5 ответов на главные вопросы тестов «Формулы-1»
После тотального доминирования «Мерседеса» в 2015 году и большого шага по сравнению с 2014-м в «Феррари» многие с нетерпением ждали предсезонных тестов сезона-2016 в Барселоне. Главные вопросы, которыми задавались поклонники «Формулы-1» перед нынешними тестами:
Насколько «Феррари» сократила отставание от «Мерседеса»?
Что смогли сделать за межсезонье в «Рено»с силовой установкой?
На каком уровне поедет новая команда «Хаас»?
Насколько серьезный шаг вперед смог сделать «Манор» вместе с СУ «Мерседес»?
«Макларен-Хонда». Взлетит или нет?
Сразу подчеркну, вся статья – исключительно авторское мнение и на истину в первой инстанции не претендует.
Часть 1. Насколько «Феррари» сократила отставание от «Мерседеса»?
В межсезонье в «Феррари» основательно поработали над машиной и силовой установкой, в команде решились на большие изменения по сравнению с довольно успешным SF15-T (на фоне болида 2014 года, конечно). В подвеске тяги заменили толкателями (привет, Кими!), силовая установка скомпонована куда более плотно (на прежнем месте остался только генератор MGU-H), коробка передач стала более узкой и компактной, что в целом позволило сделать заднюю часть уже, а это, в свою очередь, дает преимущество в аэродинамической эффективности. Новая машина отличается укороченным носом, линия боковых понтонов немного ниже, если брать в целом, то новая машина выглядит куда более проработанной аэродинамически, нежели ее предшественница.
В свою очередь, в «Мерседесе» тоже не сидели на месте, и хотя перед конструкторами стояла задача сделать и так совершенный болид еще лучше, судя по всему, они с ней справились. В Бракли большое внимание уделили аэродинамике болида, из очень заметных отличий можно отметить более крупный и округлый воздухозаборник за головой пилота и другую форму боковых понтонов, а в последний день первой серии тестов в команде опробовали новый носовой обтекатель, над которым еще будет вестись работа, так как инженеры не уверены, что он пройдет обязательный тест на гибкость. Что касается СУ, то прототип, который заводская команда получила в Монце-2015, лег в основу двигателя 2016 года. «Мерседес» обновил турбину и блок рекуперации энергии, даже ходили слухи, что в квалификационном режиме СУ «серебряных стрел» способна превзойти заветный рубеж в 1000 л.с., которые, однако, в самой команде не подтвердили.
Что касается самих тестов, то можно было легко заметить, что «Мерседес» очень много работал над надежностью новой машины. По итогам двух тестовых четырехдневок «серебряные стрелы» проехали почти 6000 км, что является абсолютно лучшим показателем среди всех команд по километражу. На 100% своих возможностей на быстром круге в команде не выкладывались, поэтому скорость является одной из главных загадок, ответ на которую мы сможем получить лишь в Мельбурне. В Барселоне команда не использовала компаунды «ультрасофт» и «суперсофт», поэтому истинный потенциал болида W07 еще не известен, но предполагается, что он очень высок. Впрочем, от стабильного лидера последних двух лет ничего другого и не ожидалось.
Насчет «Феррари» ходили слухи относительно ненадежности новой силовой установки, которая якобы имела большие проблемы с перегревом. Но если судить по пройденной дистанции, то если проблемы и существуют, они не такие большие, как это хочет представить пресса. С пройденным километражом у «Феррари» все было в порядке, хотя Райкконен (на счету которого, кстати, абсолютно лучшее время тестов – 1.22,765) в некоторые из своих тестовых дней достаточно много стоял в боксах. Симуляцию гонки проехали и те, и другие, «Мерседес» был побыстрее.
Мое мнение: гоночный темп «Феррари» в Мельбурне очень близок к «Мерседесу», в квалификации проигрыш «Феррари» поул-позиции будет составлять 0,2-0,4 секунды. То есть, за зиму «Феррари» смогла вполовину сократить отставание. А насколько точно – известно будет только в Мельбурне.
Часть 2. «Рено». Что сделали в Вири и Энстоуне за межсезонье?
После покупки «Лотуса» и превращения его в заводскую команду «Рено», в Вири значительно вырос бюджет для совершенствования силовой установки. В самой команде сезон-2016 называют переходным, и уже начали готовиться к 2017 году.
Тем не менее, в Барселоне мотористы «Рено» с оптимизмом говорили о достигнутом в межсезонье прогрессе. По их оценкам, удалось отыграть более 0,5 секунды, но какого прогресса добились остальные производители СУ – неизвестно. В компании ставят цель отыграть секунду за счет силовой установки, чтобы в 2017-м уже пробовать бороться с «Мерседесом», если в команде смогут построить достойное шасси. «Ред Булл», который использует брендированные «ТАГ Хоэр» двигатели «Рено», оценил шаг вперед, сделанный мотористами по сравнению с предыдущими сезонами, и рассчитывает на дальнейший прогресс по ходу сезона.
Даниэль Риккардо: «Моторы стали мощнее – это видно и по телеметрии. Но по соображениям надежности пока мы используем консервативный подход. Мы не собираемся раскрывать все карты в самом начале сезона – у нас больше козырей, чем в прошлом году, но в нескольких первых гонках ничего кардинально не изменится, а потом мотористы должны стабильно дорабатывать силовую установку».
Гельмут Марко: «После пары последних лет непривычно, что машина уже проехала на зимних тестах большую дистанцию, а мы выполнили намеченную на эти дни программу. С самого начала машина продемонстрировала неплохую скорость, предсказуемо реагировала на изменение настроек. Видно, что мотористы добились определенных успехов. Все идет в верном направлении».
В «Ред Булл» считают, что в отдельных гонках смогут бороться за победу после Гран-при Канады (когда «Рено» обещает обновить силовую установку). Данные заявления звучат очень оптимистично, но опять же, посмотрим, чего смогут добиться в «Рено». Многим наверняка памятен прошлогодний Гран-при Бразилии, когда обновленный мотор «Рено» на болиде Риккардо оказался хуже мотора на болиде Квята, при том факте, что на те обновления было истрачено 11 из 12 баллов, которые оставались у «Рено» после предыдущего межсезонья.
Мое мнение: в Вири смогут сделать СУ мощнее к Канаде, а если нынешний болид «Рено» будет развиваться в течение сезона (в частности, говорилось о возможной версии «Б»), то к концу сезона в команде смогут бороться за хорошие очки. «Ред Булл» – 3-4 место Кубка конструкторов, Эдриан Ньюи и товарищи не разучились строить прекрасные шасси.
Часть 3. «Хаас»
Для того, чтобы понять, что такое «Хаас» в «Формуле-1», нужна небольшая справка об основателе команды Джине Хаасе. Господин Хаас является владельцем компании Haas Automation, основанной в 1983 году и являющейся одним из лидеров в области станкостроения в мире. В автоспорте он тоже не является новичком, его команда NASCAR существует с 2003 года и успешно там выступает.
Джин Хаас, основатель команды: «Мы привыкли к тому, что участие в NASCAR способствует продажам продукции компании Haas Automation в Америке – мы продаем станки с числовым программным управлением – и серия NASCAR оказалась в этом плане очень эффективной. Идея состоит в том, что выступления в «Формуле-1», высшей категории автоспорта, помогут повысить узнаваемость нашей марки. Для всего мира «Ф-1» – премиальный бренд, и если мы будем ассоциироваться с ним, это поможет продавать нашу продукцию в мировом масштабе».
Дебютанты ответственно подошли к началу своих выступлений, если сравнить их с командами, которые дебютировали в 2010 году, то в «Хаасе» готовы к сезону-2016 не в пример лучше. Хороший подбор пилотов (опытный и стоявший в прошлом году на подиуме Роман Грожан и молодой мексиканец Эстебан Гутьеррес, который получил место в «Хаасе» благодаря поддержке «Феррари»), неплохой подбор кадров (Гюнтер Штайнер, уже имевший ранее опыт руководства командой Формулы-1, шеф-дизайнер Роб Тейлор, работавший в «Ред Булл» и «Макларене», и Бен Агатангелу, главный аэродинамик, давно работающий в «Формуле-1»). Вкупе с технической поддержкой от «Феррари», у которых «Хаас» купили все, что только можно по регламенту, команда действительно производит хорошее впечатление.
Болид VF-16 производит впечатление машины, созданной с оглядкой на современные конструкторские тенденции. Да, она хуже проработана аэродинамически, чем болиды лидеров, но она не выглядит устаревшей, как машины предыдущих дебютантов. В «Хаасе» два года готовились к выступлениям и они хотят не ударить в грязь лицом.
Если смотреть по тестам, то в «Хаасе» столкнулись с некоторыми техническими проблемами. На прямой старт-финиш у Грожана отвалилось переднее антикрыло, были проблемы с brake-by-wire, машина вылетала в гравий и вызывала остановку сессии, но тем не менее, в команде ищут пути решения этих проблем, а гонщики настроены оптимистично. В конце концов, иметь технические проблемы, если команда является новичком – вполне нормально. Главное, чтобы они решались в срок.
Мое мнение: «Хаас» может претендовать на топ-8 по окончанию сезона, если проблем будет не слишком много и они будут оперативно решаться. Американцы пришли на этот раз в Формулу-1 всерьез и надолго. По чистой скорости они обходят «Манор», а «Заубер» в скором времени, вероятно, обойдут тоже. У коллектива Джина Хааса нет проблем с деньгами, в отличие от команды из Хинвила.
Часть 4. «Манор»
Чудом спасшаяся благодаря стараниям Жюля Бьянки команда после сезона-2014 в 2015 году выступала с устаревшим болидом, адаптированным под технический регламент 2015 года. Из команды ушли ее отцы-основатели Джон Бут и Грэм Лоудон, но им на замену пришли люди, работавшие ранее в топ-командах. Дэйв Райан (бывший спортивный директор «Макларен», уволенный в 2009 году после скандала на Гран-При Австралии), Николас Томбасис (бывший главный аэродинамик «Феррари») и Пэт Фрай (бывший главный инженер «Феррари»). Получив актуальные моторы «Мерседес» и сотрудничая с «Уильямсом», команда имеет шанс сделать серьезный шаг вперед.
«Манор» подписал Паскаля Верляйна, самого молодого чемпиона ДТМ в истории и резервного гонщика «Мерседеса», и Рио Харьянто, индонезийца, имеющего поддержку со стороны правительства и высшим достижением которого является 4 место в GP2 в 2015 году.
Вполне очевидно, что роль лидера команды будет взвалена на Верляйна, который несомненно более опытен и талантлив, чем индонезиец. В «Мерседес»на него сделали ставку, и возможно, в будущем он заменит кого-то в паре Росберг-Хэмилтон в заводской команде. Харьянто же – классический рента-драйвер, получивший место в кокпите исключительно благодаря своим спонсорам.
Новый болид «Манор» кажется достаточно простеньким. Длинный нос, высокая линия понтонов, меньшая аэродинамическая проработанность машины. По итогам тестов можно сказать, что команда тоже сделала большой шаг вперед, но по-прежнему остается последней.
Мое мнение: 11 место в Кубке конструкторов по итогам сезона, возможно, Паскаль Верляйн сможет заработать 1-2 очка в какой-нибудь из гонок при должном везении.
Часть 5. «Макларен-Хонда». Взлетит или нет?
После худшего сезона в истории команды, в «Макларен» не имели права на еще одну ошибку. Ушел многолетний спонсор TAG Heuer (теперь спонсируют «Ред Булл»), команда показала очень плохой результат, имея двух чемпионов мира в составе. Шутка ли, весь прошлый сезон превратился в тесты, когда команда доезжала до финиша по большим праздникам, а финиш в очках считался огромным успехом.
«Хонда» по-прежнему придерживается концепции минимального размера силовой установки, задняя часть нового МР4-31 выглядит очень узкой, а вся машина – неплохо проработанной с аэродинамической точки зрения. И действительно, главная проблема с надежностью машины была решена, в «Макларене» смогли проехать большое количество кругов за предсезонные тесты, «Хонда» тоже смогла прибавить в мощности, но отставание от лидеров, судя по всему, по-прежнему остается достаточно большим, хотя оно и меньше, чем в прошлом году.
Впрочем, никогда не унывающий Фернандо Алонсо и Дженсон Баттон с оптимизмом смотрят в будущее, отмечая, что предсезонные тесты для команды прошли позитивно, но отставание от лидеров все еще есть.
Основные вопросы остаются к мотористу – когда удастся сократить отставание от лидеров и поднять мощность двигателя, и возможно ли это сделать, следуя концепции нулевого размера. Если «Хонда» к 2017 году сможет сделать достойную силовую установку, то в следующем году «Макларен» может вернуться в лидирующую группу.
Мое мнение: в этом сезоне «Макларен» уже сможет более-менее стабильно зарабатывать очки, если к концу года «Хонда» сможет прибавить в мощности, то возможна борьба даже за подиумы. Cкорее всего, команда переключится на 2017 год достаточно рано, но к концу года может и взлететь.
Надеюсь, вам было приятно почитать этот текст, хотелось бы в комментариях увидеть конструктивную критику и отзывы, так как это моя первая статья, посвященная автоспорту.
Фото: Gettyimages.ru/David Ramos, Mark Thompson, Dan Istitene
для дебюта неожиданно
красава
Все нынешние проблемы по большей части из-за них