Лего по-американски. Почему у новой команды «Формулы-1» все получится
Глеб Каланов объясняет, из-за чего не стоит недооценивать «Хаас Рейсинг».
Гюнтер Штайнер (слева) и Джин Хаас (справа) представляют главную звезду команды – Ромена Грожана (в центре)
К сияющему миру «Формулы-1», словно мотыльки на огонь, всегда стремились необычные личности – неисправимые романтики (как Пол Стоддарт), переоценивавшие свои возможности энтузиасты (Тони Фернандес), безответственные аферисты (основатели проекта US F1) и откровенные проходимцы (Зоран Стефанович). Таковым редко удается добраться до паддока или задержаться в нем надолго. Найти же человека, который совмещал бы в себе большое желание, незапятнанную репутацию, опыт в автоспорте и при этом располагающим всеми возможностями для успеха невероятно трудно, особенно учитывая «закрытость» современных гонок, в первую очередь в финансовом плане.
Американский предприниматель Джин Хаас выглядит личностью, способной наконец-то влить в Гран-при свежую кровь и избежать позора «Верджина» или «ХРТ».
Тендер ФИА на расширение чемпионата, объявленный федерацией в начале 2014 года, по сути, имел лишь формальное значение – соперников у «Хааса» не было и в помине. Серьезно, не считать же за конкуренцию очередной заход неугомонного Стефановича или крайне мутный проект Колина Коллеса и румынских промышленников. Джин Хаас выглядел фаворитом с самого начала и вердикт ФИА не стал ни для кого сюрпризом. Серьезность намерений стала ясна, когда «Хаас» объявил, что намерен прийти в чемпионат лишь в 2016 году (хотя по условиям тендера имел на это право уже с сезона-2015). Пройти путь от победы в тендере до стартовой решетки непросто – американцы решили не гнать лошадей и основательно подготовиться к дебюту. И у «Хаас Рейсинг» действительно есть многое для того, чтобы быть конкурентоспособными в «Формуле-1» с самого начала.
Опыт и деньги
В отличие от ряда предшественников, Хаас обладает огромным опытом в автоспорте – уже много лет бизнесмен является совладельцем одной из сильнейших команд НАСКАР «Стюарт-Хаас Рейсинг», основанной в 2003 году. Руководитель новой конюшни Гюнтер Штайнер – еще одна опытная фигура, известная в качестве технического директора в «Ягуаре» времен Ники Лауды и в самом начале становления «Ред Булл». Итальянец с немецкими корнями возьмет на себя непосредственное управление коллективом и станет кем-то вроде Кристиана Хорнера при Дитрихе Матешице.
У Хааса достаточно средств для поддержки проекта в «Формуле-1». Джину принадлежит один из лидеров мирового станкостроения, «Хаас Аутомейшн» – компания с центральным офисом в Южной Калифорнии, чей доход по итогам 2014 года превысил 1 млрд долларов. Прибыль машиностроительной компании увеличивается каждый год – продажи и объемы производства растут вместе с постоянно расширяющейся сетью фирменных аутлетов, которые есть уже в 50 странах мира. Словом, за будущее главного детища Хааса можно не волноваться, а значит, куда спокойнее будет и за его спортивную команду. К слову, бюджет коллектива уже сейчас планируется на уровне 100 млн долларов – неплохие деньги для того, кто будет во многом полагаться на помощь топ-команды.
Кроме того, у «Хааса» есть крупный спонсор, Telcel – мексиканская телекоммуникационная компания, входящая в империю миллиардера Карлоса Слима, – и это намек для тех, кто вдруг решил, что контракт с пилотом Эстебаном Гутьерресом подписан только за его талант и тесный опыт работы с «Феррари».
Помощь извне
В «Хаасе» рассудили, что начинать путь с нуля в одном из самых продвинутых в технологическом отношении чемпионате мира достаточно сложно, и потому начали активно сотрудничать со сторонними компаниями, рассчитывая на аутсорсинг максимального числа компонентов болида – в первую очередь речь идет о «Феррари».
Скудерия будет поставлять новичку силовую установку, коробку передач, подвеску, электронику, да и вообще большинство запчастей, которые можно не разрабатывать самостоятельно. Очевидно, что шасси «Хааса» будет во многом похоже на болид команды из Маранелло – собственные разработки команды Штайнера будут адаптированы к элементам, поставляемым «Ферарри», и это безусловный плюс.
Что же «Хаас Рейсинг» будет делать самостоятельно? Это монокок, днище, диффузор, антикрылья, компоненты рулевого управления, система охлаждения и некоторые элементы, отвечающие за безопасность (вроде защитной ячейки и дуги безопасности). Однако и здесь американцы не обойдутся без помощи извне – в работе над дизайном шасси активно участвуют специалисты из «Даллары». В последний раз итальянская фирма строила болид F110 для горемычной «Хиспании», и той работой конструкторы из Пармы вряд ли гордятся (пусть конструкция шасси и не была доведена до ума самими создателями). Однако на этот раз ситуация обстоит иначе – «Даллара» является лишь субподрядчиком, «руками», чью работу от и до контролирует «мозг» – инженеры «Хааса», использующие цеха и инфраструктуру компании. Руководит работой итальянцев главный конструктор Роб Тэйлор, ранее трудившийся в «Ред Булл» и «Макларене». Там же трудится бывший помощник Штайнера в «Ягуаре» и «Ред Булл» Бен Агатангелу, ставший главным специалистом по аэродинамике.
Сотрудничество с «Далларой» также позволяет команде наладить отношения с европейскими поставщиками. Словом, концепция разработки болида «Хаас Рейсинг» лежит на поверхности – закупка максимального числа запчастей у сторонних производителей и самостоятельная доработка стандартных элементов шасси, предусмотренных регламентом. Решение дебютировать в «Формуле-1» с машиной, большей частью собранной с участием солидных поставщиков, выглядит дальновидным – это экономически выгодно, а также позволит быть конкурентоспособными с первого же сезона, получить необходимый опыт и отладить работу внутри коллектива.
«Будет сложно конкурировать с большими командами. Но правила позволяют сотрудничество. Можно купить различные элементы, за исключением шасси и аэродинамического обвеса. Я не хотел бы начинать все с нуля и проектировать все самостоятельно. Это слишком большой объем работы, потребовалось бы много денег, задача была бы очень сложной», – резюмирует Хаас.
Маленькая команда с большим размахом
«Одна база – хорошо, а две – лучше» – «Хаас» станет единственной командой в нынешней «Формуле-1», которая будет использовать такой подход. Основные силы коллектива дислоцированы в Каннаполисе, Северной Каролине – там будут расположены исследовательский центр, завод и штаб-квартира. Существенно перестроенная европейская база в английском Банбери, ранее принадлежавшая «Марусе», станет местом сборочных работ и ремонта, а также непосредственной подготовки к Гран-при. Вместе с базой в Банберри команде достался и суперкомпьютер для CFD (наследие оптимистичного Ника Уирта), который был соединен с центром вычислительной гидродинамики в США. Кроме того, учитывая кооперацию с «Далларой», можно сказать, что у «Хааса» есть и третья база в Парме – там работает около 70 человек, по большей части специалисты итальянской фирмы, которые занимаются проектированием и аэродинамикой.
Внимания заслуживает принадлежащий «Хаас Аутомейшн» роликовый стенд с аэродинамической трубой «Уиндшир», расположенный рядом с базой в Каннаполисе – она не использовалась при разработке машины на сезон-2016 из-за требований регламента, допускающего использование лишь моделей размером 60% от оригинала, однако в команде намерены провести необходимую калибровку; пока же инженеры «Хааса» используют аэродинамическую трубу «Феррари» в Маранелло. Этот роликовый стенд является поистине уникальным сооружением – его возможности позволяют испытывать полноразмерные модели практически любых легковых и гоночных автомобилей на скорости 290 км/ч. Им пользуются команды «Индикара», НАСКАР и даже Совет США по исследованиям в области автомобилестроения. Возможности этой трубы поражают воображение – инфраструктурой такого уровня мало кто может похвастаться.
На низком старте
Учитывая тесное сотрудничество с «Феррари», солидный бюджет и опытный персонал, можно точно сказать, что абсолютным аутсайдером, в роли которого последние годы выступали «Катерхэм», «Манор» и «ХРТ», «Хаас Рейсинг» не станет. Наверняка первое время команду будут преследовать проблемы с надежностью, даже несмотря на то, что значительная часть комплектующих будет отлажена специалистами Скудерии. Тем не менее, начинающая с нуля конюшня вряд ли выставит на старт «сырой» болид, страдающий «детскими болезнями». Впрочем, первые выводы по форме коллектива Гюнтера Штайнера можно будет сделать в феврале после первых предсезонных тестов.
Легко не будет, но, вероятно, «Хаасу» удастся набрать несколько очков в сезоне-2016 и побороться с «Заубером» за 9 место в Кубке конструкторов – «Манор» даже с мотором «Мерседес» вряд ли сможет опередить американскую конюшню. Попадание в десятку командного зачета будет означать выплату призовых денег, которые дадут еще один толчок развитию «Хааса», и уже в 2017 году, с обновленным техническим регламентом и, возможно, большей свободой в области закупки запчастей у сторонних поставщиков, команда Джина Хааса может войти в число середняков в «Формуле-1».
«У господина Хааса высокие ожидания. Он приходит в «Формулу-1» не для того, чтобы мы финишировали последними. У меня тоже другие ожидания, поэтому мы разработали программу, которая позволит избежать проблем, с которыми столкнулись другие дебютанты в предыдущие годы, и с самого начала быть конкурентоспособными. Я знаю, что в самом начале мы столкнемся с проблемами – это неизбежно, но надеемся свести их к минимуму. Мы также ищем людей, которые умеют быть настоящими командными игроками и стремятся к достижению общих целей. Мы делаем все возможное – посмотрим, что в итоге получится» – говорит руководитель команды Гюнтер Штайнер.
Несмотря на статус сателлита «Феррари», «Хаас» – это первый за долгие годы по-настоящему интересный проект в «Формуле-1», созданный с нуля. Впервые за последнее время вместо «бедных родственников» в чемпионат пришел коллектив с серьезными намерениями и немалыми возможностями. В последние годы казалось, что в современный мир «Формулы-1» может войти разве что крупный автопроизводитель, а отдельным богатым энтузиастам быть успешными практически невозможно. Но если человек, способный на это и есть – то это Джин Хаас.
Фото: Gettyimages.ru/Jared C. Tilton/Stewart-Haas Racing, Jonathan Moore; haasf1team.com
Пол мужчина
Возраст 15
Пиндосии...
Вы забыли Макларен.
Разве что те были ещё более амбициозные и "аутсорсинг" был сведён к минимуму, в то время как Haas решили использовать его по максимуму.
Так что кто знает...