Жечь электричество. Станет ли «Формула-Е» угрозой «Формуле-1»?
Глеб Каланов рассказывает о самых экологичных автогонках.
Вопреки распространенному мнению, электромобили появились раньше двигателей внутреннего сгорания – в 19 веке. Появление бензиновых и дизельных моторов затормозило развитие электрокаров, сыграли роль и низкие цены на энергоносители, державшиеся большую часть 20 века. Но все же индустрия электромобилей медленно, но верно прошла путь от громоздких омнибусов на свинцовых аккумуляторах до «Теслы». Сегодня все больше производителей видит будущее автомобильной промышленности именно в электродвигателях – и неудивительно, что сравнительно недавно электрокары добрались и до автоспорта.
Относительно новый гоночный чемпионат «Формула-Е» развивается очень быстрыми темпами – в это трудно поверить, но в Северной Америке серия уже опережает по популярности «Формулу-1», если верить телерейтингам.
«Думаю, через четыре или пять лет вы увидите, как «Формула-Е» превзойдет «Формулу-1» по числу зрителей, причем разница будет только расти. Еще несколько лет «Ф-1» будет в лидерах, но я знаю, что придет и наше время» – после провала в Больших Призах основатель «Верджин Груп» Ричард Брэнсон связывает большие надежды с новой серией. Что необычного в «Формуле-Е» и ждет ли теперь «Формулу-1» «электрический стул»?
Что такое «Формула-Е»?
Гоночная серия для машин с открытыми колесами, использующих только электрическую тягу, учрежденная ФИА для популяризации электромобилей, а также призванная стать площадкой для исследования и внедрения в автопром современных и инновационных «зеленых» технологий. В «Формуле-Е» сейчас в разгаре второй сезон – чемпионат пока пребывает в младенческом возрасте и о каких-то устоявшихся правилах и традициях говорить в данном случае невозможно.
Серия отличается экологичностью машин, а также чрезвычайно низкими расходами, особенно в сравнении с «Формулой-1» – годовое содержание команды обходится лишь в несколько миллионов долларов. Сравните это с сотнями миллионов, которые тратят «Феррари», «Макларен» и прочие коллективы «Формулы-1» и вы поймете, почему для многих заинтересованных в приходе в автоспорт лиц «Формула-Е» выглядит привлекательно.
На чем гоняются в «Формуле-Е»?
Болиды оснащены аккумулятором (RESS) и силовой установкой. Система RESS (что означает «перезаряжаемая система хранения энергии») является близким родственником используемой в «Формуле-1» ERS, но по понятным причинам имеет куда большее значение, чем собрат из «Ф-1». Принцип ее действия такой же – RESS аккумулирует энергию, выделяемую болидом на торможениях, перенаправляет ее в электрическую сеть и затем – в СУ. Это позволяет гоночным электромобилям развивать мощность 200 кВт (268 лошадиных сил) в квалификации. При этом пилоты не могут позволить себе использовать СУ по максимуму в гонке – активируется режим энергосбережения (170 кВт), и дополнительные 30 кВт можно получить благодаря кнопке «Push-to-pass», которую можно задействовать при обгонах. Максимальная скорость такого электроболида – 225 км/ч, до сотни же он разгоняется примерно за три секунды.
«Формула-Е» – еще одна серия с одинаковыми болидами?
В первый сезон «Формула-Е» была классической моносерией – все команды использовали не только единое шасси (над которым работали «Даллара» и «Спарк») и RESS разработки «Уильямса», но и одинаковые силовые установки от «Макларена». Начиная со второго сезона конструкторам позволили создавать собственные автомобили. При этом регламент предусматривает достаточно большую свободу для инженеров.
Так, команды не обязаны использовать лишь один мотор – никто не мешает оснастить машину двумя движками, а количество передач КПП может варьироваться от одной до пяти. Поиска компромисса между уменьшением весом болида, оптимизацией центра тяжести и распределения крутящего момента между колесами в таких условиях выглядит крайне интригующим. В то время как СУ по регламенту ограничены по мощности и энергии, на первый план выходит эффективность двигателя.
Есть ли что-нибудь особенное в регламенте «Формулы-Е»?
Да, в «Формуле-Е» есть пара моментов, которые выделяют эту серию в мире автоспорта. Во-первых, здесь в ходу смена автомобиля по ходу гонки (вроде смены мотоциклов в MotoGP) – ресурса батарей пока не хватает на полную дистанцию гонки, а подзарядка длится слишком долго (и вообще запрещена по правилам безопасности). Впрочем, промоутеры надеются в течение пяти лет отказаться от этой практики благодаря развитию технологий.
Второй интересный момент – это система «Fan-boost», снискавшая большую популярность среди болельщиков. Благодаря ней фанаты могут реально помочь своему пилоту «лайками» – тройка гонщиков, набравшая наибольшее число голосов болельщиков в интернете, во время гонки получает возможность врубить полную мощность электромоторов на пять секунд. Демократия в действии!
Есть ли знакомые лица?
Полно! Поклонники «Формулы-1» со стажем ударятся в ностальгию, увидев имена Ярно Трулли, Ника Хайдфельда, Жака Вильнева или Витантонио Лиуцци. Те, кто начал следить за «Ф-1» позже, встретят на стартовой решетке «Формулы-Е» еще больше знакомых лиц – тут и Себастьян Буэми, и Жан-Эрик Вернь, и Жером Д’Амброзио. Особенное удовольствие получат любители «не взлетевших» бразильских талантов – в серии вполне успешно гоняются Бруно Сенна, Лукас ди Грасси и даже Нельсон Пике-младший. И нечего усмехаться, именно Пике стал первым чемпионом «Формулы-Е» в прошлом сезоне.
Помимо этих примечательных спортсменов в «Формуле-Е» участвует немало талантливых гонщиков, которым не свезло получить шанс в «Формуле-1» – Робин Фряйнс, Сэм Берд или Антониу Феликс да Кошта вполне могли сейчас выступать в Больших Призах, но судьба закинула их в чемпионат электромобилей. А еще есть многократный призер «Ле-Мана» Стефан Сарразен, сын знаменитого чемпиона «Ф-1» Николя Прост, чемпион WEC Лоик Дюваль. Словом, по количеству примечательных имен «Формула-Е» может потягаться со многими сериями.
Где проходят гонки?
«Формулу-Е» не увидишь на привычных стационарных автодромах – электроболиды гоняются исключительно по городским улицам. Пекин и Буэнос-Айрес, Париж и Берлин, Москва и Лондон – география чемпионата уже сейчас является довольно широкой, и возможно, это лишь начало. В прошлом году руководитель серии Алехандро Агаг заявил, что заявки на проведение этапа поступили аж от 180 городов. Агаг рассчитывает привезти «Формулу-Е» в Сингапур, Гонконг и Нью-Йорк. Примечательно, что в отличие от большинства других гоночных чемпионатов, гонки «Формулы-Е» проводятся по субботам – чтобы избежать лишней конкуренции.
Является ли «Формула-Е» угрозой «Формуле-1»?
Прямо сейчас – нет, как и в ближайшие годы. Несмотря на колоссальный прогресс в индустрии электрокаров, пройдут годы, прежде чем серия сможет хотя бы приблизится к «Формуле-1» по средней скорости, технологичности и популярности среди фанатов (достаточно вспомнить, сколько смеха в свое время вызвал «визжащий» звук гоночного электромотора). «Формула-Е» сегодня не ровня «Ф-1» ни в одном компоненте и потому однозначно долго не сможет претендовать на статус главного гоночного чемпионата планеты. Да и Нельсиньо Пике в роли чемпиона – выглядит как приговор, если честно.
Однако перспективы выглядят интригующими. Во-первых, серия будет пользоваться однозначной поддержкой ФИА, заинтересованной в развитии экологически чистых технологий в автомобилестроении. По этой же причине, во-вторых, «Формула-Е» представляет огромный интерес для представителей автопрома. Уже сегодня в чемпионате участвуют «Рено» (в партнерстве с e.DAMS), «Ауди» (АБТ-Schaeffler), «Ситроен» (в сотрудничестве с «Верджин»), и будет неожиданностью, если в ближайшие годы число представителей автопрома в электрической серии не увеличится – так, «Ягуар» уже анонсировал приход в чемпионат со следующего сезона. В-третьих, о гонках электроболидов будет узнавать все больше людей, из-за того, что они проводятся исключительно в центрах крупных городов – сегодня в чемпионате 11 этапов, но есть все основания полагать, что число будет только расти.
Помимо этого, привлекательным выглядит регламент, во многом развязывающий конструкторам руки и поощряющий инновации. Стремления ограничить расходы, требования безопасности, чересчур облегчающие жизнь пилотам системы (вроде активной подвески или трекшн-контроля) привели регламент «Формулы-1» к массе ограничений и запретов. В «Формуле-Е» такого не будет еще долго – технологии электрокаров еще шлифовать и шлифовать, а значит, машины будут постоянно развиваться, в отличие от во многом топчущейся на месте «Ф-1». Каждый год машины «Формулы-Е» будут становиться быстрее и надежнее, а чемпионат станет настоящей лабораторией для обкатки технологий, какой в свое время была «Формула-1».
Но, возможно, «Формуле-Е» и не надо соревноваться с «Формулой-1»? У них не так много общего, как кажется на первый взгляд. В железнодорожной индустрии электровозы не конкурируют с тепловозами, а дополняют друг друга. «Формула-Е» успешно развивается вопреки всем скептикам и со временем вполне может стать этаким дополнением к «Формуле-1» – авторитетной серией с иными, узкоспециализированными технологиями.
Девиз «Формулы-Е» – «Drive the future» («Управляй будущим»). Будущее действительно не просто не за горами, оно уже здесь – но пока несовершенно, чтобы конкурировать с настоящим в лице «Формулы-1».
Фото: Gettyimages.ru/Sam Bloxham/LAT/Formula E, Charles Coates; facebook.com/fiaformulae
До гонки, в четверг, когда команды готовились и распаковывали оборудование, можно было, гуляя, подойти ну если не вплотную к гаражам, то достаточно близко, чтобы увидеть много интересного.
Серия вообще очень дружелюбна к болельщикам, особенно в соцсетях. Помимо упомянутого фанбуста, у неё и у многих команд есть живые и активные аккаунты, в которых регулярно постят интересные вещи, устраивают какие-то конкурсы, разыгрывают автографы и мерчендайз и так далее. Трансляции этапов бесплатно показывают на YouTube и оф.сайте (возможно, однажды конечно это прекратится, но пока всё очень радужно и светло в этом плане).
Тут правильно написано - Ф-Е пока совершенно не конкурент Ф1, потому что работают совершенно другие принципы, и цели у серий принципиально разные. Но это и круто же!
А что касается звука.... Не знаю, мне вживую очень звук понравился. Ну то есть я вообще не считаю, что это должно являться самым главным фактором успеха. Да, V8 Корветта или старые формульные движки круто звучат, это бесспорно. Но... Серьёзно?.. Любить гонки только за звук? Не за борьбу, не за крутых гонщиков и интересные технологии, а... за звук?
Пока нам впаривают чтобы мы не принимали ванную, а ходили просто в душ, потому что 200 литров воды потрачены в пустую и их не хватает африканским детям, расход воды уменьшается, обслуживание всех механизмов уменьшается, а цены на все растут. А африканским детям, которым возят бутылки с водой целыми самолетами, а вывозят оттуда что-то неизвестное, могли бы даааавным давно построить опресняющие заводы на берегах всего континента и пробурить скважины в трудно доступным местах. Но проще же создать тысячи фондов, собирать миллионы денег, половину из которых потратить на рекламу, часть забрать себе, часть потратить действительно на воду, да еще и налоговые льготы получить за благотворительную деятельность.
А мы все об экологии задумываемся и меняем свои два с половиной литра на 1,6, а в худшем случае на Приус...
Помарка:
Каждый год машины «Формулы-Е» будут становится быстрее и надежнее
тЬся
В силу закона сохранения энергии, на перемещение автомобиля будет израсходовано топливо, пропорциональное массе автомобиля. Поскольку для зарядки электромобиля расходуется энергия ТЭС, то с учетом потерь на передачу, кпд цикла зарядки-разрядки аккумулятора, преобразование энергии в самом электромобиле по данным сингапурской компании VICOM эксплуатация автомобиля Tesla Model S связна с загрязнением, эквивалентным выбросу 222 г углекислого газа на километр пути. Для сравнения, автомобиль LADA Vesta соответствовует требованиям экологических норм Euro-6 и его выбросы не более 130 г углекислого газа на километр пути.
PS Понимаю, получилось толсто:) Могу еще кое-что добавить, например, по поводу топливных элементов или возможности производства необходимого количества электроэнергии, моторов и аккумуляторов при тотальной электрификации транспорта, но замечу, что реально экологические проблемы решает только общественный транспорт. И с подачей электроэнергии, а не с аккумулятором.