5 гонщиков «Формулы-1», которые превзошли ожидания
Глеб Каланов – о парнях, которые смогли удивить многих.
Кеке Росберг
Как начиналось: самый первый «летучий финн» не впечатлял в младших сериях – за четыре года выступлений в «Формуле-2» он ни разу не смог подняться выше пятого места в общем зачете. Не клеились дела и в «Формуле-Атлантик», Росберг вынужден был даже поехать выступать аж в Новую Зеландию. Казалось, что заурядная карьера заурядного гонщика катилась к завершению, но все сложилось иначе.
Еще параллельно с выступлениями в «Формуле-2» финну выпал шанс погоняться за команду «Теодор», и уже во второй гонке на не входящем в зачет чемпионата мира Кубке британских автогонщиков Росберг одержал победу под проливным дождем, оставив позади многих известных пилотов. Успех больше напоминал случайность, и перспектив у Кеке все равно не просматривалось – конюшня гонконгского миллиардера Теодора Йипа считалась аутсайдером, так же как «АТС» и «Вольф», куда вскоре Росберг и отправился.
Что вышло: даже когда «Вольф» выкупила «Фиттипальди Аутомотив», ситуация особо не улучшилась. Но Кеке не опускал рук и в итоге вызвал интерес Фрэнка Уильямса, который и пригласил финна в свою команду на замену Алану Джонсу. Сезон-1982 стал одним из самых удивительных в истории «Формулы-1»: 11 победителей в 16 Гран-при чемпионата, на подиумы поднимались представители 9 команд, а гонки не раз выигрывались в невероятных условиях. В такой ситуации розыгрыш чемпионского титула во многом напоминал лотерею, и именно Росберг вытянул в ней счастливый билет. Да, тот сезон должен был стать годом Жиля Вильнева, который трагически погиб в Зольдере, другой фаворит Дидье Пирони попал в тяжелейшую аварию на «Хоккенхаймринге», но тем не менее, успех Кеке нельзя признать незаслуженным. Гонщик «Уильямса» оказался стабильнее прочих и реже попадал в неприятности, выйдя из кавардака сезона-1982 триумфатором, одержав при этом лишь одну победу!
То чемпионство и поныне считается многими случайным, и довольно популярно мнение, что Росбергу просто повезло. После той победы карьера Кеке была не слишком успешной – шанса выиграть еще один чемпионат финн не получил. Однако его титул навсегда останется с ним, как и его имя в истории «Формулы-1». В 1986 году Росберг покинул чемпионат, в том числе для того, чтобы проводить больше времени с маленьким сыном Нико.
Ромен Грожан
Как начиналось: уровень ожиданий от француза не раз претерпевал метаморфозы – Грожан считался то большим талантом, то гонщиком, которому совсем не место в Больших призах. Ромен засветился еще в молодежных сериях выиграв чемпионаты европейской «Ф-3» и зимней серии GP2. В 2009 году француз претендовал на победу и в главном чемпионате GP2, но прямо в середине сезона был рекрутирован Флавио Бриаторе в «Рено», который устал терпеть провалы Нельсона Пике-младшего. Но Грожан ничего внятного показать не смог – сказались и отсутствие тестов, и проблемный болид, и наличие Алонсо в качестве напарника.
На сезон-2010 места Ромен не получил и вновь отправился покорять младшие «формулы», последовательно выиграв AutoGP и GP2. И вновь о французе заговорили, как о пилоте с огромным потенциалом, а команда «Лотус» подтвердила Грожана в качестве боевого гонщика в 2012 году. Но, получив быструю машину, Ромен вновь столкнулся с проблемами – когда у Грожана все складывалось, французский спортсмен зарабатывал хорошие очки, однако также пилот «Лотуса» допускал ошибки, приводящие к авариям и штрафам. Дошло даже до дисквалификации на одну гонку после эпичного столкновения на старте в Бельгии – после того инцидента многие выражали сомнения в целесообразности участия Ромена в «Формуле-1». По итогам сезона Грожан по очкам крупно проиграл напарнику Кими Райкконену.
Что вышло: частые аварии заставили Ромена даже прибегнуть к помощи психолога, и это во многом помогло. Француз стал куда увереннее в себе и перестал ошибаться на ровном месте, что немедленно сказалось на результатах – если в 2012 году Грожан смотрелся заметно хуже Кими, то в сезоне-2013 Ромен уступил финну не так уж и много, во второй части сезона зачастую выглядя сильнее титулованного партнера.
После ухода Райкконена французский гонщик получил в напарники Пастора Мальдонадо и с тех пор выступал заметно успешнее венесуэльца, став настоящим лидером коллектива из Энстоуна. Один из лучших перфомансов этого сезона – вне всяких сомнений, гонка Грожана на трассе в Спа, принесшая ему третье место на явно не заслуживающем такой чести «Лотусе». В следующем году Грожан с отличной репутацией уходит в новую команду «Хаас» с прицелом заменить старого знакомого Райкконена в «Феррари» через годик-другой – совсем неплохо для недавнего крэшера номер один в пелотоне.
Педру Динис
Как начиналось: «Всего 10 очков за шесть лет выступлений в «Формуле-1» – это, по-вашему, успех?» – наверняка спросили бы некоторые. Да, результат не блестящий, но это действительно здорово для классического рента-драйвера Педру Паулу Диниса, сына долларового миллиардера Абилиу Диниса. В 1995 году бразилец заручился поддержкой концерна «Пармалат» благодаря отцовским связям и подписал контракт с «Форти».
В середине 90-х в чемпионате выступала масса «платных» пилотов и просто гонщиков довольно сомнительного уровня – и мало кто сомневался, что Динис, который в младших сериях добирался до очков по большим праздникам, пополнит ряды бездарных рента-драйверов, покидающих чемпионат без единого очка в активе.
Что вышло: начав карьеру в «Формуле-1» в статусе бесталанного «папенькиного сынка», Педру закончил ее как вполне уважаемый крепкий середняк, которому, по слухам, даже платили зарплату. В 1996 году Динис оказался в «Лижье», где заработал первые очки, а затем провел несколько хороших лет в слабых, но не совсем безнадежных «Эрроузе» и «Заубере», выступая не хуже, а то и лучше партнеров по команде – например, в 1999 году бразилец опередил в чемпионате напарника Жана Алези.
Нужно также учитывать тот факт, что во времена выступлений Диниса очки в гонке получали только первые шесть пилотов – а Педру частенько останавливался в шаге от призовых баллов, на 7-8 местах. Если бы тогда действовала система награждения первых восьми пилотов, или тем более нынешняя, с десятью зачетными местами, Динис набирал бы вполне приличные баллы по итогам сезона. После сезона-2000 бразилец принял решение завершить карьеру, за которую ему вряд ли должно быть стыдно.
Даниэль Риккардо
Как начиналось: очередной питомец «Ред Булл» и вице-чемпион Мировой серии «Рено» попал в «Торо Россо» в 2012 году, спустя половины сезона набивания шишек в умирающей «Хиспании». Вместе с Жаном-Эриком Вернем австралиец должен был доказать Гельмуту Марко, что тот не ошибся в выборе, и убедить руководство австрийского концерна в необходимости скорейшего перевода в старшую команду. Даниэль был сильнее Верня в квалификациях, однако в гонках отнюдь не выглядел сильно лучше напарника. Впрочем, именно Даниэля взяли на замену покидающему «Формулу-1» Марку Уэбберу – за парня можно было только порадоваться, но его будущее в одной берлоге с Себастьяном Феттелем не выглядело радужным. Скорее, австралийцу предрекали статус второго пилота при четырехкратном чемпионе мира.
Что вышло: с первой же гонки Риккардо начал доказывать обратное – первый ряд стартового поля и второе место в Австралии, позже отобранное стюардами. Однако на решимости Даниэля это не сказалось – австралиец раз за разом опережал Феттеля в квалификациях и набирал большие очки, а вскоре и вовсе начал выигрывать гонки. На счету Риккардо три виктории, он – единственный, кто в прошлом сезоне смог одержать победу, исключая пилотов «Мерседеса». Феттель же в это время допускал ошибки, боролся с собственным болидом и не дотягивал до феноменальной формы партнера – уже к середине чемпионата стало очевидно, что Риккардо превращается в нового лидера «Ред Булл». Всего один сезон вознес, казалось бы, не самого выдающегося гонщика до статуса звезды и топ-пилота.
Нынешний сезон для Даниэля получился более сложным – команда сделала шаг назад, болид RB11 не позволял часто замахиваться на высокие места, да и новый напарник попался зубастый во всех смыслах. Тем не менее, в активе Риккардо есть два подиума и полное доверие со стороны Кристиана Хорнера. Даже если «Ред Булл» и покинет чемпионат, неужели вы думаете, что Даниэль Риккардо останется без работы?
Дэймон Хилл
Как начиналось: сыну двукратного чемпиона мира в молодости было явно далеко до славы знаменитого отца, во многом из-за того, что дебютировал в автоспорте поздно, до этого гоняясь на мотоциклах. Дэймон не блистал ни в британской «Формуле-3», ни в «Формуле-3000», однако громкая фамилия отчасти помогла получить место тест-пилота в «Уильямсе» – боевые гонщики команды Найджелл Мэнселл и Рикардо Патрезе не особенно любили заниматься бесконечными испытаниями техники. Но об особых перспективах в «Формуле-1» и речи не шло – Хиллу уже перевалило за 30, и даже пол-сезона в увядающем «Брэбэме» в 1992 году, за рулем которого англичанин зачастую элементарно не мог пройти квалификацию не могли убедить в обратном.
Что вышло: уничтоживший пелотон в сезоне-1992 Мэнселл не договорился о новом контракте с Фрэнком Уильямсом и тот неожиданно сделал Хилла напарником пришедшего Алена Проста. До уровня великого француза Дэймон не дотягивал, тем не менее, он смог одержать три победы и помог «Уильямсу» завоевать очередной Кубок конструкторов. В сезоне-1994 Хилл вновь должен был оказаться в тени чемпиона в лице Айртона Сенны, но трагическая гибель бразильца заставила Дэймона стать лидером коллектива. В том, что у англичанина действительно есть скорость, весь мир окончательно убедился в дождевой гонке на «Сузуке», и Хилл всерьез спорил за чемпионскую корону с Михаэлем Шумахером вплоть до знаменитого столкновения в финальной гонке сезона в Аделаиде, лишившего гонщика «Уильямса» шансов.
Титул удалось взять в 1996 году: болид «Уильямса» был слишком хорош, а напарник Жак Вильнев – слишком «зелен», чтобы помешать сыну чемпиона повторить успех отца. Это кажется невероятным, но англичанин наконец-то добился триумфа в 36 лет, хотя буквально 4 года до этого его давно списали со счетов. Даже после завоевания чемпионства Хилла продолжали считать посредственным гонщиком – хотя феноменальное выступление на Гран-при Венгрии-1997 на «Эрроузе» и первая победа за «Джордан» в легендарной гонке в Спа 1998 году должны были многих переубедить. Дэймон Хилл – отличный пример того, что после тридцати жизнь может только начаться.
Фото: globallookpress.com/National Motor Museum/Heritage-Images; Gettyimages.ru/Charles Coates, Michael Cooper/Allsport, Mark Thompson, Michael Cooper
Ну и та Венгрия на Арроузе - неужели кто-то после нее сомневается, что он был хорош?
Из пилотов последних лет сюда, пожалуй, разве что Переса можно отнести. И с некоторой натяжкой Уэббера.
Риккардо моложе Феттеля на 2 года и почти на 5 старше Квята. С учетом наката Риккардо уже сложился как пилот и вряд ли прибавит, а у Квята все еще впереди.
Автору: если бы пересчитали бы очки Диницу по новой системе было бы совсем здорово.