5 главных выводов после первых тестов «Формулы-1»
Таинственный «Мерседес», многообещающая «Феррари», ошеломляющая «Форс-Индия» и «Макларен» на старых граблях – Глеб Каланов резюмирует испытания в Барселоне.
Первый выход в свет болидов 2016 года слабо прояснил расстановку сил в пелотоне — если на одни вопросы ответы были получены, то в других случаях делать выводы еще рано: не все команды спешили раскрывать карты, а окончательные версии машин будут готовы даже не ко второй сессии испытаний, а к первой гонке сезона в Мельбурне. Тем не менее, поводов для обсуждений первые тесты дали немало.
Фавориты в тени
Чемпионы явно не стремились показать потенциал W07 Hybrid во всей красе, но ясно, что машина немецкой команды осталась главным претендентом на победы. «Серебряные стрелы» посвятили первые испытания проверке всех систем, надежности и длинным сериям кругов, в чем весьма преуспели. «Мерседес» намотал самую длинную дистанцию среди участников испытаний — 675 кругов против 447 у ближайших преследователей из «Торо Россо». При этом Хэмилтон и Росберг не использовали в боевом режиме мягкие типы покрышек — их лучшие времена поставлены на «медиуме». Практически никаких технических проблем за все четыре дня немецкая конюшня не испытала. Очевидно, что работа новых аэродинамических элементов (носового обтекателя и S-воздуховода) удовлетворила команду — в стане «Мерседеса» спокойны и довольны. Остается только догадываться, на что способен сбалансированный, настроенный W07 Hybrid на мягкой резине.
Если кто и способен бросить вызов «серебряным стрелам», так это «Феррари» – алая команда напротив, вовсю демонстрировала скорость и прогресс, достигнутый в межсезонье. Себастьян Феттель стал быстрейшим пилотом по итогам тестов, использовав «ультрасофт» – новый тип резины от «Пирелли». «Революционная» SF16-H быстра, обладает высоким уровнем прижимной силы, и что очень важно — надежна. За четыре дня лишь Райкконен однажды столкнулся с небольшими неполадками в топливной системе — риск с новой компоновкой и экстремально узкой коробкой передач, кажется, оправдывает себя. Оба пилота остались чрезвычайно довольны машиной, отмечая значительный прогресс Скудерии. Так или иначе, учитывая, что «Мерседес» на скорость не работал, именно «Феррари» выглядела однозначно быстрейшей командой на каталонских тестах. Однако чтобы и впрямь биться с чемпионами на равных, Скудерии нужно прибавлять.
Хромые быки
«Ред Булл» поразил всех невероятно компактной и изящной задней частью болида, но пока этого мало, чтобы добраться до лидеров. RB12 отлично смотрелся в поворотах каталонской трассы, подтверждая прогнозы о высокой аэродинамической эффективности нового шасси, но при этом значительно уступал «Феррари» на одном и том же типе резины.
Так, на «ультрасофте» лучшее время Даниэля Риккардо оказалось на 0,8 секунды медленнее результата Феттеля. Как и ожидалось, «Ред Булл» страдает от дефицита мощности мотора «ТАГ-Хоэр» («Рено») – по максимальной скорости конюшня из Милтон-Кейнса уступала коллегам из «Мерседеса» около 15-20 км/ч. Это очень много — только за счет аэродинамики такой гандикап отыграть абсолютно невозможно.
«Рено», по слухам, смогла прибавить около 50 л.с., но для того чтобы догнать «Мерседес», нужно найти еще примерно столько же. Подопечным Кристиана Хорнера остается уповать на прогресс инженеров из Вири по ходу чемпионата — иначе повторится ситуация прошлого сезона, когда по-настоящему конкурентоспособными машины «Ред Булл» выглядели лишь на медленных трассах.
Третья сила
Первый настоящий сюрприз тестов преподнесла «Форс-Индия». Болид VJM09, являющийся эволюцией очень удачной прошлогодней машины, кажется, способен на многое. Хюлькенберг и Перес было ошеломляюще быстры — хотя лучшие времена оба гонщика поставили во время максимально коротких стинтов, что свидетельствует о низкой загрузке машин топливом, они сделали это на шинах «суперсофт». По предварительным раскладам, в зависимости от настроек болидов, разница между «ультрасофтом» и «суперсофтом» должна составлять около 0,5-0,7 секунды, в то время как топовый круг Хюлькенберга медленнее лучшего результата Феттеля на 0,3 секунды. Символично, что быстрые секунды демонстрировали не только боевые пилоты коллектива, но и новичок Альфонсо Селис, получивший два дня за рулем VJM09. Вряд ли «Форс-Индия» действительно потенциально быстрее «Феррари», однако столь быстрые времена могут говорить о многом. Возможно, в начале сезона именно коллектив Виджая Малльи станет третьей силой в пелотоне.
«Номер 3» последних двух лет – «Уильямс» – оставил скомканное впечатление. Коллектив из Гроува, как и «Мерседес», не спешил выкладывать козыри на стол, но, в отличие от «серебряных стрел», мощно не выглядел. Масса и Боттас явно не сливали топливо, однако темп бело-синих машин все равно выглядел довольно удручающе на фоне соперников, да и с надежностью у FW38 не все здорово — команда потеряла часть драгоценного тестового времени из-за поломок. При этом пилоты коллектива отзываются о новом болиде положительно, отмечая и уровень прижимной силы, и управляемость (однако добавляя, что над машиной еще стоит поработать) — остается ждать предоставления доказательств во время вторых тестов. А пока «Уильямс» выглядит главной «темной лошадкой».
Без явных аутсайдеров
Тесты в Барселоне складываются многообещающе для двух главных записных аутсайдеров сезона-2016 — кажется, «Хаас Рейсинг» и даже «Манор» не намерены замыкать пелотон. Американская команда намотала очень приличный километраж для новичков, обойдясь без серьезных неисправностей. Хотя такие вещи, как поломка переднего антикрыла на машине Ромена Грожана в первый день тестов из-за крепления конструкции, выдают в инженерах «Хааса» неофитов. Тем не менее, времена на круге у пилотов команды из США внушают оптимизм — «самый первый» болид «Хааса», собранный с непосредственным участием «Феррари» и «Даллары», очень плавно и уверенно смотрится в поворотах «Барселона-Каталонии» и способен с самого начала всерьез бороться с середняками.
Шаг вперед сделал и «Манор», в первую очередь благодаря мотору «Мерседес» – английская команда по-прежнему выглядит слабейшей, но ее отставание от конюшен из середины пелотона выглядят менее заметным, чем в последних сезонах. Также стоит отметить, что у покинувшего «Формулу-1» Пастора Мальдонадо, вероятно, появилась достойная замена. В отличие от уныло наматывающих круги коллег, Рио Харьянто стремился добавить огня в размеренный ход тестов: в оба своих дня за рулем MRT05 он стал причиной красных флагов, зрелищно отправляя сине-оранжевый болид в развороты. Ох, чувствую, что с этим индонезийцем скучно в сезоне-2016 не будет.
Хьюстон, у нас проблемы
Похвастать нечем команде «Рено» – силовая установка по-прежнему проигрывает в мощности и «Мерседесу», и «Феррари», и мало того, не блещет надежностью — новичок Джолион Палмер, отчаянно нуждающийся в накате, потерял половину второго дня из-за сгоревшего двигателя. Кевину Магнуссену с пройденными кругами повезло больше, но все равно скорости черно-желтым болидам не хватает — «Рено» определенно ждут строчки в нижней половине протоколов. Сюрпризом это не стало, учитывая нехватку денег при проектировании RS16 и сумбурную переделку задней части болида под новые двигатели в межсезонье. В Энстоуне прекрасно понимают, что с этой моделью ловить нечего, поэтому уже говорят о возможной «версии Б», которую обещают подготовить ко второй половине сезона.
Привычно расстроил «Макларен» — конечно, на фоне катастрофы предсезонных тестов в 2015 году прогресс очевиден, но от команды из Уокинга ждали большего. «Хонда» чудо не совершила — дефицит лошадиных сил по-прежнему велик и японские моторы уступают даже двигателям «Рено». Если французские агрегаты уступают «Мерседесу» около 50 л.с., то отставание «Хонды» на настоящий момент оценивается экспертами в 100 л.с. Слухи о ненадежности «Макларена» также оправдались — Фернандо Алонсо потерял день из-за утечки охлаждающей жидкости. Проблемы с СУ, гидравликой, различные мелкие неполадки — шасси «Макларена» вновь не может найти общий язык с двигателем «Хонда». Риторика работников коллектива сводится к поиску хоть какого-то позитива — например, в пройденной дистанции, существенно превышающую километраж на прошлогодних тестах, но при этом лишь «Манор» проехал на этой неделе меньше.
Ясухиса Араи уже ушел в отставку, Йост Капито к работе еще не приступил — перспективы «Макларена» (как и «Рено») по крайней мере в начале сезона видятся темными, как ливреи этих команд. Впрочем, время хоть чуточку выправить ситуацию еще есть как у конюшен из Уокинга и Энстоуна, так и у остальных. Первые тесты в Барселоне оставили больше вопросов, нежели ответов, и очертания грядущего сезона пока не спешат стать четче.
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson (1,2,4); Global Look Press/Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com; Gettyimages.ru/Clive Mason
Ну и вроде боевой двиг ещё не испытывали. Хотя лично я ничего от Хонды уже не жду.