Новый русский гонщик «Формулы-1». Кто он?
«Форс-Индия» подписала контракт с 16-летним Никитой Мазепиным. Глеб Каланов рассказывает, что нужно знать о пилоте и его роли в команде.
Россия все теснее соприкасается с миром «Формулы-1»: в чемпионате уже участвовали Виталий Петров, команды «Мидленд» и «Маруся», в календаре закрепился национальный Гран-при, в сильной конюшне «Ред Булл» выступает Даниил Квят, а Сергей Сироткин находится в шаге от гоночной серии. Сегодня в «Формуле-1» появилось еще одно русское имя – 16-летний Никита Мазепин стал пилотом по развитию в «Форс-Индии». Кто этот парень и что от него ожидать?
Кажется, знакомая фамилия?
Да, миллиардеров в России не так много, поэтому фамилию Мазепин вы уже могли слышать. Отец Никиты – Дмитрий Аркадьевич Мазепин, владелец и председатель совета директоров Объединенной химической корпорации «Уралхим». В 2015 году Мазепин-старший занял 63 место в российском списке «Форбс» с состоянием 1,3 млрд долларов. Автоспорт дорого обходится, и зачастую на серьезном уровне им занимаются в основном дети состоятельных родителей. Никита – не исключение. Помимо «Уралхима» его карьеру поддерживают «Гало-Полимер» (также контролируемый Дмитрием Мазепиным) и «Уралкалий» (где Мазепину-старшему принадлежит 19,99% акций).
Все понятно – еще один бесталанный гонщик с деньгами?
На самом деле нет – в 2013 году Мазепин мог стать вторым в финале чемпионата мира по картингу в юниорском классе, но судьи лишили его этого достижения из-за срезки поворота в одном из эпизодов, но уже в 2014 году гонщик оказался вице-чемпионом мира во «взрослом» классе KF-15 – таких высот никто из россиян прежде не достигал. Заметим, что напарником Мазепина был Мик Бетч – сын семикратного чемпиона мира Михаэля Шумахера.
Впрочем, успех в картинге вовсе не означает автоматический успех во взрослых гонках. История автоспорта знает как успешные примеры Дженсона Баттона или Михаэля Шумахера, так и Витантонио Лиуции, который добрался до «Формулы-1», но блестящую карьеру не построил.
В «формульных» гонках в силу возраста опыт у Никиты небольшой – в прошлом сезоне он выступил в Североевропейском Еврокубке «Рено» и занял 12-е место в общем зачете и 6-е среди новичков. При этом был одним из самых юных – большинство соперников были старше и опытнее. Кроме того, Мазепин провел несколько гонок в «Формуле-Рено» 2.0 и поучаствовал в гоночной серии «Тойота» (которую выиграл еще один сын миллиардера, Лэнс Стролл, выполняющий роль пилота по развитию в «Уильямсе»).
Почему именно «Форс-Индия»?
«Форс-Индия» – небогатая конюшня, которая вечно нуждается в деньгах. При текущей системе распределения доходов в «Формуле-1» команде из Сильверстоуна жизненно необходимы спонсоры, и подписание контракта с Мазепиным – следствие недостатка денег в конюшне. Никита, безусловно, одаренный пилот, но все же в таком возрасте команды редко обращают внимание лишь талант спортсменов – если конечно, речь идет не о Максе Ферстаппене. Но за молодым русским стоит несколько мощных химических компаний, сотрудничество с которыми может серьезно облегчить решение финансовых проблем.
Подписание Мазепина – это шаг с прицелом на долгосрочную перспективу. В результате «Форс-Индия» или вырастит талантливого гонщика, или просто заработает хорошие деньги.
«У Никиты потрясающий шанс подготовиться к «Формуле-1» в нашей команде. У нас большой опыт работы с молодежью, а Никита – способный и решительный гонщик. Мы с интересом начинаем сотрудничество с новым российским гонщиком, учитывая успех Гран-при России – это рынок с большим потенциалом, и появление молодых талантов, таких, как Никита, гарантирует дальнейший рост интереса к спорту» – говорит владелец команды Виджай Маллья.
Чем Мазепин будет заниматься?
Станет пилотом по развитию – получит доступ к симулятору, а также примет участие в тестовой программе. Эта работа должна помочь в развитии гоночного болида VJM09, а самому пилоту даст опыт в продвижении вверх по «формульным» ступеням. О выступлениях в гонках и даже на тренировочных сессиях Гран-при в ближайший год речи пока не идет – у Мазепина нет необходимой суперлицензии. Да и просто за рулем боевой машины «Формулы-1» русскому пилоту вряд ли удастся много поработать – в программе «Форс-Индии» также числится более опытный мексиканец Альфонсо Селисе (которому и обещано участие в практиках). Тем не менее, у Мазепина остается шанс проехать на болиде «Форс-Индии» на летних молодежных тестах.
«Я еще молод, и мне нужно многому научиться», – говорит пилот. – «Поэтому опыт работы в «Форс-Индии» будет очень важен. Цель – выступать в «Формуле-1» в будущем, и сегодняшняя новость приблизила меня к достижению этой цели. Буду трудиться, чтобы помочь команде, и сделаю все, чтобы улучшить навыки на трассе и за ее пределами» – заявил Никита.
Какие перспективы в ближайшие годы?
В сезоне-2016 Мазепину предстоят выступления в Европейской «Формуле-3» и борьба с такими соперниками как Мик Шумахер, Харрисон Ньюи (это сын гениального конструктора «Формулы-1»), Лэнс Стролл и Педро Пике. Есть и другие – менее известные широкому кругу болельщиков, но одаренные парни, – поэтому сразу ожидать больших успехов не нужно. Однако вряд ли в «Форс-Индии» намеревались сразу бросить Мазепина в пекло «Формулы-1», как это сделал Гельмут Марко с Максом Ферстаппеном. Программа развития рассчитана на несколько лет, целью которой является обучение пилота работе в коллективе и с гоночной техникой.
Примерно так в «Формулу-1» несколько лет назад приходил Эстебан Гутьеррес – мексиканец находился в резерве «Заубера» целых три года, прежде чем стал боевым пилотом. Похожим образом «Уильямс» готовил Валттери Боттаса, так же сейчас не торопится «Макларен» со Стоффелем Вандорном. И в дальнейшем все будет зависеть от самого Мазепина и уровня его выступлений. Если в «Ф-3» и других молодежных сериях все получится, то шанс оказаться за рулем кокпита «Формулы-1» действительно станет очень высоким.
__________________________
Имхую, что фамилия его менеджера тут более известна, чем фамилия его отца)) КО-СА-ЧЕН-КО!!!
На самом деле нет"
Вот только перечисление его скромных успехов подтверждает что на самом деле да - во всяком случае на фоне тех, кто действительно должен попадать в Ф1.
ущербная бизнес-модель содержания команд. Когда мы узнаем, что в футболе и хоккее продаются места в команде - мы возмущены. А в Формуле это - в порядке вещей.
Сказанное не исключает, что Никита - талантливый парень и многого может добиться сам, но само явление отвратительно.
Удачи парню.
Больше российских пилотов в международных сериях хороших и разных.
_____________________________________
А почему сразу гонщик? Ведь сам же автор пишет: "О выступлениях в гонках и даже на тренировочных сессиях Гран-при в ближайший год речи пока не идет – у Мазепина нет необходимой суперлицензии." Зачем же публику вводить в заблуждение...