К чему приведет покупка «Лотуса» компанией «Рено»
Глеб Каланов – о больших переменах в «Формуле-1» в области поставок двигателей.
Сезон-2015 ознаменовался большим количеством разговоров о «Рено» – о ее моторах, которыми активно выражали недовольство клиенты, и о самой компании, которая намерена вернуться в чемпионат с заводской командой. Новое пришествие французского концерна – безусловно, значительное событие для «Формулы-1», которое должно изменить привычный «ландшафт» чемпионата уже в следующем сезоне, в первую очередь, в сфере моторов.
Когда в 2010 году шло обсуждение нового технического регламента, «Рено» была ярым сторонником перехода на моторы V6. В этом нет ничего неожиданного – французская компания не специализируется на спорткарах, как «Феррари», и движки с большим количеством цилиндров ей попросту не интересны. «Рено» первоначально даже активно выступала за идею перехода на двигатели V4, но эта идея не прошла. Тем удивительнее, что именно мотористы из Вири проиграли больше всех от новых правил – силовая установка вышла неудачной и уступила по своим показателям творениям «Мерседеса» и «Феррари».
Тем не менее, руки во французской корпорации опускать не намерены, как этого можно было бы ожидать – напротив, она больше не хочет быть в чемпионате обычным поставщиком моторов. Инфраструктура Энстоуна отлично знакома «Рено», да и она объективно превосходит на порядок, например, базу «Форс-Индии» в Сильверстоуне – так что решение купить именно «Лотус» для создания заводской команды более чем ожидаемо. До оформления сделки осталось совсем немного времени – судя по всему, уже в начале новой недели контрольный пакет акций черно-золотой конюшни будет выкуплен, а у Жерара Лопеса останется 25 процентов. Еще 10 процентов акций приобретет, видимо, будущий босс коллектива Ален Прост. Какие же изменения вызовет это важное событие?
«Рено» может выкупить «Лотус» на следующей неделе
Что это значит для «Рено» и «Лотуса»?
Если сделка не сорвется в последний момент, то это станет настоящим спасением для Энстоуна. Финансирование коллектива в этом сезоне находится на чрезвычайно низком уровне, конюшня даже не может вовремя платить «Пирелли» за поставки покрышек. Ожидается, что «Рено» выплатит все долги «Лотуса», а генеральный директор концерна Карлос Гон, по слухам, уже распорядился выделить на команду бюджет, сопоставимый с объемами финансирования «Ред Булл» и «Мерседес». Что сказать, превращение проблемной конюшни в конкурентоспособную единицу, уверенно стоящую на ногах – несомненный плюс для чемпионата. Энстоун может вновь стать местом базирования одной из лучших команд «Формулы-1» – но так ли безоблачно будущее коллектива?
Во-первых, ситуация с поставщиком моторов на будущий год по-прежнему не ясна. Как это ни парадоксально, если сделка все же состоится, заводская команда «Рено» может использовать двигатели «Мерседес». Казалось бы, нонсенс, но французы всерьез рассматривают такой вариант. И видимо, контракт, заключенный на три года, составлен таким образом, что «серебряные стрелы» не смогут отвертеться от поставки двигателей – вряд ли в «Мерседесе» хотят, чтобы их силовую установку вдоль и поперек изучали конкуренты. С другой стороны, похожая ситуация была с «Маклареном» и «Хондой» в сезоне-2014 – японским инженерам это помогло слабо.
Однако, скорее всего, «Рено» все-таки будет использовать моторы собственного производства, и это скорее минус для команды – сомнительно, что за зиму инженеры Вири смогут резко догнать ушедших вперед соперников из «Мерседеса» и «Феррари». Кроме того, новая машина «Лотуса» разрабатывается именно под силовую установку из Бриксуорта. Вкупе с отставанием в области развития шасси и аэродинамики не исключено, что команда из Энстоуна не добьется существенного прогресса по сравнению с нынешним сезоном. «Рено» необходимо привлечение свежей крови в технический штаб – однако пока что никаких новостей об этом не слышно.
Вызывает вопросы и кандидатура Проста в роли руководителя старой новой конюшни. Если кто забыл, великий чемпион уже однажды рулил командой «Формулы-1» – и удачным тот опыт не назовешь. Выкупив команду «Лижье», француз допустил несколько ошибок, которые привели к колоссальному регрессу конюшни, прошедшей путь от сражения за подиумы до барахтаний в хвосте пелотона и в итоге окончившей банкротством.
Просту вменяли в вину слишком мягкий стиль руководства и принесение в жертву совершенно неуместному в бизнесе «Формулы-1» патриотизму здравого смысла – так, француз разорвал контракт на поставку моторов с «Мюген-Хондой» ради «Пежо» и подписал соглашение с переломанным Оливье Панисом. Оба решения стали чрезвычайно неудачными и во многом сыграли свою роль в падении команды. Чему научил тот горький опыт великого гонщика, изменился ли Прост и потянет ли он должность босса заводского коллектива «Формулы-1»?
Как это отразится на «Формуле-1»
Еще одной стороной, внимательно следящей за развитием событий, является «Ред Булл». В австрийской конюшне не скрывают недовольства неудачно складывающимся сотрудничеством с «Рено» и явно желают разрыва соглашения с французами. Тем более, что свято место пусто не бывает, и «Мерседес», похоже, не против поставлять движки в Милтон-Кейнс. Ситуация осложняется наличием контракта между «Ред Булл» и «Рено» до конца 2016 года, и здесь мяч на половине поля французского концерна – именно в их руках судьба контракта. «Мерседес» дал понять, что не станет вмешиваться и будет готов начать диалог с «Ред Булл» только при условии разрешения всех проблем австрийцев с «Рено».
Тото Вольфф, исполнительный директор «Мерседеса»: «На данный момент у «Ред Булл» есть действующий контракт. Вы должны понимать, что «Рено» – важный промышленный партнер для «Мерседеса», поэтому к данному вопросу надо подходить очень аккуратно. Мы не знаем, как складываются их отношения, и пока «Ред Булл» не решит вопрос с «Рено», мы не будем вступать в дискуссию».
Однако не все так просто. «Рено» даже в случае создания заводской команды по-прежнему не против поставлять двигатели клиентам – «Ред Булл» и «Торо Россо». Для Милтон-Кейнса это, безусловно, плохие новости – в австрийской конюшне не намерены терпеть прозябание в середине пелотона еще один сезон, и хотят вернуться в борьбу за титул как можно скорее – для этого нужна поддержка «Мерседеса». По слухам из Вири, новый французский двигатель, прошедший испытания на стенде, демонстрирует хорошие показатели, и дефицит мощности в сравнении с «Мерседесом» может сократиться до 20 л.с.. Тем не менее, «Ред Булл», похоже, не ожидает от нынешних партнеров многого и по-прежнему надеется перебежать к новым мотористам.
Тот факт, что «Мерседес» готов поставлять двигатели конкуренту, способному запросто лишить их нынешнего доминирующего положения, удивителен лишь на первый взгляд. Во-первых, «Ред Булл» – это глобальный бренд, чрезвычайно популярный во всем мире и особенно среди молодежи: сотрудничество с ним позитивно скажется и на бренде «Мерседес». Во-вторых, подобный шаг удержит «Ред Булл» от возможного ухода из чемпионата, что стало бы колоссальным ударом по репутации и престижу «Формулы-1», и, следовательно, самого «Мерседеса». В-третьих, совсем не факт, что, даже получив аналогичные моторы как у действующих чемпионов мира, «Ред Булл» сможет победить немецкую команду, добившуюся огромного прогресса. А даже если и сможет, то победы производителя газировки будут неотделимы от «Мерседеса». Ну и кроме того, если «Рено» выкупит «Лотус», у немцев останется лишь два клиента – поставки моторов «Ред Булл» и, возможно, «Торо Россо» станут дополнительным источником доходов для «серебряных стрел».
Если сделка «Рено» с «Лотусом» состоится, а соглашение с «Ред Булл» будет разорвано, то «Формулу-1» ожидают масштабные пертурбации на рынке поставщиков двигателей. Французы, скорее всего, будет использовать собственные двигатели, отказавшись от моторов «Мерседес», которые, в свою очередь, получит «Ред Булл». Не стоит забывать также о «Торо Россо» – конюшня из Фаэнцы в этом случае также сменит поставщика силовых агрегатов, и кто им станет, пока что совершенно неясно. Это может быть и «Мерседес», под стать старшей команде, вероятно также возвращение к «Феррари», слухи связывают коллектив даже с «Хондой», которая отчаянно нуждается в клиентах для большей окупаемости «формульного» проекта. Клиенты нужны будут и «Рено», и единственным вариантом для французов станет заключение соглашения с «Заубером», который с приходом «Хааса» перестанет быть приоритетным партнером Скудерии в «Формуле-1».
В то время как разговоры об изменениях технического регламента пока остаются лишь разговорами, а команды не спешат менять составы пилотов, наиболее активные телодвижения происходят именно на рынке моторов. Сделка «Рено» и «Лотуса» станет судьбоносной не только для коллектива из Энстоуна – она может стать триггером значительных перемен в «Формуле-1» и способна серьезно изменить привычную расстановку сил.
Фото: REUTERS/Boris Hovat; Gettyimages.ru/Ker Robertson, Mark Thompson, Charles Coates; Global Look Press/Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com
Выводов, я лично, вообще не нашел. Может быть автор хотел как-то подвести к ним, к выводам?
Есть только "многабукв" которые я уже с десяток раз читал на ресурсах специализирующихся на автоспорте и на Ф-1 в частности.
В общем всё только "нужно", "может" и т.д. и т.п.
Но это ни в коем случае не в адрес Каланова, - так везде пишут!
---
Ну вот насчет Паниса не соглашусь, да Оливье не топ пилот, но медленным он не стал и после переломов. Ну уж не хуже Трулли и всяко быстрее Накано.
В падении результатов виноваты скорее деградация шасси, да и остальные команды фишку Бриджстоуна быстро расхавали и перешли на них.