5 гонщиков «Формулы-1», которые превзошли ожидания
Глеб Каланов – о парнях, которые смогли удивить многих.
Кеке Росберг
Как начиналось: самый первый «летучий финн» не впечатлял в младших сериях – за четыре года выступлений в «Формуле-2» он ни разу не смог подняться выше пятого места в общем зачете. Не клеились дела и в «Формуле-Атлантик», Росберг вынужден был даже поехать выступать аж в Новую Зеландию. Казалось, что заурядная карьера заурядного гонщика катилась к завершению, но все сложилось иначе.
Еще параллельно с выступлениями в «Формуле-2» финну выпал шанс погоняться за команду «Теодор», и уже во второй гонке на не входящем в зачет чемпионата мира Кубке британских автогонщиков Росберг одержал победу под проливным дождем, оставив позади многих известных пилотов. Успех больше напоминал случайность, и перспектив у Кеке все равно не просматривалось – конюшня гонконгского миллиардера Теодора Йипа считалась аутсайдером, так же как «АТС» и «Вольф», куда вскоре Росберг и отправился.
Что вышло: даже когда «Вольф» выкупила «Фиттипальди Аутомотив», ситуация особо не улучшилась. Но Кеке не опускал рук и в итоге вызвал интерес Фрэнка Уильямса, который и пригласил финна в свою команду на замену Алану Джонсу. Сезон-1982 стал одним из самых удивительных в истории «Формулы-1»: 11 победителей в 16 Гран-при чемпионата, на подиумы поднимались представители 9 команд, а гонки не раз выигрывались в невероятных условиях. В такой ситуации розыгрыш чемпионского титула во многом напоминал лотерею, и именно Росберг вытянул в ней счастливый билет. Да, тот сезон должен был стать годом Жиля Вильнева, который трагически погиб в Зольдере, другой фаворит Дидье Пирони попал в тяжелейшую аварию на «Хоккенхаймринге», но тем не менее, успех Кеке нельзя признать незаслуженным. Гонщик «Уильямса» оказался стабильнее прочих и реже попадал в неприятности, выйдя из кавардака сезона-1982 триумфатором, одержав при этом лишь одну победу!
То чемпионство и поныне считается многими случайным, и довольно популярно мнение, что Росбергу просто повезло. После той победы карьера Кеке была не слишком успешной – шанса выиграть еще один чемпионат финн не получил. Однако его титул навсегда останется с ним, как и его имя в истории «Формулы-1». В 1986 году Росберг покинул чемпионат, в том числе для того, чтобы проводить больше времени с маленьким сыном Нико.
Ромен Грожан
Как начиналось: уровень ожиданий от француза не раз претерпевал метаморфозы – Грожан считался то большим талантом, то гонщиком, которому совсем не место в Больших призах. Ромен засветился еще в молодежных сериях выиграв чемпионаты европейской «Ф-3» и зимней серии GP2. В 2009 году француз претендовал на победу и в главном чемпионате GP2, но прямо в середине сезона был рекрутирован Флавио Бриаторе в «Рено», который устал терпеть провалы Нельсона Пике-младшего. Но Грожан ничего внятного показать не смог – сказались и отсутствие тестов, и проблемный болид, и наличие Алонсо в качестве напарника.
На сезон-2010 места Ромен не получил и вновь отправился покорять младшие «формулы», последовательно выиграв AutoGP и GP2. И вновь о французе заговорили, как о пилоте с огромным потенциалом, а команда «Лотус» подтвердила Грожана в качестве боевого гонщика в 2012 году. Но, получив быструю машину, Ромен вновь столкнулся с проблемами – когда у Грожана все складывалось, французский спортсмен зарабатывал хорошие очки, однако также пилот «Лотуса» допускал ошибки, приводящие к авариям и штрафам. Дошло даже до дисквалификации на одну гонку после эпичного столкновения на старте в Бельгии – после того инцидента многие выражали сомнения в целесообразности участия Ромена в «Формуле-1». По итогам сезона Грожан по очкам крупно проиграл напарнику Кими Райкконену.
Что вышло: частые аварии заставили Ромена даже прибегнуть к помощи психолога, и это во многом помогло. Француз стал куда увереннее в себе и перестал ошибаться на ровном месте, что немедленно сказалось на результатах – если в 2012 году Грожан смотрелся заметно хуже Кими, то в сезоне-2013 Ромен уступил финну не так уж и много, во второй части сезона зачастую выглядя сильнее титулованного партнера.
После ухода Райкконена французский гонщик получил в напарники Пастора Мальдонадо и с тех пор выступал заметно успешнее венесуэльца, став настоящим лидером коллектива из Энстоуна. Один из лучших перфомансов этого сезона – вне всяких сомнений, гонка Грожана на трассе в Спа, принесшая ему третье место на явно не заслуживающем такой чести «Лотусе». В следующем году Грожан с отличной репутацией уходит в новую команду «Хаас» с прицелом заменить старого знакомого Райкконена в «Феррари» через годик-другой – совсем неплохо для недавнего крэшера номер один в пелотоне.
Педру Динис
Как начиналось: «Всего 10 очков за шесть лет выступлений в «Формуле-1» – это, по-вашему, успех?» – наверняка спросили бы некоторые. Да, результат не блестящий, но это действительно здорово для классического рента-драйвера Педру Паулу Диниса, сына долларового миллиардера Абилиу Диниса. В 1995 году бразилец заручился поддержкой концерна «Пармалат» благодаря отцовским связям и подписал контракт с «Форти».
В середине 90-х в чемпионате выступала масса «платных» пилотов и просто гонщиков довольно сомнительного уровня – и мало кто сомневался, что Динис, который в младших сериях добирался до очков по большим праздникам, пополнит ряды бездарных рента-драйверов, покидающих чемпионат без единого очка в активе.
Что вышло: начав карьеру в «Формуле-1» в статусе бесталанного «папенькиного сынка», Педру закончил ее как вполне уважаемый крепкий середняк, которому, по слухам, даже платили зарплату. В 1996 году Динис оказался в «Лижье», где заработал первые очки, а затем провел несколько хороших лет в слабых, но не совсем безнадежных «Эрроузе» и «Заубере», выступая не хуже, а то и лучше партнеров по команде – например, в 1999 году бразилец опередил в чемпионате напарника Жана Алези.
Нужно также учитывать тот факт, что во времена выступлений Диниса очки в гонке получали только первые шесть пилотов – а Педру частенько останавливался в шаге от призовых баллов, на 7-8 местах. Если бы тогда действовала система награждения первых восьми пилотов, или тем более нынешняя, с десятью зачетными местами, Динис набирал бы вполне приличные баллы по итогам сезона. После сезона-2000 бразилец принял решение завершить карьеру, за которую ему вряд ли должно быть стыдно.
Даниэль Риккардо
Как начиналось: очередной питомец «Ред Булл» и вице-чемпион Мировой серии «Рено» попал в «Торо Россо» в 2012 году, спустя половины сезона набивания шишек в умирающей «Хиспании». Вместе с Жаном-Эриком Вернем австралиец должен был доказать Гельмуту Марко, что тот не ошибся в выборе, и убедить руководство австрийского концерна в необходимости скорейшего перевода в старшую команду. Даниэль был сильнее Верня в квалификациях, однако в гонках отнюдь не выглядел сильно лучше напарника. Впрочем, именно Даниэля взяли на замену покидающему «Формулу-1» Марку Уэбберу – за парня можно было только порадоваться, но его будущее в одной берлоге с Себастьяном Феттелем не выглядело радужным. Скорее, австралийцу предрекали статус второго пилота при четырехкратном чемпионе мира.
Что вышло: с первой же гонки Риккардо начал доказывать обратное – первый ряд стартового поля и второе место в Австралии, позже отобранное стюардами. Однако на решимости Даниэля это не сказалось – австралиец раз за разом опережал Феттеля в квалификациях и набирал большие очки, а вскоре и вовсе начал выигрывать гонки. На счету Риккардо три виктории, он – единственный, кто в прошлом сезоне смог одержать победу, исключая пилотов «Мерседеса». Феттель же в это время допускал ошибки, боролся с собственным болидом и не дотягивал до феноменальной формы партнера – уже к середине чемпионата стало очевидно, что Риккардо превращается в нового лидера «Ред Булл». Всего один сезон вознес, казалось бы, не самого выдающегося гонщика до статуса звезды и топ-пилота.
Нынешний сезон для Даниэля получился более сложным – команда сделала шаг назад, болид RB11 не позволял часто замахиваться на высокие места, да и новый напарник попался зубастый во всех смыслах. Тем не менее, в активе Риккардо есть два подиума и полное доверие со стороны Кристиана Хорнера. Даже если «Ред Булл» и покинет чемпионат, неужели вы думаете, что Даниэль Риккардо останется без работы?
Дэймон Хилл
Как начиналось: сыну двукратного чемпиона мира в молодости было явно далеко до славы знаменитого отца, во многом из-за того, что дебютировал в автоспорте поздно, до этого гоняясь на мотоциклах. Дэймон не блистал ни в британской «Формуле-3», ни в «Формуле-3000», однако громкая фамилия отчасти помогла получить место тест-пилота в «Уильямсе» – боевые гонщики команды Найджелл Мэнселл и Рикардо Патрезе не особенно любили заниматься бесконечными испытаниями техники. Но об особых перспективах в «Формуле-1» и речи не шло – Хиллу уже перевалило за 30, и даже пол-сезона в увядающем «Брэбэме» в 1992 году, за рулем которого англичанин зачастую элементарно не мог пройти квалификацию не могли убедить в обратном.
Что вышло: уничтоживший пелотон в сезоне-1992 Мэнселл не договорился о новом контракте с Фрэнком Уильямсом и тот неожиданно сделал Хилла напарником пришедшего Алена Проста. До уровня великого француза Дэймон не дотягивал, тем не менее, он смог одержать три победы и помог «Уильямсу» завоевать очередной Кубок конструкторов. В сезоне-1994 Хилл вновь должен был оказаться в тени чемпиона в лице Айртона Сенны, но трагическая гибель бразильца заставила Дэймона стать лидером коллектива. В том, что у англичанина действительно есть скорость, весь мир окончательно убедился в дождевой гонке на «Сузуке», и Хилл всерьез спорил за чемпионскую корону с Михаэлем Шумахером вплоть до знаменитого столкновения в финальной гонке сезона в Аделаиде, лишившего гонщика «Уильямса» шансов.
Титул удалось взять в 1996 году: болид «Уильямса» был слишком хорош, а напарник Жак Вильнев – слишком «зелен», чтобы помешать сыну чемпиона повторить успех отца. Это кажется невероятным, но англичанин наконец-то добился триумфа в 36 лет, хотя буквально 4 года до этого его давно списали со счетов. Даже после завоевания чемпионства Хилла продолжали считать посредственным гонщиком – хотя феноменальное выступление на Гран-при Венгрии-1997 на «Эрроузе» и первая победа за «Джордан» в легендарной гонке в Спа 1998 году должны были многих переубедить. Дэймон Хилл – отличный пример того, что после тридцати жизнь может только начаться.
Фото: globallookpress.com/National Motor Museum/Heritage-Images; Gettyimages.ru/Charles Coates, Michael Cooper/Allsport, Mark Thompson, Michael Cooper
Ну и та Венгрия на Арроузе - неужели кто-то после нее сомневается, что он был хорош?
Из пилотов последних лет сюда, пожалуй, разве что Переса можно отнести. И с некоторой натяжкой Уэббера.
Риккардо моложе Феттеля на 2 года и почти на 5 старше Квята. С учетом наката Риккардо уже сложился как пилот и вряд ли прибавит, а у Квята все еще впереди.
Автору: если бы пересчитали бы очки Диницу по новой системе было бы совсем здорово.
Грожан до сих пор удивляет [скорее со знаком минус] в том смысле, что не одержал еще в Ф1 ни одной победы. Так как в младших сериях ему просто не было равных, он выиграл всё. Но десяток подиумов между делом уже набрал. Так что ему скорее [пока] в список неоправдавших надежд (в прошлый пост) (победы, титулы) так как если не он, то кто звезда младших серий из нынешних пилотов Ф1?
За пост спасибо!
P.S. фанат Шумахера
Где он превзошёл? Он крепкий пилот. Был им изначально, есть и сейчас.
А сам текст опять небрежно написан. Сюда надо было не Риккардо и Грожана, а Мэнселла, Лаффита, Ирвайна и Ханта включать.Но для этого, конечно, историю "Формулы-1" надо хорошо знать. А не только ее последние лет пять.
а так, избавившись от детских болезней оказался вполне неплохим, крепким пилотом, что однако пожалуй даже меньше, чем от него ожидали по младшим сериям в свое время
С Пересом тем более неоднозначно - сначала его возносили как громкое открытие, затем после неудачного перехода в Мак начали многие клеймить зарвавшимся рентой
а так, ожидания - вещь эвфемерная, у каждого они свои. я например ожидал несколько большего от Росберга когда он пересел на хорошую машин, а кто-то вон считает что он и так прыгает выше головы
Все кто приходит в F1 имеют деньги...
Я знаю один "случай" Peter Sauber оплатил приход в F1 гонщика - кого???
потом проигрывать Боттасу это так плохо?
финика пока еще никто не бил в Ф1. Квят уже устроился на разгром от Верня.
Риккардо умеет побеждать! даже в этом печальном для РБ сезоне привез для команды 3 подиума. Напарник в это время тошнил где-то позади и надеялся, что австралиец чо-нить для него вывезет(Венгрию)
"Он ездит как моя бабушка" - кто сказал так о Нилле? ( один Великих пилотов F1)