Мычание телят. Почему «Ред Булл» не покинет «Формулу-1»
Глеб Каланов – о шантаже и почти безвыходном положении австрийской команды.
История альянса «Ред Булл» и «Рено» близка к завершению – недавно Карлос Гон официально подтвердил, что в Милтон-Кейнсе могут не рассчитывать на сотрудничество с французским автопроизводителем; глава «Рено» раздраженно заметил, что вся слава от совместных побед всегда доставалась «Ред Булл», но как только пришли поражения, виновниками всех бед назначили мотористов из Вири. У Дитриха Матешица (на фото – справа) своя правда – проигрывать неприятно, особенно когда ты совершенно отвык это делать.
Вместе с крахом союза рискует уйти в историю и сама команда «Ред Булл» – во всяком случае, об этом говорят ее первые лица. Что привело к критической ситуации и стоит ли воспринимать угрозы Гельмута Марко и Кристиана Хорнера всерьез?
Страх за себя
Когда «Ред Булл» пошел на открытый конфликт с «Рено», в Милтон-Кейнсе вряд ли ожидали трудностей со с сменой поставщика моторов. Вариант с переходом к «Мерседесу» летом казался вполне вероятным – «серебряные стрелы», отличающиеся демократизмом в отношении клиентских команд, вроде были не против снабжать «быков» новыми силовыми установками. Но поскольку с мотором «Мерседеса» австрийская команда почти наверняка стала бы всерьез претендовать на победы, в Штутгарте испугались – понимая, на что способен технический штаб «Ред Булл», совет директоров немецкой компании отказался от сотрудничества с прямыми конкурентами. По слухам, окончательное решение принимал лично глава «Даймлера» Дитер Цетше.
«Мерседес» отказался вручать сопернику лучшее оружие против самих себя – это стало было бы авантюрным ходом, способным поставить под сомнение доминирование в чемпионате немецкой марки. Но что теперь делать «Ред Булл»? Единственный вариант – сотрудничество с «Феррари».
Дареному коню…
Моторы «Феррари» не столь хороши, как аналоги от «Мерседеса», но конкурентоспособны при наличии достойного шасси. Впрочем, для «быков» есть принципиальный момент – двигатели должны быть такими же, как и у самой Скудерии, чтобы на равных бороться с заводскими конюшнями и претендовать на чемпионство. Подобное требование может сделать сотрудничество «Феррари» и «Ред Булл» невозможным и оставить австрийскую команду без моторов на следующий сезон.
В Маранелло готовы поставлять силовые установки, но лишь «Б-версию» – технику предыдущей спецификации или вовсе годичной давности. Нет сомнений, что новая версия силовой установки, которую инженеры Скудерии подготовят в межсезонье, будет превосходить нынешние агрегаты «Феррари», и превосходить серьезно – вероятно, речь будет идти о разнице в 30-40 л.с., не говоря о весе и эффективности расхода топлива. При этом поставка прошлогодних двигателей Скудерии другим командам допустима, в отличие от «Мерседеса», которому невыгодно с экономической точки зрения одновременно производить силовые агрегаты двух разных спецификаций. Сделка с «Ред Булл» на таких условиях дала бы возможность «Феррари» разом решить две задачи: заполучить нового клиента вместо уходящего «Манора» (а комплект турбированных V6 на сезон обходится командам в 25-30 млн долларов) и одновременно обезопасить себя от серьезного соперника, способного запросто опередить Скудерию с таким же мотором под кожухом.
«Ред Булл» по понятным причинам подобное не устраивает.
«Как клиент, вы получите мотор, который хорош настолько, чтобы отбирать очки у конкурентов заводской команды, но не настолько силен, чтобы опередить заводскую конюшню. С такой силовой установкой мы больше никогда не станем чемпионами мира, и если так и произойдет, наш интерес к гонкам пропадет» – заявил Дитрих Матешиц.
Австрийцы уверены в себе и идут ва-банк: сначала публичный конфликт с «Рено», затем требование конкурентоспособных моторов и переговоры с позиции силы с «Феррари». В Милтон-Кейнсе понимают, что их уход станет сильнейшим ударом как по «Формуле-1», так и по остальным участникам чемпионата мира и потому позволяют неприкрытый шантаж. Очевидно, что коллектив надеется и на теневую поддержку промоутера серии Берни Экклстоуна, который заинтересован не просто в продолжении выступлений «быков», а в их возвращении в борьбу за титул.
Учитывая связи «Ред Булл» с Берни и значение команды для чемпионата, нет сомнений, что англичанин попытается надавить на «Феррари». Сейчас подача на стороне «Феррари» и решение, так или иначе, за Серджио Маркионне, который, впрочем, не спешит предоставлять «Ред Булл» козыри.
Мрачные перспективы «Торо Россо»
Небольшая итальянская команда может очень серьезно пострадать от разрыва с «Рено». Дело в том, что по Договору согласия производители моторов не могут поставлять движки более чем четырем конюшням, а квоты «Мерседеса» и «Феррари» уже фактически заполнены, и у Фаэнцы останется не самый лучший вариант.
Контракт «Хонды» на эксклюзивное партнерство с «Маклареном» истекает в конце этого года, так что теперь японцы смогут поставлять движки всем желающим. «Хонда» будет рада клиентам – они помогут отбить затраты на разработку провального агрегата. А вот в «Торо Россо» счастливы точно не будут: кто знает, возможно, даже нынешние «Рено» не будут уступать в мощности японского V6 образца 2016 года.
Что ждет Квята?
Возможное сотрудничество австрийского коллектива с «Феррари» должно сказаться на карьере русского гонщика положительно. Во-первых, Квят наконец-то получит возможность регулярно бороться за подиумы, особенно если «Ред Булл» удастся заполучить те же моторы, что и у заводской команды Скудерии. Во-вторых, по слухам, «Феррари» серьезно заинтересована в гонщиках «Ред Булл» и «Торо Россо», и хочет включить в сделку возможность их перехода в Маранелло. Речь идет в первую очередь о Даниэле Риккардо и Максе Ферстаппене. Учитывая высочайший уровень конкуренции в гоночной империи «быков», вероятный уход одного из собратьев по молодежной программе «Ред Булл» для Даниила ничего плохого не несет, а лишь увеличивает шансы закрепиться в Милтон-Кейнсе надолго. Есть и третий вариант, при котором сам Квят в станет рекрутом Скудерии – что тоже неплохо.
Если же «Ред Булл» покинет чемпионат, то перспективы Даниила в «Ф-1» окажутся под угрозой – вакансий в пелотоне становится все меньше и русский гонщик рискует остаться без команды. Ситуацию неприятна и тем, что единственным солидным спонсором Квята является сам «Ред Булл».
Фактор «Фольксвагена»
Анализируя угрозы австрийцев уйти из «Формулы-1», смотреть нужно не только в сторону Маранелло, но и в сторону Вольфсбурга – города в Германии, где базируется «Фольксваген Групп». Предполагается, что совет директоров «Ауди» (входящей в «Фольксваген Групп») достиг согласия по вопросу о приходу в «Формулу-1» в 2018 году – концерн объединится с «Ред Булл» и свернет участие в других гоночных сериях. Именно к сезону-2018 ожидаются серьезные изменения в области технического регламента, которые должны «Формуле-1» вновь стать привлекательной в глазах автопроизводителей. Кроме того, «Ауди» необходимо время, чтобы создать конкурентоспособный двигатель – на это необходимо 2-3 года.
Слухи о приходе «Фольксвагена» ходят давно, но до сих пор оставались на уровне спекуляций. Сейчас же немецкому концерну и вовсе должно быть не до «Формулы-1» – компании грозит огромный штраф в 18 миллиардов долларов (который может стать самым большим в истории автомобилестроения) за обман властей США в области экологических норм. Немцы вынуждены отозвать около полумиллиона машин в США, а стоимость акций компании на Франкфуртской фондовой бирже уже упала на 35% и, возможно, это только начало – руководство «Фольксвагена» уже признало вину, и теперь их автомобили могут проверить на нарушения и в других странах. В частности, Южная Корея также заявила о начале аналогичного расследования.
С другой стороны, даже серьезные санкции могут не помешать «Ауди» прийти в «Формулу-1», если «Фольксваген» действительно в этом заинтересован. В конце концов, для компании с годовым оборотом в более чем 200 млрд. долларов 18 миллиардов штрафа – это очень, очень неприятно, но тем не менее не смертельно. Способов возместить потери много, и при этом вовсе не обязательно отказываться от «Формулы-1». По крайней мере, участие в чемпионате WEC двумя брендами (и двумя совершенно разными двигателями) обходится «Фольксвагену» куда дороже, чем стоила бы разработка турбированного V6 для «Формулы-1». Также следует отметить, что «Ред Булл» готов взять на себя финансирование объединенной команды – это серьезно уменьшит денежные затраты «Ауди» на «формульную» программу.
К тому же во главе концерна уже нет Фердинанда Пиха, который находился в крайне сложных, полных взаимной неприязни отношениях с Берни Экклстоуном. Впрочем, его сменщик Мартин Винтеркорн просидел в кресле генерального директора недолго – сегодня менеджер ушел в отставку из-за скандала с дизельными двигателями в США, а это может означать очередной пересмотр взглядов компании на «Формулу-1».
Покинет ли «Ред Булл» чемпионат?
Если «Ред Булл» действительно ведет переговоры с «Фольксвагеном», то шантаж «Феррари» может закончиться ничем. В случае грядущего объединения с «Ауди» австрийская команда не сможет покинуть «Формулу-1» на пару лет и спокойно вернуться обратно – за это время инженеры коллектива разбегутся, а мощный технический штаб попросту потеряет хватку, не говоря уже о гневе и штрафных санкциях Экклстоуна. Такие условия вряд ли устроят и «Ауди» – «быкам» придется согласиться на прошлогодние моторы «Феррари», поскольку других вариантов действительно нет. Возможно, команде предстоит пережить сложных двухлетний переходный период.
Вероятно, «Ред Булл» не следовало убивать связь с «Рено», но конюшня из Милтон-Кейнса совершенно отвыкла проигрывать и не намерена тратит попусту время даже в ожидании гипотетического прихода «Ауди». Однако даже если слухи про «Фольксваген» окажутся ложью, а «Феррари» будет упрямиться, в возможность ухода «Ред Булл» все равно не верится – слишком много для австрийского концерна значит «Формула-1», и слишком много для «Формулы-1» значит команда из Милтон-Кейнса. Хитрый Экклстоун наверняка поможет найти верное решение.
Фото: globallookpress.com/Imago/Crash Media Group, Hoch Zwei; Gettyimages.ru/Mark Thompson (3,4)
Speedweek: «Ред Булл» покинет «Формулу-1» в 2016 году, если не получит двигатели как у «Феррари»
Гельмут Марко: «Гран-при Абу-Даби может стать для «Ред Булл» занавесом»