5 вопросов, на которые могут ответить первые тесты «Формулы-1»
На что способны «Мерседес» и «Феррари», какого прогресса добилась «Хонда» и другие истории.
Обычно первые предсезонные тесты для команд разминочные – эти испытания необходимы для проверки всех систем и устранения «детских болезней» новых болидов. Делать выводы о форме тех или иных конюшен по крайней мере до второй сессии преждевременно. Но в нынешнем сезоне коллективам придется поторопиться – ФИА недрогнувшей рукой сократила число тестовых дней с 12 до 8, так что в условиях цейтнота «Формула-1» обязательно должна дать пищу для размышлений уже по итогам стартовых испытаний. На какие же вопросы команды должны ответить в Барселоне?
«Мерседес» вновь недосягаем?
«Серебряные стрелы» – главный фаворит предстоящего чемпионата, но будет ли их преимущество подавляющим, как в последние два сезона? В команде понимают, что конкуренты в лице «Феррари» наступают на пятки, поэтому еще в конце прошлого сезона опробовали новый вариант подвески и S-образный воздуховод во время тренировок на Гран-при Бразилии. Кроме того, продолжается работа над силовой установкой «Мерседес» – по слухам, инженерам в Бриксоурте удалось сделать заметный шаг вперед.
«Если все будет нормально, мы увидим привычное превосходство «Мерседеса». К сожалению, действующий регламент не позволяет командам улучшить свои позиции», – Гельмут Марко перед стартом сезона настроен скептически.
Вероятно, в Барселоне «Мерседес» не будет гонять с пустыми баками и активно работать над настройками, однако потенциал чемпионского болида даже в такой ситуации скрыть невозможно – отчасти даже в Каталонии будет понятно, станет ли сезон-2016 похожим на предыдущий.
Радикальный подход «Феррари» оправдается?
Но, возможно, «серебряным стрелам» не будет скучно – «Феррари», в 2015 году обитавшая неподалеку от лидеров, грозится побороться за первое место. Чтобы догнать немецкую команду, в Маранелло решились на радикальные перемены в конструкции болида – подвеска, более низкие боковые понтоны и коробка передач будут совершенно новымии, шаг вперед должен быть сделан и в аэродинамическом пакете, ну а самые грандиозные изменения претерпел мотор. Новая компоновка ожидает все элементы силовой установки, за исключением турбины MGU-H и должна позволить изменить центр тяжести машины, при этом задняя часть болида должна стать существенно компактнее.
Очевидно, что «Феррари» идет на риск – столь серьезные изменения могут как позволить Скудерии перепрыгнуть сразу через несколько ступенек, так и стать причиной «буксования». К примеру, как новая компоновка скажется на охлаждении СУ? Насколько надежной окажется экстремально узкая новая коробка передач? Техническая надежность и эффективность обновленного двигателя «Феррари» станет одним из наиболее интригующих аспектов предстоящих тестов – возможно, вся интрига сезона-2016 зависит от этого.
Какого прогресса добились в «Рено»?
В первую очередь, интересен прогресс в работе над силовой установкой «Рено» – в межсезонье к инженерам из Вири присоединился «Илмор» под руководством знаменитого Марио Иллиена, который будет помогать французам в доработке двигателя внутреннего сгорания. Клиенты французской компании «Ред Булл» настроены не слишком оптимистично – так, Кристиан Хорнер считает, что в начале сезона «быки» окажутся позади «Торо Россо», которая будет использовать моторы «Феррари» прошлогодней спецификации. Что и говорить, ликвидировать столь внушительный дефицит мощности за несколько месяцев очень трудно, особенно учитывая, что конкуренты на месте тоже не стоят. Сомнений в том, что шасси «Ред Булл» окажется аэродинамически эффективным, практически нет – и на «Барселона-Каталонии», традиционно ярко показывающей все сильные и слабые стороны болида, это наверняка будет заметно. Но позволит ли мощность «Рено» хотя бы удержать прошлогодние позиции конюшне из Милтон-Кейнса?
От заводской команды «Рено» же ждать многого не приходится. Работа над болидом 2016 года шла в основном еще в безденежные времена «Лотуса», кроме того, RS16 изначально конструировался под силовую установку «Мерседес», имеющую совсем другую компоновку, нежели агрегат «Рено». Инженеры из Энстоуна в срочном порядке вынуждены были менять заднюю часть шасси и систему охлаждения, и очевидно, что подобные сумбурные изменения не могли пройти даром для новой модели. Впрочем, сезон-2016 для французской конюшни станет лишь переходным, закладывающим базу для будущих лет – так что не стоит удивляться, увидев черно-желтые машины заводской команды в нижней половине итоговых протоколов.
Взлетит ли «Макларен-Хонда»?
Разумеется, взлетит – просто потому, что хуже, чем в прошлом сезоне, выступить невозможно. Вопрос в том, насколько высоко – и здесь все снова упирается в мотор, который был главной причиной бед «Макларена» в сезоне-2015. Японцы решили развивать концепцию, выбранную в прошлом году. Испанские журналисты соревнуются, кто сможет создать больше хайпа вокруг команды Алонсо – так, AS приписал «Хонде» аж 220 лошадиных сил прогресса в межсезонье, а Marca упирает на тотальную ненадежность нового двигателя. В «Хонде» же опровергают все слухи:
«Сообщения о мощности и надежности новых моторов «Хонда» являются безосновательными и спекулятивными. Мы просим болельщиков и медиа трактовать их исключительно подобным образом» – заявил представитель «Хонды».
Эффективность шасси «Макларена» отходит на второй план – в первую очередь, все будут следить за скоростью в конце прямой каталонской трассы и числом поломок, столь привычных для команды из Уокинга в прошлом сезоне. Только в случае сколь-либо хорошей работы «Хонды» можно будет говорить о прогрессе «Макларена» и шансах на статус команды хотя бы середины пелотона.
Кто окажется позади всех?
Если в предыдущие годы явных аутсайдеров было предсказать нетрудно еще до начала тестов, то теперь расстановка сил в арьергарде не выглядит столь однозначной. Вечно последний «Манор» получил в качестве серьезного подспорья моторы «Мерседес», Николаса Томбасиса в должности главного специалиста по аэродинамике, одного из самых талантливых молодых гонщиков Паскаля Верляйна и миллионы от Рио Харьянто. Вряд ли этого хватит, чтобы уйти с последнего места, но есть серьезные основания надеяться, что «Манор» подтянется к остальному пелотону.
Казалось бы, «Хаас Рейсинг» должен составить им компанию, но ожидания от американской команды куда выше. «Хаас» сотрудничает с «Феррари», которая поставит новичкам чуть ли не половину машины, включая силовую установку, коробку передач и подвеску. Тесная кооперация с одной из ведущих конюшен «Формулы-1», а также внушительный для новичков бюджет и опытный конструкторский состав должны помочь «Хаасу» выглядеть солидно с самого начала. На первых тестах основное внимание будет приковано к надежности американских болидов – все-таки вторую половину машины собирали в Северной Каролине, и без поломок в первые дни наверняка не обойдется.
Тревожно за «Заубер» – швейцарская команда не успевает подготовить болид к первым тестам и дебют новой машины откладывается до марта. Таким образом, у подопечных Мониши Кальтенборн будет всего лишь четыре дня на обкатку – скорее всего, Наср и Эрикссон окажутся среди аутсайдеров в сезоне-2016. У каких команд предстоящий год получится максимально тяжелым?
Фото: Gettyimages.ru/Clive Mason, Mark Thompson; Global Look Press/imago sportfotodienst (4-5), Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com