Триумф Хэмилтона и еще 5 итогов Гран-при США
Коронация чемпиона, кошмар для «Ред Булл» и масса ошибок и вылетов – Глеб Каланов резюмирует гонку в Остине.
Чемпионский стиль: Льюис Хэмилтон
Гран-при США наглядно продемонстрировал, кто и почему в этом сезоне стал чемпионом мира. На старте Хэмилтон в очередной раз показал, кто в «серебристой» берлоге хозяин, жестко, но в пределах правил оттеснив Росберга и возглавив гонку. Затем проявил себя матерым волком в борьбе с пытавшимся захватить лидерство Квятом, хладнокровно отбив все атаки россиянина. А оказавшись позади напарника и двух «Ред Булл», включил все внутренние резервы и начал методично расправляться с соперниками. И даже менее удачный выбор тактики, нежели у Росберга, не помешал Льюису в очередной раз опередить партнера по команде, который облегчил задачу англичанину, допустив ошибку на ровном месте.
Льюис Хэмилтон продемонстрировал все качества, присущие настоящему чемпиону – скорость, хладнокровие, спортивную наглость, уверенную борьбу и стабильно высокий темп. Не допустив ни единой ошибки, английский пилот в очередной раз выжал максимум, выйдя победителем даже из сумбурной гонки, в которой Льюису порой приходилось непросто. Хэмилтону на сегодняшний день нет равных – и дело даже не в лучшей машине пелотона, а в убийственной уверенности в себе, помноженной на огромный талант и практически безукоризненный пилотаж. Англичанин – лучший гонщик «Формулы-1» и вряд ли кто-то сможет оспорить заслуженность его третьего титула.
Росберга откровенно жаль, но немцу некого винить, кроме самого себя. Сегодня все было в его руках – поул, верно выбранная стратегия, гоночный темп, не уступающий Хэмилтону, кроме того, Нико наконец смог обогнать напарника на трассе, но глупый вылет с трассы в завершающей фазе гонки лишил Нико победы и окончательно поставил крест на и без того призрачных шансах побороться за чемпионат.
Этот сезон Росберг проиграл напарнику вчистую, причем винить технику или удачу в этом нельзя – просто Нико и Льюис сегодня пилоты чуть разного уровня. Лицо Росберга после гонки – это лицо человека, получившего жесточайший психологический удар, даже в прошлом году в Абу-Даби немецкий пилот смотрелся веселее. Сегодня же Нико постигло разочарование, и я не уверен, что гонщик «Мерседеса» сможет оправиться от такого даже спустя год-два.
Кошмар этапа: «Ред Булл»
В стане австрийской команды Гран-при США постараются забыть как можно скорее – даже провал на Гран-при Австрии меркнет рядом с перфомансом в Остине. А как прекрасно все начиналось – после отличной квалификации в дождевых условиях, когда недостатки силовой установки «Рено» не имели решающего значения, Риккардо и Квят начали гонку со второго ряда. И старт «энергетикам» удался прекрасно – воспользовавшись контактом «серебряных стрел», гонщики «Ред Булл» выбрались на вторую и третью позиции и устремились в погоню за Хэмилтоном. Однако оба болида были явно настроены на дождевые условия – видимо, инженеры понадеялись, что погода радикально не улучшится и весь заезд потребности в «софте» и «медиуме» не возникнет. Чем суше становилась трасса, тем отчетливее было видно, что «Ред Булл» становится медленнее относительно соперников.
У «быков» было плохо не только с чистой скоростью – команда явно допустила серьезный тактический просчет, не зазвав пилотов на пит-стоп во время первого появления машины безопасности. Но даже удачный выбор стратегии вряд ли позволил бы забраться на подиум.
Даниэль Риккардо бился как лев и даже умудрился ненадолго возглавить гонку, но уже в середине заезда стало ясно, что вряд ли австралиец сможет финишировать высоко – темп RB11 резко упал и «Медоед» стал терять позиции одну за другой. А затем Риккардо столкнулся с Хюлькенбергом и повредил машину, после чего растаяли последние надежды на хороший результат.
Что касается Даниила Квята, то для русского пилота этот этап стал однозначно худшим в сезоне, и, пожалуй, худшим в карьере. Молодой гонщик смело атаковал Хэмилтона в начале гонки, пытался бороться с Росбергом, но раз за разом допускал помарки, вылетая с трассы и блокируя резину, и в результате откатился далеко назад даже по отношению к Риккардо. Закончилась же гонка и вовсе плачевно: после заезда на траву двумя колесами машину резко бросило в отбойник. Хочется верить, Даниил возьмет себя в руки и в Мексике покажет действительно высокий уровень и безошибочный пилотаж.
Прорыв этапа: Себастьян Феттель
Немец из-за штрафа за замену двигателя был вынужден стартовать с 14-й позиции, но довольно быстро прорвался наверх, чему способствовал отличный старт. В отличие от «Ред Булл», скорость «Феррари» на подсыхающем треке становилась выше, и благодаря верно выбранным моментам для пит-стопа, Себастьян вырвался на подиум, по ходу гонки не раз продемонстрировав отличную борьбу на трассе. Заслуживает внимания скорость Скудерии – обновление мотора явно пошло на пользу SF15-T, алые болиды подобрались к «Мерседесу» еще ближе. На заключительных этапах «Феррари» вполне может всерьез «пободаться» с «серебряными стрелами» за победы.
Герои этапа: «Торо Россо»
Еще большей похвалы, чем Скудерия, за Гран-при США заслужила другая итальянская команда. Этап в Остине стал однозначно лучшим для «Торо Россо» в этом сезоне – болиды конюшни из Фаэнцы не испытывал проблем со сцеплением (в отличие от «старшей» команды) и в итоге полным составом финишировал в очках и впереди «быков».
Макс Ферстаппен и Карлос Сайнс провели великолепную гонку. Юный голландец вновь несколько раз «показал зубы» в плотной борьбе на треке, в частности, заставив попотеть Феттеля и не пустив вперед Райкконена. Ферстаппен отметился не по годам зрелым, безошибочным пилотажем в сложных условиях и в итоге остановился в шаге от подиума. Его напарник потерпел фиаско в квалификации, разбив машину в самом начале первого сегмента и, как и в Сочи, лишившись возможности добиться высокой стартовой позиции. Начав гонку из самого хвоста пелотона, Сайнс великолепно стартовал и начал прорыв наверх – пожалуй, в этой гонке наибольшее число обгонов на счету именно испанца, из которых несколько достойны попадания в хайлайты по итогам сезона. В итоге Карлос смог отыграть аж 14 мест, добравшись до шестой позиции, которая превратилась в седьмую из-за штрафа за превышение скорости на пит-лейн.
Инциденты этапа
Подсыхающая трасса и полное отсутствие тренировок с «сухими» комплектами резины привели к целому ряду ошибок и вылетов по ходу гонки в Остине.
На старте дело дошло до контакта у Хэмилтона и Росберга.
Позади них было не менее жарко – на первом круге Алонсо проколол колесо Грожану, кроме того, умудрились столкнуться два «Заубера» – сломанное переднее антикрыло подпортило гонку Фелипе Насру.
Кими Райкконен вновь огорчил многочисленных фанатов. На этот раз финн вылетел с трассы в гравийную ловушку, однако раллийный опыт не прошел даром – Кими резко покрутил руль и в итоге смог вернуться в гонку, правда, позже все равно оформив сход.
Нико Хюлькенберг мог заработать хорошие очки, но столкновение с Риккардо завершило гонку немца досрочно.
Даниилу Квяту остается лишь извиняться перед командой за обидную ошибку.
Успехи и неудачи
Совсем неудачно Гран-при США сложился для «Уильямса» – обе машины пострадали от технических проблем, досрочно завершив вполне себе перспективную гонку. Впору жаловаться на несовершенную технику и Маркусу Эрикссону – швед мог рассчитывать на очки, но его «Заубер» замер в 11 повороте и стал причиной второго сейфти-кара.
Ромен Грожан в столкновении с Алонсо повредил днище и систему охлаждения тормозов и также был вынужден сойти в начале гонки.
В актив же гонку в Остине обязательно должен занести «Макларен» – парни Рона Денниса всерьез сражались за хорошие очки. Кажется, «Хонде» действительно удалось добиться кое-какого прогресса в развитии силовой установки – дефицит мощности на сухой трассе не выглядел столь катастрофичным, как раньше. Хотя Дженсон Баттон, который сегодня был в числе наиболее впечатляющих пилотов, все равно остался крайне недоволен темпом болида, особенно на скоростных участках. Фернандо Алонсо же шел на пятом месте за десять кругов до финиша – но моторы «Хонда» может и достигли некоторого прироста лошадиных сил, но в отношении надежности этим похвастаться пока не могут.
***
В этом году гонка в США получилась захватывающей, вполне соответствующей тому, что американцы привыкли видеть в местных гоночных сериях – много аварий, выездов машины безопасности (как виртуальной, так и традиционной) и, главное, обилие великолепной борьбы на трассе. Даже то, что результатом сумбура и множества перипетий стал наиболее привычный подиум этого сезона, Гран-при США не испортило. И это – главный успех «Формулы-1», которой в этом сезоне так не хватает качественного зрелища и интриги.
Гран-при США. Хэмилтон – трехкратный чемпион мира
Фото: Gettyimages.ru/Clive Mason, Mark Thompson, Peter Fox
Не соглашусь также с тем, что Хэм лучший гонщик пелетона. Как и не был им Феттель в 2010-2013. Когда парень постоянно выигрывает, кажется что он лучший. Но лучшая машина + завторикелленный напарник = успех. Лучший - это Фонц. Таких сезонов как у Хэма в 2011 и у Фета в 2014 - у гешпанца не было.
А вообще, это не Формула-1, а какой-то отстой. И сегодняшняя гонка это показала. Сильная команда, которая строит отличную машину борется за победу, но стоит трассе высохнуть, как выясняется что у нее отвратный двигатель, и ее легко все объезжают. А нормальный двигатель ей ссыт предоставить, потому что зачем лишний конкурент? Черт возьми, за что вручает Кубок Конструкторов? Вручайте кубок мотористов. Такая зависимость от моторов - самого сложного узла в машине - это просто смешно! Такого не должно быть! Моторы должны быть примерно равны, а инженеры должны соревноваться в лучшей аэродинамике, разработкой подвески для улучшения механического сцепления, в улучшении работы коробок передач. Но сейчас в этом нет никакого смысла, если у тебя говеный мотор. Прекрасно понимаю почему Матешиц взбешен и хочет уйти. Какой смысл тратить сотни миллионов на все это?
Все твердят про какую-то технологическую хрень, которая будет потом в дорожных машинах. Ой, какой у нас замечательный керс (в задницу его засуньте, вместе с приусом), ой, какой замечательный тепловой генератор, да все это херня! Раньше каждый год были какие-то интересные инженерные решения, которые могли перевернуть расклад сил с ног на голову: демпферы масс в Рено в 2006-м, читерская Феррари 2007-ого, двойной диффузор РБ в 2009-м, воздуховод Макларена в 2010-м, гнущиеся антикрылья РБ в 2011-м. Каждый год что-то новое было! А сейчас уже второй год мы знаем что у Мерседеса лучший движок, и все. Баста.
Берни должен срочно что-то решить с этим. Сезон 2010 или 2012 должен повторяться каждый год. А сейчас - тоска.
Чемпионский стиль? Еба, херачить мимо апексов, кое-как сдерживать и в итоге не сдержать Медоеда на говнорено, а потом когда трасса подсохла ехать на 25 км/ч на прямой быстрее без ДРС как от стоячих уходить от РБР - вот это чемпионский стиль. Но не Хэма. А самовозки Мерседес.
Нико уныл. Очень печален. И ведет он себя странно. И все ухмылки в его адрес заслужены, потому что он ведет себя сам странно. И лажает в каждой гонке. Посмотрите подиум. Как на него Падди Лоу смотрит. Как на мудака. Потому, что он ведет себя как мудак.
Фуры, пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста. Дайте в следующем сезоне бой мерседесам. Смотреть это говнецо просто невозможно. На своих не надеюсь, им Хонду еще сезона 2 рашпилем обрабатывать. Ну хоть вы обламайте Нигру :(
p.s. тут был постец со статистикой. Времена доминирования РБР были шикарными, это факт. Доминирование мерседеса - это даже хуже, чем доминирование феррари эпохи Шуми.
1. Двигатели. Бернард может хотеть и озвучивать, что угодно, но повлиять на автогигантов он не может, потому что сам дал им огромную свободу. Если Даймлер не хочет давать свои боевые движки конкурентам, то они их и не даст.. Что можно сделать с этим? Да ничего... Кто может их заставить? Никто... В крайнем случае соберут манатки и уйдут.. С Феррари та же история - не даем и все...На чем будет ездить половина пелетона? И эта половина согласна на второсортные движки и ПО, потому что бизнес у них такой.. им уже не нужны победы, достаточно спонсорских денег + от Берни перепадает в конце года.. Сейчас Бернард завел разговор об альтернативном производителе дешевых двигателей, которые могут быть мощнее нынешних... Считаю, что он бредит, ибо ни Хонда, ни Рено (это отдельная песня) такой агрегат создать не смогли, а независимый, например, Косворт склепает его на коленке... Если это такой шантаж Мерса и Феррари, то это абсолютный фэйл...
2, Технологическая хрень:-) Говорил об раньше, скажу сейчас - на современных серийных, доступных большинству автомобилях от технологий Ф1 разве что подлепестки имеются, и то в большинстве случаев это опция... Ну и гибриды с их рекуперацией энергии.. аха вот тут у меня в КЛ есть знакомый, который на хондовском гибриде ездит, и расход почти такой же как и на обычном седане, а цена выше... Потом, турбодвигатели - они всегда были сложнее в эксплуатации чем атмосферники и ресурс турбины ограничен... ОК, возможно новое поколение движков будет другим, но сколько лет понадобится, чтобы эта технология пришла на дороги и, самое главное, стала доступной?
3. РБ. Вот все говорят, что РБ сами загнали себя в нынешнюю ситуацию с движками.. мол не надо было ругаться с Рено, так как с ними они выиграли 4 титула, друзей в беде не бросают, бла-бла... Легко рассуждать не вкладывая денег, которые вкладывает Матешиц.... Всем понятно, что Рено расслабилось завоевывая титул за титулом и профукали развитие турбодвижка... После того, как по результатам прошлого года французы выводов не сделали, то РБ открыто стал называть вещи своими именами - двигатель дерьмовый... когда недалекому человеку тебе нечем крыть, то он становится в позу обиженного, что и сделали ребята из Рено во главе с Карлосом... Мол, мы вас 4 года... Да мы... И вообще... Вот только ребята из Рено не вспоминали, что их движок за эти 4 года никогда не был самым мощным... кто на прямых выжимал максималку? Правильно, даймлеровские движки... Что приносило РБ (как в свое время и Уильямсу и Макларену) победы? Правильно, гений Ньюи.. Правильно говоришь, на сегодняшний день Мерс (и даже клиенты) имеет такой движок, что никакая аэродинамика Ньюи не поможет.. ну разве что в дождь... Что делать РБ? Искать эксклюзивные варианты с VW - долго, как-то уговаривать Хонду/Денниса - сложно, покупать производителя двигателей и делать свои - затратно, оставаться с Рено - на настоящий момент бесперспективно, уходить - реально...
Вот так жадный Бернард довел Ф1 до нынешнего состояния... Я вообще ему удивляюсь, вроде чел из мира автогонок, сам управлял частной командой и своими же руками уничтожает идею конкурентоспособных частников... В регламенте надо было прописывать, что производители должны поставлять идентичные движки и ПО всем клиентам.. Может тогда не возникла бы нынешняя ситуация с клиентами... А как защитить команды от повторения ситуации с РБ я даже не знаю.. тоже, наверное, надо что-то прописывать в регламенте...
Пересмотри на досуге сезон 2007. Да, у Хэма и Фета указанные сезоны были никакими. но они не боролись за победу в чемпе, у них не было лучшего болида, ну слили напарникам и слили. У Феди был а) лучший болид, б) напарник дебютант, с) он действующий 2-х кратный чемп, который Шуми типа победил.
Итого, слив титула, и даже оказался позади дебютанта. Не надо ля ля.
Всегда болел за Кими, но вынужден признать, что чемпионство Хэмилтона равно его гоночному таланту. А нытье по поводу самовозок - это не про Формулу: не припомню я, чтобы кто-нибудь выиграл чемпионат на ведре с болтами.
А вот от борьбы двигателей польза действительно может быть. Приус, как я помню, был 3 самой продаваемой машиной в мире во 2 квартале 2012. Сейчас ситуация еще лучше.