Алый ренессанс. С чьей помощью «Феррари» снова стала одним из лидеров
Глеб Каланов – о начале новой главы в истории легендарной команды.
3 вещи, на которые нужно обратить внимание
Реструктуризация дает плоды
Запущенный в прошлом году процесс обновления Скудерии проходит неожиданно успешно. Место президента «Феррари» занял Серджио Маркионне, который недрогнувшей рукой отправил в отставку Марко Маттиачи и поставил на его место Маурицио Арривабене, еще одного человека не из автоспорта. Приход такого специалиста, как Джеймс Эллисон, а также приглашение еще целого отряда новых лиц наводили если не оптимистичные мысли, то хотя бы подтверждали окончательный конец «застоя» времен Стефано Доменикали.
Кроме того, в Маранелло вложили огромные средства в модернизацию аэродинамической трубы и покупку современных динамометрических стендов для двигателя и шасси. Но столь быстрый прогресс «Феррари» удивителен – еще в сезоне-2014 алая команда была ближе к середнякам, сейчас же Скудерия является главным и, по сути, единственным соперником «Мерседеса». Признаюсь, я ждал чего-то подобного лишь спустя год.
Ключевым фактором взлета конюшни является успешная доработка силовой установки – если в прошлом году дефицит мощности составлял около 60 лошадиных сил по сравнению с «Мерседесом», то теперь отставание сократилось до минимума. «Феррари» по-прежнему не дотягивает до «серебряных стрел», но, согласитесь, по сравнению с провальным прошлым сезоном нынешняя форма – огромный шаг вперед.
Там, где скорости не хватает, «Феррари» способна взять свое за счет тактики – еще один символ перемен в Маранелло. Ошибочные решения, принятые на командном мостике, стали своеобразной отличительной чертой «Феррари» эпохи Доменикали. Сейчас же команда крайне редко допускает тактические просчеты – напротив, как в лучшие времена, одерживает победы благодаря верным стратегическим решениям (так произошло в Малайзии). Так или иначе, пока что работа Арривабене заслуживает высшей оценки – «Феррари» на подъеме, чего не случалось давно.
Финский вопрос по-прежнему висит в воздухе
Слухи о контракте Кими Райкконена муссируются практически постоянно, и уже успели набить оскомину многим. Действительно, ситуация затягивается и это уж точно не на руку финскому гонщику. Кими уж точно не может занести первую половину сезона себе в актив – на фоне напарника Райкконен выглядел крайне неубедительно, вспыхивая лишь в отдельных гонках. Конечно, часть неудач можно списать на невезение и технические проблемы, однако только этим двукратное отставание от Феттеля по очкам оправдать нельзя.
Корень бед – неудачные выступления в квалификациях, где Кими раз за разом не может выжать из SF15-T максимум. Низкие стартовые позиции не дают добиваться хороших результатов в гонке, несмотря на вполне сопоставимый с напарником темп на длинной дистанции. Кими допускает непростительные ошибки, как это случилось в Австрии, а во время Гран-при Великобритании финн самостоятельно уничтожил себе гонку, приняв решение перейти на дождевую резину на еще вполне сухой трассе.
Среди основных кандидатов в партнеры Феттелю называются Валттери Боттас, Даниэль Риккардо и Нико Хюлькенберг. В начале сезона считалось, что наивысшие шансы из этой троицы именно у Боттаса, однако в последних Гран-при представитель «Уильямса» несколько сник, а Райкконен, напротив, перед летним перерывом провел отличную гонку. Немаловажный фактор в этой трансферной истории – деньги. Скудерия не намерена платить огромную неустойку за Боттаса, и также, похоже, не планирует активировать опцион Райкконена.
Не исключено, что команда намерена предложить Кими новый контракт с более низкой зарплатой на один сезон, однако в таком случае переговоры начнутся лишь после перерыва в чемпионате.
Феттель идет по стопам Шумахера
А вот у Себа пока что все в шоколаде – в «Феррари» вряд ли хоть на мгновение пожалели, что заменили немцем Алонсо. То, как началась в «Феррари» карьера Феттеля, напоминает путь его соотечественника Михаэля Шумахера. Немец блестяще вписался в команду и сходу начал демонстрировать, за что его пригласили в Маранелло. Себастьян на сегодняшний день выглядит настоящим вожаком коллектива, сумевшим объединить команду. Немец смог одержать уже две победы и весь сезон практически не слезает с подиума вместе с пилотами «Мерседес», демонстрируя стабильно высокий уровень в каждом Гран-при. Шумахер в своем дебютном сезоне в Скудерии смог подняться на высшую ступень пьедестала трижды – быть может, к концу чемпионата Себу удастся превзойти достижение Красного барона.
Феттель выглядит счастливым и позитивным, и его настроение, похоже, передается всей команде. Такое чувство, что все в Маранелло просто обожают немца – от Маркионне до рядовых механиков.
«Себастьян Феттель – самый ценный актив команды в этом году, который вместе с нашей командой полностью предан делу и благодаря чему мы стали второй силой в чемпионате» – так отзывается о немецком гонщике Маурицио Арривабене. Такие слова из уст руководителя коллектива говорят о многом.
Также стоит заметить, что обычно злая и требовательная итальянская пресса также не устает нахваливать Феттеля. Сейчас у Себастьяна и «Феррари» длится настоящий «медовый месяц», однако не стоит забывать, что в похожем ключе начиналось и сотрудничество Алонсо со Скудерией.
Оценка техническому штабу: 7/10
В отличие от прошлого сезона, инженерам Скудерии удалось построить куда более конкурентоспособное шасси, а также добиться огромного прогресса в работе над силовой установкой. Джеймс Эллисон взял за основу проект, начатый Николасом Томбассисом, сохранив отдельные узлы автомобиля, такие как передняя подвеска на тягах и основательно его доработал. Однако серьезного прогресса по ходу сезона «Феррари» достичь не удается – алая команда находится по отношению к «Мерседесу» и «Уильямсу» примерно там же, где была в начале года. Эффект от внедрения аэродинамических новинок минимальный, и это не дает поставить техническому штабу «Феррари» более высокую оценку.
Оценки гонщикам
Себастьян Феттель: 9/10
Немец в прекрасной форме – полный разгром напарника в квалификациях, две победы, россыпь подиумов и даже призрачные шансы на чемпионский титул! Вероятно, поклонники Себастьяна и «Феррари» в конце прошлого сезона о таком и мечтать не могли. Феттель показал, что неудачный прошлый чемпионат не выбил его из колеи, и доказывает свое право на лидерство в Скудерии. Себастьян – один из лучших пилотов первой половины сезона-2014.
Кими Райкконен: 5/10
Райкконен же все больше расстраивал своих многочисленных болельщиков – слабые выступления по субботам сказывались на выступлениях в гонках, кроме того, финна преследовали технические проблемы, механики не прикручивали как следует колесо, сам Кими допускал серьезные ошибки. Все это вылилось в лишь пятое место в чемпионате и скромные 76 очков в сравнении со 160 баллами Феттеля. Райкконен уже немолод, и не хотелось бы, чтобы чемпион мира покидал «Формулу-1» таким образом – во второй половине от финского пилота ждут прорыва.
Лучший момент: неожиданная победа на Гран-при Малайзии
Жаркая погода сыграла на руку Скудерии, которая неожиданно получила возможность потягаться с «Мерседесом» практически на равных. Как итог – Себастьян Феттель сенсационно выиграл гонку, успешно реализовав стратегию с меньшим количеством пит-стопов, а Райкконен лихо прорвался сквозь пелотон с одиннадцатой стартовой позиции на четвертую. Та гонка не только стала самой результативной для «Феррари», но и имела мощное психологическое значение для команды – оказывается, «Мерседес» может быть вполне досягаем и с «серебряными стрелами» можно бороться.
Худший момент: упущенные возможности на Гран-при Австрии
На «Ред Булл Ринге» алая конюшня вполне могла рассчитывать на нечто большее, нежели 12 очков Феттеля – но нерасторопные механики «Феррари» замешкались на пит-стопе немца и тем самым подарили третье место Массе. Для Кими же уик-энд и вовсе превратился в кошмар – к проваленной из-за недопонимания с командой квалификации добавилась авария на первом круге, в которой Райкконену некому винить, кроме самого себя.
На что рассчитывать во второй части сезона?
Второе место от Скудерии вряд ли убудет – «Уильямс» слишком часто допускает непростительные просчеты, да и SF15-T просто выглядит сильнее FW37. На титул же в этом сезоне «Феррари» рассчитывать не приходится – преимущество «Мерседеса» внушительно, и «серебряные стрелы» своего не упустят. Тем не менее, команда из Маранелло вполне может зацепить победы в еще паре-тройке гонок, особенно если большое обновление силовой установки, анонсированное к Гран-при Италии в Монце, окажется эффективным и позволит окончательно ликвидировать отставание в мощности мотора от лидеров. Так или иначе, этот сезон уже можно признать успешным для алой команды – «Феррари» вернулась в игру.
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson; REUTERS/Laszlo Balogh; Fotobank/Getty Images Sport/Charles Coates
С помощью мотористов Рено, благодаря которым отвалился Ред Булл.
А пока даже до уровня сезонов 12-13 еще далеко (это к вопросу о Доменикалли и составе пилотов).
Но главное в том, что Алонсо в 2010 переходил в команду, которая провела всего один неудачный сезон в плане отстувия борьбы за титулы(в котором опять же была победа и подиумы), которая взяла КК 2008 (и до этого много чего), и гонщик которой боролся за титул до финиша последней гонки. Феттель переходил в команду, которая не брала и даже не боролась всерьез за КК 6 лет, ЛЗ не брала 7 лет. У которой в последнем сезоне ни одной победы и 2 подиума. Именно поэтому нынешние успехи громко величают, просто потому, что тогда в 2010, казалось, что 2009 это просто недоразумение (у Маков кпримеру таких полно, когда один сезон провальный, другой борьба за титулы), сейчас в 2015 расклад совершенно другой, в Феррари сами прекрасно понимают, что они давно уже не лидеры, которые оступились, они который раз проигравшие, которые хотят вернутся на вершину.