получит отличный шанс проявить себя и укрепить репутацию – учитывая экстренный характер замены, в случае блеклого выступления ругать его не будут. А вот в случае успеха Стоффель получит отличную прессу, что сыграет положительную роль в его дальнейшей карьере. Конечно, парню будет сложно сходу поехать на высоком уровне, однако такие шансы в свое время получали и Михаэль Шумахер, и Себастьян Феттель – обоим удалось по-настоящему впечатлить. У Вандорна же поистине чемпионский потенциал – он выигрывал почти все серии, в которых принимал участие, и действительно готов удивить в «Формуле-1».
Фото: globallookpress.com/imago/Crash Media Group, Panoramic; Gettyimages.ru/Christopher Lee/Johnnie Walker
Но Даня тогда в альпийской серии отыгрался, взяв титул. вообще в 2012(?) году весь чемпионат формулы рено был фактически разборкой двух пилотов, и понятно было, что обоих ждет большое будущее. и вот они оба на стартовой решетке ГП ф1. и это очень круто!
Удачи и Стоффелю, и Дане, надеюсь видеть их борьбу на постоянной основе в 2017. Дженсон конечно отличный пилот, его победу в Канаде в 4х часовой гонке лично я наверно не забуду никогда, но пора давать дорогу молодым:)
Словом, трудно пока говорить о перспективах, особенно в рамках одной гонки и особенно на Макларене.
Короче, считаю что для современной Ф1 он перезрел. Тем не менее, удачи ему! Я только за, чтобы в чемпионате появлялись не только молокососы, он и достаточно взрослые дебютанты, которые смогут доказать, что Ф1 это не пристанище малолеток, и начинать успешную карьеру в Ф1 можно не только с пеленок.
Вон, на последней фоте, даже золотых макасов ему не выдали...
Нет, серьезно, как можно вообще вести разговор в таком ключе? Этот парень по умолчанию круче, чем 2/3 пелетона Ф1 прямо сегодня, прямо сейчас.