7 пилотов, которые могут появиться в «Формуле-1» в 2016 году
Молодые таланты, мешки с деньгами и сбитые летчики – Глеб Каланов рассматривает главных претендентов на свободные места в Большом цирке.
Рынок пилотов в «Формуле-1» в этом году был, пожалуй, самым спокойным за несколько последних лет. Переходы, которых ждали многие, не состоялись, что в итоге привело к удивительной ситуации: в большинстве команд в следующем году места в кокпитах займут те же гонщики, что и в сезоне-2015, а объявлений о соглашениях с новичками нет до сих пор.
Данное положение необычно и тем, что на пороге «Формулы-1» топчется целый ряд гонщиков – талантливых неофитов, бывших участников чемпионата и платежеспособных рента-драйверов, готовых к выступлению в Большом цирке. Однако количество мест ограничено – какие новые (или старые новые) лица все же могут появиться в паддоке в 2016 году, а чьи перспективы выглядят сомнительно?
Опыт вместо молодости
Таланты Стоффеля Вандорна (на фото) и Кевина Магнуссена неоспоримы – бельгиец в этом году в одну калитку выносит всех оппонентов в GP2, датчанин же проделал нечто похожее два года назад в Мировой серии «Рено» и достойно выглядел в прошлом сезоне на фоне Дженсона Баттона. Тем не менее, оба рискуют в следующем году остаться без «Формулы-1».
Вандорн в этом сезоне – лучший по всем показателям в GP2: на его счету половина поулов, пять выигранных субботних гонок из восьми и колоссальный перевес в более чем сотню очков над ближайшим преследователем. Титул Стоффель теоретически может завоевать уже в Сочи, фактически же бельгиец может забирать главный трофей уже сейчас. Победа в одной из важнейших молодежных серий всего на второй год участия – это солидный успех.
Держать Вандорна за пределами «Ф-1» дальше нет никакого смысла – спортсмен всем все доказал, – но решение «Макларена» продлить контракт с Баттоном еще на год ставит над будущим бельгийского гонщика знак вопроса. И я склонен согласиться с боссом его нынешнего коллектива «АРТ» Фредериком Вассером, заявившим, что непопадание Вандорна в «Формулу-1» станет позором для автоспорта.
Впрочем, Стоффель еще может себе позволить год без больших гонок – в конце концов, «Макларен» мог бы пойти по пути «Уильямса» и Боттаса и чаще предоставлять бельгийцу кокпит по пятницам и на тестах, – а вот Магнуссену нужно что-то поскорее решать. Датчанин целый год пребывает в анабиозе, и еще один такой сезон может фатально сказаться на карьере. «Макларен» дает понять, что не рассчитывает на парня – Эрик Булье отметил, что препятствовать его уходу никто не будет. Но есть ли место для талантливого, но бедного и неопытного гонщика в нынешней меркантильной «Формуле-1»?
Юнцы «Мерседеса»
Вандорну и Магнуссену будет нелегко оказаться в «Формуле-1» еще из-за скромных возможностей «Макларена» в сфере трудоустройства своих питомцев. А вот у «Мерседеса» такой проблемы нет – будучи поставщиком лучших на сегодня моторов, «серебряные стрелы» могут включать представителей молодежной программы в торг с командами.
Тем более что посмотреть тут есть на кого. В первую очередь – на Паскаля Верляйна (на фото), лидера ДТМ и почти чемпиона этой кузовной серии. «Мерседес» связывает с демонстрирующим великолепную скорость немцем большие надежды, и то, что Паскаль в скором времени получит свой шанс, сомнений нет. В середине сезона слухи связывали Верляйна с «Форс-Индией», но та уже подтвердила состав пилотов на следующий год, поэтому следующим в списке приоритетов оказался «Манор», которому со следующего сезона «Мерседес» будет поставлять моторы.
Паскаль уже не раз участвовал в тестах «Формулы-1», и «Манор» должен стать еще одним промежуточным шагом по лестнице, ведущей вверх – в случае успешного сезона в конюшне-аутсайдере немецкий гонщик сможет перейти в «Форс-Индию» или «Уильямс», а то и вовсе в главную заводскую команду. Впрочем, переоценивать юного спортсмена тоже не стоит – ДТМ существенно отличается от гонок с открытыми колесами, и победы в «кузовах» не обязательно конвертируются в успехи в «Формуле-1». Нельзя забывать и пример Пола ди Ресты – еще один протеже «Мерседеса» и чемпион ДТМ, который в «Формуле-1» вроде бы и не провалился, но и ничем не запомнился, исчезнув из паддока незамеченным.
Другой участник программы развития молодых талантов «Мерседеса» – Эстебан Окон, сейчас сражающийся за титул в GP3. Весьма занятна динамика результатов француза – он сама стабильность, последние семь гонок неизменно завершал на второй позиции. Талант Окона в лишних доказательствах не нуждается – в прошлом сезоне он выиграл европейскую «Формулу-3», в числе прочих опередив Макса Ферстаппена. Французский пилот вполне готов выступать в «Формуле-1» – два года назад Даниил Квят выиграл GP3 в том же возрасте и после этого в Большом цирке не затерялся. Удивительно то, что Окон может сходу оказаться в очень приличном коллективе – слухи связывают Эстебана с «Рено», который в следующем году, возможно, будет использовать моторы «Мерседес» и в рамках этой сделки сделает француза боевым пилотом. Главное, чтобы в этом случае Окон не нахватался дурных привычек от веселого Пастора Мальдонадо.
Экзотика
В «Маноре», самом бедном коллективе чемпионата, готовы посадить за руль кого угодно, лишь бы тот платил деньги. В этом году с рента-драйверами на рынке как-то туговато – можно выделить разве что Рио Харьянто с мешком миллионов от нефтяной компании Petramina. Соответствие индонезийца уровню «Формулы-1», мягко говоря, вызывает сомнения – Рио выступает уже четвертый год в GP2 и лишь недавно начал побеждать. При этом в личном зачете он лишь четвертый, и уступает, например, дебютанту серии Сергею Сироткину. Даже Фабио Ляймер, выигравший титул за четыре года, «Формулу-1» ничем не заинтересовал – впрочем, у него не было поддержки не считающих денег нефтяников. «Манор», перманентно нуждающийся в средствах, вполне может сделать Харьянто боевым пилотом – что ж, по крайней мере, в чемпионате вновь может появиться гонщик из Азии, Берни будет доволен.
Второй шанс
Из числа покинувших «Формулу-1» вернуться в паддок желают многие, но реальные шансы, пожалуй, имеют пока лишь двое. Жан-Эрик Вернь (на фото), может, и не блистал, но уж точно заслужил право носить комбинезон боевого гонщика – но что поделать, Гельмут Марко был суров, а мест в «Ред Булл» и «Торо Россо» на всех не хватило. Однако судьба может подкинуть французу второй шанс – «Рено» всерьез рассматривает кандидатуру Жана-Эрика на замену уходящему Ромену Грожану. За Верня говорит его опыт, национальность, немаловажная для «Рено» и для известного патриота Алена Проста, желающего видеть за рулем соотечественника, а также сложившаяся репутация сильного гонщика – достаточно вспомнить потрясающий пилотаж на Гран-при Сингапура 2014 года. Против – отсутствие какой-либо поддержки за спиной и статус «сбитого летчика».
В «Хаас Рейсинг» же заявили, что одним из их пилотов в 2016 году обязательно станет резервный гонщик «Феррари» – Вернь или Эстебан Гутьеррес. Туда Жану путь, скорее всего, теперь закрыт – маловероятно, что американская команда захочет иметь в составе двух французов, маркетинговая служба будет недовольна. Немаловажен и фактор отсутствия спонсоров, которые есть, например, у Гутьерреса. Пусть Эстебан и не ровня Верню, да и вообще звезд с неба не хватает, зато у него есть поддержка ряда мексиканских компаний, а его национальность как раз позволит привлечь дополнительный интерес к команде в США, где живет много выходцев с его родины. Быть может, Гутьеррес не тот, кого хотели бы видеть поклонники «Формулы-1» на стартовой решетке следующего сезона, но деньги решают многое.
Фото: globallookpress.com/Panoramic; Gettyimages.ru/Alex Grimm/Bongarts, Robert Cianflone
Бёрд, Ляймер, Палмер, Вальсекки, Да Кошта, Фряинс. Список может пополниться Ван Доорном и Магнуссеном.
Из перечисленных в статье, Харьянто, Гутьерес - однозначное дно. Вернь неубедителен. Блеснуть разок может, но стабильности нет + проблемы в квалах. Верляйн - может быть интересен, надо смотреть. Магнуссен не убедил в маках в том году. Возможно попал в неудачное время и место. Дебютировал бы в ФИ, мог бы укатать Халка и набрать репутацию, а так только вспоминаешь про задатки. Окону еще бы сезончик в ГП2 было бы в идеале. Как и Квяту в свое время, но там из-за фактора Уэббера пришлось рвать когти.
А вот Иван Дорн должен быть в Ф1 обязательно и уже в следующем году! Маки должны из кожи вон лезть, но пристроить его в Лотус или хотя бы Манор. Ну или отдать все пятницы по крайней мере.
Реально жалко только Фряйнса, но там его менеджмент мутил непонятное с завышенными требованиями.
ВанДорн и Магнуссен пока еще никаких шансов не потеряли, хотя у Кевина он уже был и шикарный, не сказать что он его использовал.
Короче по каждому примеру можно найти логичные контраргументы, которые никак не будут связаны ни с деньгами, ни с Берни.
Сейчас ужесточились правила получения суперлецензии, теперь безнадежным денежным мешкам придется лет 5-10 ть баллы набирать в младших сериях. Хорошо для талантливых пилотов, не очень для бедных команд.
пс. про аналогию с футболом - бред, это как в условную Барселону брать лучшего бомбардира 1-го дивизиона с требованием постоянного места в основе. У команд есть свои маркетинговые интересы и свое видение составов.
Единственное здравое зерно - обязать ФИА или лично Берни создать собственную команду, где забронированы места для победителя новой Ф2 и серии Рено, например. Но это будет стоить в районе 100миллионов и вряд-ли команды и дирекция чемпионата на это пойдут, да и текучка там будет адова.
Из перечисленных в статье, Харьянто, Гутьерес - однозначное дно. Вернь неубедителен. Блеснуть разок может, но стабильности нет + проблемы в квалах. Верляйн - может быть интересен, надо смотреть. Магнуссен не убедил в маках в том году. Возможно попал в неудачное время и место. Дебютировал бы в ФИ, мог бы укатать Халка и набрать репутацию, а так только вспоминаешь про задатки. Окону еще бы сезончик в ГП2 было бы в идеале. Как и Квяту в свое время, но там из-за фактора Уэббера пришлось рвать когти.
А вот Иван Дорн должен быть в Ф1 обязательно и уже в следующем году! Маки должны из кожи вон лезть, но пристроить его в Лотус или хотя бы Манор. Ну или отдать все пятницы по крайней мере.
Единственный полный шлак - Мальдонадо, да, но он показал что может выигрывать, а его спонсоры - тащить целую команду и его напарника тоже.