Слово Пастора. Почему Мальдонадо вылетел из «Формулы-1»
Глеб Каланов объясняет, зачем команда «Рено» заменила бесшабашного гонщика.
Рокировки в составах приличных команд в начале февраля происходят нечасто. Однако решение «Рено» заменить Пастора Мальдонадо за полтора месяца до старта чемпионата не выглядит неожиданным. Будущее спортсмена вызывало вопросы еще в конце 2015 года, но окончательно союз Пастора и французской конюшни распался только сейчас – на место Мальдонадо приходит Кевин Магнуссен, чуть не попрощавшийся с «Большим цирком» после увольнения из «Макларена». Что привело к смене состава в «Рено» и что теперь ждет датчанина и венесуэльца?
Зачем менять состав посреди зимы?
Главная причина расставания «Рено» с Мальдонадо – финансовая. Ни для кого не секрет, что Пастор являлся классическим рента-драйвером, причем едва ли не самым «жирным» во всей «Формуле-1» – за выступления южноамериканца венесуэльская нефтяная компания PDVSA платила около 50 млн долларов в год. Неписанный закон «Ф-1» гласит, что рента-драйвер всегда останется таковым, и сможет перестать платить за собственное участие в чемпионате только в случае выдающихся результатов. Однако подобных примеров за всю историю Больших призов очень мало, а сам Мальдонадо при всех своих достоинствах на второго Ники Лауду никак не тянет. Соответственно, его карьера в «Формуле-1» всецело зависела от покровителей из PDVSA. И как только нефтяники перестали платить за соотечественника, тот сразу же был выставлен за дверь.
Несмотря на победу на Гран-при Испании 2012 года, Пастор так и не поднялся до статуса топового пилота (за которого команды были бы готовы цепляться зубами) – допускал слишком много ошибок, приводивших к авариям и сходам, и даже в спокойных ситуациях легко притягивал неприятности (становился жертвой ошибки другого спортсмена или просто участником гоночного инцидента). Главная беда в том, что в дни, когда у Мальдонадо все было в порядке, он очень редко превосходил напарника, Ромена Грожана. Неудивительно, что в команде не стали сильно раздумывать.
Как часто Мальдонадо виновен в авариях в «Формуле-1»?
Почему же в PDVSA отказались от поддержки Пастора?
В первую очередь, свою роль сыграли драматически ухнувшие вниз цены на нефть. Доходы компании резко снизились, и ежегодное отстегивание крупной суммы на выступления гордости венесуэльского автоспорта перестало казаться приемлемой инвестицией. Помимо этого, PDVSA оказалась замешана в крупном коррупционном скандале: речь идет о миллиардных откатах, фигурантами дела являются топ-менеджеры венесуэльской госкомпании и видные политики – в такой ситуации не до «Формулы-1», да и «Рено» не горело желанием быть связанной с подмочившей репутацию компанией.
Кроме того, в деле замешана и большая политика – в декабре 2015 года в Венесуэле прошли парламентские выборы, на которых оппозиция впервые за 16 лет одержала победу. А в предыдущие годы решение о выделении денег для выступлений Мальдонадо принималось чинами из проигравшей Единой социалистической партии. Неладно и в экономике – падение цен на нефть спровоцировало мощный кризис, ВВП Венесуэлы в 2015 году упал более чем на 5 процентов, а инфляция составила колоссальные 141,5 процента. Экономическая и политическая нестабильность, которая сегодня установились в Венесуэле, и стала катализатором исхода Пастора из «Формулы-1».
Впрочем, судьба гонщика в Энстоуне оказалась под вопросом уже сразу после оформления сделки «Лотуса» с «Рено». Даже если бы PDVSA поддержала Мальдонадо и в этом сезоне, то вряд ли сотрудничество с «Рено» продлилось бы больше года. Дело в том, что французы не скрывали, что с сезона-2017 намерены снова активно работать с нефтегазовой компанией Total. Двум нефтяным медведям в одной берлоге не ужиться, а значит, расставание с PDVSA и, как следствие, с Мальдонадо железобетонно случилось бы в конце этого года.
Почему именно Магнуссен?
Выбирать «Рено» было особенно не из кого. Большинство сильных пилотов уже получили контракты на сезон-2016 и свободных кандидатур высокого уровня практически не оставалось. Кроме Магнуссена на ум приходят разве что Адриан Сутиль и Жан-Эрик Вернь – но карьера первого катится к завершению, а француз связан обязательствами с «Феррари» и при этом отнюдь не выглядит перспективнее Кевина. Идти на риск и подписывать в пару к новичку Джолиону Палмеру еще одного неопытного гонщика, вроде Эстебана Окона, выглядело бы слишком авантюрным ходом, особенно учитывая еще больше «ужавшиеся» тесты. Магнуссен же был абсолютно свободен – «Макларен» давно дал понять, что не рассчитывает на своего протеже и готов отпустить его на все четыре стороны. Кевин имеет всего год простоя, нетребователен в отношении зарплаты и при этом считается одним из самых недооцененных пилотов поколения – выбор в польузу Магнуссена был очевиден.
Что будет с Мальдонадо?
Хоть Мальдонадо и далеко не самый выдающийся гонщик, скучать по нему будут многие. Пастор однозначно был одним из самых заметных пилотов на трассе, пускай и зачастую со знаком «минус». Тем не менее, в пелотоне всегда присутствовал «фактор Мальдонадо» – венесуэлец в любой момент легким движением руля мог «оживить» ход самого скучного Гран-при, и многим болельщикам такая непредсказуемость приходится по душе. Число аварий, в которых так или иначе поучаствовал Пастор, превышает все допустимые пределы и давно стало объектом многочисленных шуток и даже специальных сайтов.
Кроме того, Пастор и за пределами трассы всегда был веселым парнем и за словом в карман не лез – южноамериканский гонщик никогда не оставался в долгу и отвечал недовольным его действиями пилотам и подшучивал как над собой, так и над оппонентами. В «стерильном» мире «Формулы-1» такое поведение является скорее исключением, чем правилом.
При этом Мальдонадо нельзя назвать плохим гонщиком – бездари не выигрывают Гран-при, да что там, многие уважаемые пилоты вроде Ника Хайдфельда за всю карьеру не поднимались на высшую ступень пьедестала почета. Венесуэлец мог бы добиться большего, если бы не невезение и безудержная тяга расколошматить болид об стену или что-нибудь еще. И я готов поспорить с Марком Уэббером, что Мальдонадо не хуже, чем Маркус Эрикссон или Эстебан Гутьеррес.
В своем специальном обращении венесуэлец объявил о том, что пропустит сезон-2016, но окончательно с «Формулой-1» не попрощался. Это значит, что теоретически он может вернуться в гонки уже в 2017 году – если ситуация в Венесуэле станет лучше и PDVSA передумает. Составы пилотов во многих командах наверняка изменятся, и Мальдонадо с нефтяными миллионами примут с распростертыми объятиями в «Заубере» или любой другой команде, отчаянно нуждающейся в деньгах. Однако допустить, что в Венесуэле за год произойдут радикальные изменения, очень сложно.
Что ждет Магнуссена?
Датчанин, незаслуженно оставшийся без команды в сезоне-2015, все-таки получил второй шанс, и теперь может «перезагрузить» чуть было не закончившуюся карьеру в Больших призах. На фоне Джолиона Палмера, 25-летнего новичка, выигравшего GP2 лишь на четвертый сезон выступлений, он может набрать вистов и наконец закрепиться в «Формуле-1».
Кевин способен регулярно демонстрировать превосходство над менее талантливым напарником как в квалификациях, так и в гонках – у него есть отличная скорость, и к ней нужно добавить хладнокровие, которого порой сильно не хватало в сезоне-2014.
Условия для Магнуссена идеальные: заводская команда, статус подающего надежды гонщика, отсутствие сильного давления в первом сезоне – все это позволяет стать звездой французской команды в будущем.
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Spencer Platt, Clive Mason, Charles Coates
к сожалению не хватило стабильности и где-то везения.
в Магнуссена не верю, но посмотрим.
Может сравнение глупое, но в 90-х для меня Ф1 ассоциировалось с боем гладиаторов, куча стычек даже несколько драк было, аварии, обгоны и т.д. А сейчас напоминает балет или танцы куча всяких поп звезд на трибунах, куча правил и хоть картинка красивая, но все выглядит, как-то искусственно.
АХахаха
В формуле он был исключительно благодаря деньгам спонсора. Нет денег - он никому не нужен.
Легенда! Будем скучать.
"что имеем — не храним, потерявши — плачем"
:-)