Эконом-класс. Что мешает «Форс-Индии» добраться до лидеров
Глеб Каланов резюмирует первую половину сезона в исполнении индийской команды.
3 вещи, на которые нужно обратить внимание
Финансовые проблемы сильно мешают команде
Когда многочисленные критики современной «Формулы-1» предупреждают серию о высокой вероятности повторения ситуации с «ХРТ» и «Катерхэмом», одной из первых на ум приходит «Форс-Индия». Конюшне из Сильверстоуна последнее время приходится крайне непросто – совладелец команды Виджай Маллья погряз в долгах и судебных разбирательствах, что не может положительно сказываться на финансах коллектива. Перед началом сезона проблем подкинули еще и спонсоры Сергея Сироткина, которые пообещали оплатить закрепление за русским гонщиком статуса резервного пилота индийской конюшни. Однако обещать – не значит жениться, и тех денег «Форс-Индия» так и не дождалась.
Во многом из-за этой неприятной ситуации рухнули планы команды по участию в первой тестовой сессии. Впоследствии Нико Хюлькенберг и Серхио Перес смогли впервые опробовать машину лишь в течение заключительных двух с половиной тестовых дней. Подготовка к сезону оказалась полностью скомканной, и это ощутимо повлияло на форму «Форс-Индии» на старте чемпионата.
Нехватка денег оказывала влияние и на развитие болида по ходу первенства – вплоть до Гран-при Великобритании команда привозила лишь незначительные обновления. Ставка была сделана на Сильверстоун, где конюшня представила версию «Б» шасси VJM08 – с новыми антикрыльями, боковыми понтонами, геометрией подвески и системой охлаждения. Обновленная машина определенно стала шагом вперед, однако сам факт того, что первые серьезные новинки не самая последняя команда чемпионата привозит лишь к середине сезона, говорит о многом. Как о положении дел в самой «Форс-Индии», так и состоянии всей «Формулы-1».
Роберт Фернли – еще один борец с системой
Заместитель руководителя «Форс-Индии» – еще один яркий и последовательный критик современной системы распределения доходов в «Формуле-1» в частности и текущего положения дел в серии вообще. Виджай Маллья, большой энтузиаст, явно не хотел бы видеть «Форс-Индию» подмятой под топ-команду, или того хуже, прекратившей существование – и неудивительно, что его старый друг Фернли является чуть ли не знаменем борьбы с нынешней несправедливой системой.
По итогам прошедшего чемпионата индийская конюшня является членом Стратегической группы – «законодательного» органа чемпионата, состоящего из топ-команд. Решения группы и сам факт ее существования были не раз подвергнуты критике со стороны Фернли – по сути, ее полноправного участника. В отличие от многих других представителей команд середины и хвоста пелотона, Роберт не боится противоречить топ-коллективам, даже будучи временно допущенным в их узкий круг, резонно считая, что является «голосом» независимых команд в Стратегической группе. Англичанин поднимает темы, которые находят отклик у многих людей, неравнодушных к «Формуле-1» – о риске потери ряда команд, о наплевательском отношении заводских конюшен к остальным, о нежелании менять систему распределения денег, о неэффективности Стратегической группы, о неприемлемости идеи клиентских шасси и многом другом, о чем некоторые иные личности, вроде Ники Лауды, предпочитают молчать или переводить разговор на другие темы.
Очень отрадно, что Фернли не опускает руки и продолжает говорить о том, что действительно важно для чемпионата, оказывая давление на представителей топ-команд и Берни Экклстоуна. Если бы не деятельность Роберта Фернли – вполне возможно, Стратегическая группа уже бы окончательно распоясалась, и, например, вовсю вела бы работу по внедрению клиентских болидов, а мнение независимых коллективов перестали бы учитывать вовсе. И если в итоге «Формула-1» действительно сможет измениться в лучшую сторону –не в последнюю очередь нужно будет сказать спасибо этому немолодому британскому джентльмену.
Нико Хюлькенберг настойчиво хочет пойти на повышение
Сколько еще сильных гонок нужно провести Нико, что бы его наконец оценили в одной из топ-команд? В этом году немец вновь «укатывает» напарника в квалификациях (счет с Пересом – 8-2), проводит ошеломляюще реактивные старты (как пример – последние гонки в Великобритании и Венгрии) и просто выжимает максимум из машины, когда не сталкивается с проблемами по ходу гонки. В июне Хюлькенберг улучшил и без того прекрасную репутацию победой в «24-х часах Ле-Мана» – победа в сложнейшем марафоне с первой попытки! Нико уже давно готов «пойти на повышение», но есть ли шанс наконец-то сделать шаг наверх?
Казалось бы, «Феррари» подыскивает пилота на смену неважно выступающему Кими Райкконену – но в Маранелло вряд ли возьмут немца из-за его национальности. Два спортсмена из Германии в итальянской конюшне – видимо, не лучший вариант для Скудерии и ее маркетинговой службы. В других «хлебных» местах вакансии появятся вряд ли – разве что можно попробовать войти дважды в одну реку с «Уильямсом». Но этот коллектив, способный блеснуть в отдельных Гран-при, вряд ли сможет бороться за победы на постоянной основе. А Нико заслужил быструю машину и возможность сражаться за высокие места как никто другой из середины пелотона. Может, если немец затащит «Форс-Индию» на подиум во второй половине сезона, «Феррари» отбросит национальные предрассудки?
Оценка техническому штабу: 7/10
В условиях почти полного пропуска тестов и острой нехватки денег «Форс-Индии» удалось выставить на старт сезона не столь медленную машину, как этого ожидали, и при этом достаточно надежную. Благодаря мощной силовой установке «Мерседес» Хюлькенберг и Перес смогли бороться за очки с первой гонки сезона, при этом VJM08 постепенно прибавлял благодаря небольшим новинкам и грамотной работе над настройками. Обновленное шасси явно обладает неплохим потенциалом – команде удалось существенно прибавить в прижимной силе и сейчас «Форс-Индия» выглядит быстрее «Торо Россо» и «Лотуса», не говоря уже о «Макларене» с «Заубером».
Оценки гонщикам
Нико Хюлькенберг: 8/10
Про немца уже было сказано выше – Хюлькенберг выглядит лидером коллектива, который редко допускает ошибки и выступает куда стабильнее напарника. Особенно Нико хорош в квалификациях – у него целых четыре попадания в третий сегмент против всего одного у Переса, не говоря уже о разгромном субботнем счете между ними. В целом, Нико упрекнуть особенно не в чем – даже странно, что такой пилот по-прежнему томится в «Форс-Индии».
Серхио Перес: 6/10
Мексиканец же цельного впечатления не производит – с одной стороны, Чеко может собраться и выдать отличную гонку, по всем статьям затмив напарника, как в Монако, например. С другой – в некоторых Гран-при Перес откровенно терялся на фоне Хюлькенберга, неприятно удивляя низким темпом. Что-то нужно делать и с квалификациями – неудачные субботы уже не раз сказывались на результатах гонок. Словом, во второй половине сезона Серхио бы неплохо прибавить.
Лучший момент: выступление на Гран-при Австрии
На «Ред Булл Ринге» Хюлькенберг провел блестящую квалификацию, пропустив вперед себя лишь пару «Мерседесов», Феттеля и Массу. По ходу гонки Нико запомнился борьбой с Боттасом на куда более быстром «Уильямсе», и в итоге смог добраться до шестого места – лучшего результата сезона для «Форс Индии». Чеко Перес после не самой удачной квалификации не опустил рук, и также смог заехать в очки, принеся команде еще два призовых балла.
Худший момент: провал на «Хунгароринге»
Быть может, венгерский «картодром» не слишком подходил «Форс-Индии», однако с учетом проблем у сразу нескольких лидеров и суперстарта Хюлькенберга, половину гонки успешно противостоявшего Даниилу Квяту, команда из Сильверстоуна вполне могла рассчитывать на хороший результат. Однако разлетевшееся вдребезги переднее антикрыло VJM08на машине Нико поставило крест на надеждах немца набрать солидные очки, а вскоре остановил машину в боксах и Перес – бесславный двойной сход в весьма перспективной гонке.
На что рассчитывать во второй части сезона?
Из всех команд середины пелотона у «Форс-Индии», на мой взгляд, наиболее радужные перспективы. Обновленное шасси выглядит неплохо, а в Бельгии коллектив обещает представить новое днище и очередные версии антикрыльев. Учитывая тот факт, что впереди сразу несколько гонок, где преимущества двигателей «Мерседес» выйдут на первый план, индийская конюшня имеет шанс заработать немало очков. Весьма сомнительно, что в Кубке конструкторов «Форс-Индия» сможет опередить «Ред Булл», однако пятое место коллектив из Сильверстоуна может и должен оставить за собой. По сравнению с прошлым сезоном это стало бы шагом вперед, да что там – за всю свою недолгую историю «Форс-Индия» выше шестого места по итогам чемпионата не забиралась. Главное – не упустить возможности на подходящих VJM08 трассах и тогда у Виджая Малльи и компании будет повод для хорошей вечеринки.
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson (1,2); globallookpress.com/James Gasperotti/ZUMA Wire
А Кими не трогайте ))
Во-первых, у него и у его менеджмента длинный язык.
Во-вторых, рост, 184, у некоторых команд кокпит может быть не рассчитан на такой рост.
И, в третьих, я год назад видел анализ по Хюлькенбергу, к моему удивлению, он был оценен существенно ниже, чем я ожидал. Так что топ команды наверняка в курсе.
То, что сейчас опять движение вокруг Хюлькенберга, это неплохо. Я и пару лет назад считал, что его должны были уже взять на повышение, считаю, что должны и сейчас. Сейчас вообще брать некого, по сути, ему всего 27, он на год старше Бьянки и Риккардо, на два Верня и Боттаса. Боттас вообще переоцененный, там менеджмент работает, но ничего кроме крепкого середняка не видно.