7 мин.

Что происходит с Гран-при Италии?

У легендарного автодрома в Монце новые проблемы.

«Формула-1» вновь перед выбором – деньги или история. Один из старейших автодромов мира, самая быстрая трасса на грани исчезновения из календаря. На днях автоспортивный мир потрясло заявление президента автомобильного клуба Италии Анджело Стиччи Дамиани о том, что переговоры о продлении контракта на проведение Гран-при Италии зашли в тупик.

Календарь «Формулы-1» претерпевает изменения едва ли не каждый год и в разное время из него вылетали как трассы-новоделы, так и автодромы с историей. Но возможное исчезновение Монцы выбивается из этого ряда – больше поразить могло бы разве что исключение этапа в Монако. Почему возникла такая ситуация и есть ли будущее у итальянского этапа?

Почему «Формула-1» может уйти из Монцы?

alt

Проблемы начались давно – посещаемость автодрома упала по сравнению с прошлыми годами, соответственно, снизились и доходы организаторов. Головной боли добавило и итальянское правительство, принявшее «Закон о стабильности» (документ, определяющий основные параметры госбюджета в Италии), из-за которого трасса в Монце лишилась налоговых льгот и могла финансироваться только за счет миланского автомобильного клуба.

«Аутодромо Национале» принадлежит государству в лице муниципалитетов Монцы и Милана, но их бюджетов не хватает на реконструкцию инфраструктуры старого трека, прочие же инвестиции в трассу в связи с изменениями в законодательстве стали невыгодны. Впрочем, в конце 2015 года к закону были приняты необходимые поправки, освободившие организаторов от уплаты налогов на сумму около 20 млн евро и позволили получить финансирование гонки от автомобильного клуба Италии.

Однако переговоры о продлении контракта с «Формулой-1» не увенчались успехом. Промоутеры вроде были согласны на финансовые условия Берни Экклстоуна, предполагавшие ежегодную плату в размере 19 млн евро за проведение Гран-при (изначально скупой англичнанин хотел вытряхивать из организаторов 28 млн евро в год). 12,5 млн из этой суммы должен был обеспечить автомобильный клуб Италии, еще 6,5 – автомобильный клуб Милана (за счет доходов от проведения этапа). Но этого оказалось недостаточно.

Берни не устраивает менеджмент автодрома в лице промоутерской компании SIAS, обслуживающей трассу в Монце. Десятилетний инвестиционный план, предполагавший планомерное обновление автодрома, вызывал сомнения у англичанина, как и способность SIAS обеспечить долгосрочные гарантии финансирования этапа. Судя по всему, отношения Экклстоуна с итальянскими промоутерами разладились окончательно.

Гран-при Италии останется в календаре «Формулы-1»?

Однозначно да – в Италии «болеют» гонками и не дадут пропасть национальному Гран-при, да и «Феррари» вряд ли позволит себе остаться без домашнего этапа. В случае окончательного провала переговоров о продлении контракта с «Формулой-1» Монцу готовы заменить сразу две трассы. Одна из них отлично знакома любителям «Формулы-1» – это многолетнее место проведения Гран-при Сан-Марино, автодром имени Энцо и Дино Феррари в Имоле. Другой трек хорошо известен тем, кто следит за мотогонками, в частности MotoGP – трасса Муджелло в Тоскане также может стать новым домом Гран-при Италии.

Почему Имола может заменить Монцу?

alt

В возвращении в календарь гонки в Имоле заинтересована как местная власть, так и руководство автодрома. Трек в Эмилии-Романье пребывает в неплохом состоянии, а у мэрии Имолы есть амбициозные планы по развитию инфраструктуры трассы и привлечению частных инвесторов.

«Мы хотели показать Экклстоуну, насколько сильно желаем вернуть сюда «Формулу-1» и сыграть важную роль в сохранении Гран-при Италии», – говорил мэр Имолы Даниэле Манка после встречи с Берни в Лондоне в июне прошлого года.

В том же месяце трассу инспектировала делегация ФИА во главе с Чарли Уайтингом, констатировавшая соответствие автодрома всем требованиям на проведение любых соревнований под эгидой ФИА, включая «Формулу-1». Судя по всему, у Имолы есть, как минимум, не меньшие финансовые возможности, чем у Монцы – проведение Гран-при предварительно готовы поддерживать региональные власти Эмилии-Романьи, а значит, возможность возвращения «Ф-1» на автодром имени Энцо и Дино Феррари следует рассматривать всерьез.

Есть ли шансы у трассы в Муджелло?

alt

Менее очевидным вариантом видится трек в Муджелло, но возможность кажется действительно интригующей. Во-первых, у трассы вряд ли могут возникнуть проблемы с финансированием – дело в том, что «Муджелло» целиком и полностью принадлежит «Феррари», которая проводит там тесты как дорожных машин, так и болидов «Ф-1».

Во-вторых, при всем уважении к истории трассы в Имоле, автодром имени Энцо и Дино Феррари вряд ли добавит ярких красок Большим призам. После трагической аварии Айртона Сенны конфигурация была существенно изменена в угоду требованиям безопасности и потеряла былую привлекательность. Трек в Муджелло же выглядит очень интересным – здесь высокая средняя скорость, целый ряд сложных виражей, да и возможности для обгона также имеются. Гран-при «Формулы-1» на тосканской трассе мог бы получиться поистине захватывающим.

«Десять кругов на «Муджелло» приносят столько же удовольствия, сколько тысяча в Абу-Даби», – так отозвался об автодроме Марк Уэббер после трехдневных тестов «Пирелли» в 2012 году.

В-третьих, пару недель назад ФИА присвоила треку в Муджелло статус «Grade 1», позволяющий принимать любые серии под эгидой федерации, включая «Формулу-1». С одной стороны, подобную лицензию имеет не так уж и мало трасс, с другой – могло ли быть случайным совпадением присвоение «Муджелло» такого статуса в разгар переговоров о будущем Гран-при Италии?

Трассу в Монце называют «домом «Феррари» в первую очередь из-за богатой истории в «Формуле-1», объединяющей Скудерию и «Аутодромо Национале». Но под определение «дома» для «Феррари» подходит и трек в Муджелло – если Гран-при Италии будет проводиться в Тоскане, то станет уже второй гонкой в календаре на треке, полностью принадлежащем одной из команд после Гран-при Австрии на «Ред Булл Ринге». Тем не менее, пока что «Муджелло» не выглядит фаворитом в борьбе с Имолой и Монцей.

Есть ли возможности сохранить Монцу?

alt

«Переговоры продолжаются. Да, сейчас ситуация сложная, однако мы хотим провести Гран-при именно в Монце. Если не сможем договориться с Экклстоуном, придется искать альтернативные варианты», – Анджело Стиччи Дамиани все еще не теряет надежды сохранить этап в пригороде Милана.

Гонке 2016 года ничего не угрожает, а до обычного времени проведения Гран-при Италии в сезоне-2017 еще почти 18 месяцев. Но чем позже будет объявлено место проведения итальянского этапа в ближайшие годы, тем меньше будет времени на подготовку. Монцу еще возможно оставить в календаре, но SIAS и Экклстоун должны найти компромисс очень быстро – хотя, судя по претензиям Берни, достигнуть его будет не так-то просто.

Возможно, сохранить гонку в Монце удастся лишь на правах чередования с другой трассой. Еще в 2015 году всерьез обсуждался вариант проведения Гран-при поочередно с Имолой. Не исключено, что теперь возможность чередования с автодромом имени Энцо и Дино Феррари или «Муджелло» снова станет предметом переговоров. Также будущее Гран-при Италии во многом будет зависеть от позиции «Феррари» – чью сторону примет концерн «Фиат»?

Какое бы отношение не было к Монце, ее возможное исчезновение из календаря может только расстроить настоящих поклонников «Формулы-1». Ведь это легендарный трек, подаривший массу великолепных гонок, живая история автоспорта и синоним «Формулы-1».

Фото: Global Look Press/HOCH ZWEI; it.wikipedia.org/Marpol, Press office; REUTERS/Giampiero Sposito