Что нужно знать о Гран-при Италии
Момент истины для Росберга и «Пирелли», шанс для Мальдонадо и самый плотный финиш в истории «Формулы-1» – в предисловии к гонке в Монце.
Аутодромо Национале ди Монца
Количество кругов: 53
Длина круга: 5,793 км
Дистанция гонки: 306,720 км
Количество поворотов: 11
Самые высокие скорости, самые неравнодушные фанаты, самая старая трасса – все это про «Аутодромо Национале ди Монца» в Италии, один из «самых-самых» треков для пилотов и болельщиков в «Формуле-1». На этой трассе писались ярчайшие и чернейшие страницы в истории автоспорта – в Монце одерживались потрясающие победы и гибли замечательные гонщики, здесь раз за разом били рекорды скорости и, наверное, ни одна гонка в пригороде Милана не проходила без аншлага. Тифози «Феррари» заполняют трибуны автодрома из года в год, неистово поддерживая Скудерию на ее домашнем Гран-при и создают фантастическую атмосферу, которой больше нет ни на одной трассе мира.
За все это и любят Монцу, поэтому новости о том, что в скором времени «Ф-1» может надолго покинуть легендарный автодром, вызывают оторопь и ужас – чемпионат мира просто не имеет права лишиться культового Гран-при. Берни Экклстоун уже не раз показывал, что в его мире нет ничего святого, кроме денег – англичанин и сейчас пытается вытянуть из организаторов итальянской гонки средства, не желая идти на уступки. Судьба этапа решится в сентябре, и хочется верить, что стороны все же сумеют договориться – благо на стороне организаторов Андреа Дель’Орто и Ивана Капелли правительство Италии и «Фиат».
Конфигурация «Аутодромо Национале», на первый взгляд, не слишком примечательна, но это лишь иллюзия – на деле здесь есть и прекрасные места для обгона, и сложные участки, где легко совершить ошибку. И конечно, это трек, где от мощности мотора зависит все – именно в Монце гоночные машины показывают себя во всей красе, на пределе возможного.
Стартовая прямая – очень длинная, завершающаяся серьезным торможением перед поворотом «Реттифильо», подходящим для проведения обгона. В 2011 году Витантонио Лиуцци позабавил публику оригинальным вхождением в поворот боком – «страйк», достойный чемпиона мира по боулингу, но вряд ли уместный в «Формуле-1»:
Далее идет «Курва Гранде», вираж, который проходится на полном газу, и где также можно провести лихую и красивую атаку, в стиле Себастьяна Феттеля в гонке того же года:
Закрепить успех можно в «Роджии», где нужно активно атаковать поребрики, но перед этим необходимо быть осторожным на торможении, и не вылететь с трассы или в соперника:
Затем – небольшой разгон и двойной «Лесмо», на выходе из которого следует прямая с небольшим изломом «Серральо», заканчивающейся скоростной шиканой «Варианте Аскари», увы, названной в честь погибшего здесь итальянского чемпиона мира Альберто Аскари.
После выхода из шиканы следует еще одна прямая, которая завершается знаменитой «Параболикой» – скоростным поворотом, выводящим на главную прямую. Здесь пилоты рано используют газ на выходе, от этого напрямую зависит скорость на последующей прямой. Терять контроль над машиной здесь чревато серьезными последствиями.
В центре фокуса
Надежность шин «Пирелли»
Между уик-эндами в Бельгии и Италии «Пирелли» вновь пришлось выступить в роли главного объекта недовольства со стороны команд и пилотов. Взрыв покрышки на болиде Себастьяна Феттеля в Спа поднял очередную волну критики в адрес итальянских шинников – «Феррари» упустила подиум на последних кругах, кроме того, ситуация выглядела действительно опасной – если бы подобное произошло в скоростном повороте, то итог мог бы быть серьезнее. ФИА готова в случае повторения инцидента уже на Гран-при Италии ограничить количество кругов, которое болиды смогут проехать на одном комплекте шин. Неудивительно, что в Монце к работе «Пирелли» внимание будет повышенным – причины поволноваться и впрямь имеются.
В то время как износ шин не должен быть высоким, на итальянском автодроме резина испытывает серьезную физическую нагрузку при разгонах и торможениях, вызванная скоростным характером трека и настройкам болидов на низкий уровень прижимной силы. Также пагубно влияет на состояние покрышек высокая скорость вращения колес. Иными словами, существует риск, что резина достигнет критического порога жизненного цикла до того, как значительно потеряет в эффективности, что станет крайне неприятным сюрпризом.
Ситуация может усугубиться тем, что некоторые пилоты, вероятно, попробуют проехать дистанцию с одной остановкой в боксах – в Монце на пит-лейн тратится слишком много времени (из-за очень высокой скорости прохождения круга), чем на большинстве других трасс. Стоит отметить, что «Пирелли» на этот раз избрала для домашнего Гран-при мягкий и средний составы покрышек, хотя последние три года итальянские шинники привозили в Монцу жесткую пару «медиум» и «хард». В свете инцидентов с Росбергом и Феттелем в Бельгии, а также высокими скоростями, царящими на «Аутодромо Национале», все это не может не вызывать беспокойства. Как команды подойдут к выбору стратегии на гонку и сможет ли «Пирелли» отработать без нареканий на домашнем Гран-при?
Момент истины для Росберга
После гонки в Спа немецкий гонщик находится в затруднительном положении – впервые в сезоне его отставание от Хэмилтона превысило 25 очков, и теперь даже в случае схода англичанина и победы самого Росберга возглавить чемпионат второму пилоту «Мерседеса» не удастся. Еще одно поражение во внутрикомандной дуэли сделает гандикап между двумя пилотами «серебряных стрел» угрожающим. В прошлом году именно с Монцы началось доминирование Хэмилтона, которое в итоге принесло англичанину титул – и если Росберг все еще хочет выиграть чемпионат, начинать «бить» Льюиса ему надо прямо сейчас. Сможет ли он отпраздновать рождение сына гоночным триумфом?
Сомнительно, что у «серебряных стрел» будут достойные конкуренты в Италии – это самая «моторная» трасса сезона, поэтому упустить победу «Мерседес» способен лишь по собственной воле. Даже в случае провального начала гонки пилот на быстрой машине в Монце способен отыграться за счет симбиоза длинных прямых, мощного двигателя и DRS (которая здесь, впрочем, малоэффективна из-за настроек болидов) – так что «Мерседесу» и Нико стоит меньше бояться повторения проблем на старте. Победа на «Аутодромо Национале» значит очень многое для любого гонщика – и для Росберга это лучший шанс получить над Хэмилтоном психологическое преимущество перед выездной частью сезона.
Фавориты и андердоги Монцы
Помимо «Мерседеса» в число претендентов на подиум следует записать всех клиентов немецкого концерна. «Уильямсу» лучше всего подходят трассы с низкой прижимной силой, новое шасси «Форс-Индии» также позволяет записать эту команду в число соискателей хороших очков. Что же до «Лотуса», то форма конюшни из Энстоуна на скоростной трассе в Бельгии немало удивила – похоже, для E23 чем меньше прижима, тем лучше. Коэффициент лобового сопротивления у черно-золотого болида один из лучших – в Спа именно «Лотус» был среди лидеров по максимальной скорости. Быть может, Пастор Мальдонадо вместо очередной аварии попадет на подиум?
Что касается «Феррари», то сам Маурицио Арривабене признает, что за что-то серьезное в Монце бороться Скудерии будет тяжело. Причина – мотор, который пока не дотягивает до «Мерседеса» в плане мощности.
Еще труднее придется «Ред Булл» и «Торо Россо». Если «быкам» удалось выглядеть конкурентоспособными в Спа благодаря отлично выбранным настройкам и скорости на техничном втором секторе бельгийской трассы, то в Монце такой номер не пройдет. Преимущества шасси RB11 можно проявить разве что в «Параболике», на прочих же участках будут обнажены все недостатки «Рено». Ситуацию не улучшает и штраф за смену силовых установок на обоих болидах «Ред Булл» – Квяту и Риккардо неизбежно придется начинать гонку из глубины пелотона.
Про «Макларен» и говорить не хочется – еще в начале сезона было очевидно, что трасса в Монце станет тяжелым испытанием для команды из Уокинга. С «Хондой» под кожухом на «Аутодромо Национале» сильно не разгонишься, и я буду сильно удивлен, если Алонсо с Баттоном сумеют опередить хоть кого-нибудь, кроме «Манора» в отсутствие у других форс-мажоров. Хотя вот Ясухиса Араи продолжает веселить народ и на днях заявил, что мотор «Хонды» уже превосходит «Рено». Если принять его слова на веру и сопоставить их с результатами команды, то получится, что японский движок установлен на шасси GP3. Сколько кругов отставания от победителя в Монце (ну или хотя бы секунд от «Торо Россо») могли бы заставить Араи признать провальную работу?
Шины и стратегия
«Пирелли» везет в Ломбардию «софт» и «медиум». Труднее всего покрышкам придется в скоростной «Параболике», на остальных участках нагрузка на покрышки обещает быть средней – возможно, некоторые команды рискнут пойти на один пит-стоп.
Пол Хэмбри: «Мы рассчитываем увидеть разумный износ и деградацию. При двух составах, близких по характеристикам, у команд есть разные варианты стратегии. В Монце машины настраиваются на низкий уровень прижимной силы, что повышает нагрузку на резину на разгонах и торможениях – при меньшей роли аэродинамики сцепление с асфальтом в большей степени зависит от шин».
Погода
Квалификация в Монце вполне может пройти на мокрой трассе – вероятность дождей днем приближается к 100 процентам. А вот гонка обещает стать сухой – в воскресенье с самого утра обещают солнечную погоду.
Флэшбэк: невероятный финиш Гран-при Италии 1971 года
Та гонка однозначно входит в число наиболее потрясающих Гран-при в истории чемпионата. Это был фантастический заезд, характер которого больше напоминал NASCAR, нежели «Формулу-1». Гонщики ехали параллельными курсами, у фаворитов отказывала техника, лидеры сменялись один за другим – дольше шести кругов на первой позиции не удалось продержаться никому, а все смены позиций в творившемся хаосе отследить было попросту нереально.
К концу гонки образовалась лидирующая группа из пяти машин, которые неслись практически впритирку друг к другу. Победителем безумного заезда стал англичанин Питер Гетин из команды «БРМ», опередивший Ронни Петерсона на одну сотую секунды! Для Гетина эта гонка стала звездным часом – Гран-при оказался его единственным попаданием на подиум в карьере. Финишировавший пятым напарник Гетина, новозеландец Хоуден Генли, отстал от триумфатора на 0,61 секунды. В нынешней «Формуле-1» повторение подобного просто невозможно – доли секунды, разделившие лидеров на финише, оказались поистине феноменальны и навсегда вписали Гран-при Италии 1971 года в число лучших гонок за всю историю.
Цитаты
Ясухиса Араи пребывает в своем мире: «На данный момент мы уступаем «Мерседесу» примерно 40-50 л.с., но на 25 л.с. опережаем «Рено». Наш двигатель немного уступает мотору «Феррари», но при этом намного лучше двигателя «Рено».
Мартин Уитмарш сожалеет о карьере Райкконена :«Кими меня сильно расстраивает. Он очень умный, быстрый пилот. Бесит, что он сам себя компрометирует. Он не реализовал свой потенциал, – и не собирается это делать сейчас».
Алан Пермейн ждет многого от Гран-при Италии: «Мы можем быть так же быстры в Монце, как в Монреале или в Спа. Подиум для нас – это уже не мечта. Пока что не вижу причин, которые помешали бы «Лотусу» пробиться в заключительный сегмент квалификации и показать хороший результат в гонке».
Тото Вольфф о возможности поставок двигателей для «Ред Булл»: «Если судить с точки зрения перспектив «Мерседеса», нам не стоит заключать соглашения. Наша машина и наши успехи стали результатом тяжелой работы и огромных инвестиций. Мы сами построили собственное господство, в то время как в «Ред Булл» решили, что они не хотят продолжать сотрудничество со своими партнерами. Их философия отличается от нашей».
Даниил Квят надеется на прогресс «Ред Булл»: «Сейчас наша задача заключается в том, чтобы вернуться на привычные позиции, и было бы здорово этого добиться. Я вижу это как строительство новой эры, и уверен в том, что в итоге мы сможем добиться успеха».
Расписание уик-энда
(Время московское)
Пятница
Практика 1: 11:00 – 12:30
Практика 2: 15:00 – 16:30
Суббота
Практика 3: 12:00 – 13:00
Квалификация: 15:00
Воскресенье
Гонка: 15:00
Фото: Gettyimages.ru/Bryn Lennon, Lars Baron
Сто плюсов))
Эта трасса была в этой игре самой классной :). С тех пор просмотрено 24 сезона Ф1 (возможно, с парой перерывов в трансляциях РТР), но эта трасса - воплощение Формулы-1 для меня :).