Закат Европы. Почему «Формула-1» теряет самые ценные Гран-при
Европейские этапы исчезают из календаря «Формулы-1» один за другим. Глеб Каланов разбирает туманные перспективы гонок в Старом Свете.
На «формульной» карте мира едва ли не каждый год возникают новые точки — не так давно в календаре чемпионата появились этапы в Остине и Абу-Даби, в прошлом сезоне Большой цирк впервые в истории приехал в Россию, этой осенью чемпионат после долгого перерыва вернется в Мексику, а в следующем году нас ждет гонка по улицам Баку. Однако календарь «Формулы-1» не безразмерный – в силу разных причин разные страны регулярно лишаются собственного этапа. И хорошо еще, если пропадают скучные «тилькедромы» – да простят меня любители автоспорта в Корее, Индии и Валенсии. Куда чаще исчезают классические европейские Гран-при, трассы, пропитанные историей и духом автоспорта.
В 2015 году гонки понесли еще одну утрату: в конце прошлой недели руководство чемпионата мира официально отменило Гран-при Германии и «Формула-1» лишилась еще одного «классического этапа». Процесс, стартовавший в начале нулевых годов, не думает останавливаться. Если так пойдет и дальше, то вскоре число гонок в Европе сократится до совершенно неприличного количества. Какие же перспективы у Большого цирка в Старом Свете?
Что не так в Европе?
Еще на рубеже веков не менее 2/3 от общего количества Гран-при в календаре «Формулы-1» составляли европейские этапы, проводившиеся в основном на знаменитых трассах, на которых ковалась история автоспорта. Однако экономический расцвет азиатских стран вкупе со всплеском интереса Берни Экклстоуна к огромному азиатскому рынку привели к масштабному пришествию чемпионата на Восток. Азиатские промоутеры были готовы платить огромные деньги за право проведения этапов, удовлетворяя постоянно растущие аппетиты Берни. И одновременно с этим у европейских Гран-при начались сложности.
Людей, готовых убить три дня уик-энда где-то в сельской глуши на зрелище сомнительного качества, становится все меньше
Помимо финансовых неурядиц европейским трассам мешает целый комплекс проблем — например, устроителям гонок часто создают трудности экологические организации, подсчитывающие «колоссальный» ущерб природе от двух десятков машин, или граждане, которым не повезло жить рядом с действующим автодромом и регулярно жалующиеся на шум моторов. Но начать нужно с общего снижения интереса к гонкам в Старом Свете. Большинство автодромов Европы сегодня не в состоянии собрать полные трибуны на гонку «Формулы-1», и это повод бить тревогу. Ведущий гоночный чемпионат планеты уже не вызывает такого ажиотажа, как когда-то. Достаточно вспомнить минувший Гран-при Австралии, чтобы многое понять о нынешнем Большом цирке.
В современном динамичном мире «Формула-1» отбирает у рядовых зрителей слишком много времени и сил – людей, готовых убить три дня уик-энда где-то в сельской (пусть и европейской) глуши на зрелище сомнительного качества, становится все меньше. Не забудьте и об организации. Уровень сервиса, обилие сопутствующих развлечений, наличие нужного числа отелей, транспортная доступность — с этим у старых автодромов далеко не все в порядке. Так, пару лет назад проливной дождь залил поля, которыми окружен «Сильверстоун», и спровоцировал транспортный коллапс.
Логично, что «Ф-1» не составит серьезную конкуренцию многим другим развлечениям больших городов. Обычный зритель, желающий окунуться в атмосферу спорта, скорее предпочтет воскресный футбольный матч – стадион всегда рядом, да и времени на поход будет затрачено меньше. Вот почему Экклстоун так тяготеет к городским этапам – болиды, проносящиеся, скажем, по улицам Лондона, соберут более весомую зрительскую аудиторию, чем в том же «Сильверстоуне» (хотя при всех своих проблемах, этап в Нортгемптоншире является одним из наиболее посещаемых в «Формуле-1»). Однако организовать подобную гонку – задача невероятной сложности, ведь административные организации городов слишком часто и слишком легко втыкают палки в колеса Большого цирка. В Азии с властями договориться немного проще.
Низкая посещаемость (вместе с архаичной конфигурацией трассы) во многом сыграла роль в уходе «Формулы-1» из Имолы. Однако даже если бы публика демонстрировала высокий интерес к гонкам, это вряд ли бы помогло вернуться в календарь Гран-при Сан-Марино и решило беды других европейских этапов. Все-таки главной проблемой для промоутеров на сегодня является стоимость проведения Гран-при.
Экклстоун создал на первый взгляд просто абсурдную и нежизнеспособную систему, которая, однако, уже много лет успешно работает и приносит ФОМ колоссальные доходы. Заключается она в том, что организаторы Гран-при платят деньги просто за право принять этап. Хитрый Берни умело играет на психологии, повсюду рассказывая о всеобщем желании организовать национальный Гран-при, тем самым создавая ажиотаж. В итоге, суммы взносов за организацию гонки постоянно растут, подогреваемые рассказами о все более растущем спросе на «Формулу-1» и тщеславием желающих принять этап – сегодня ценники на некоторые Гран-при варьируются в районе 40-50 млн долларов. При всем этом расходы на непосредственную организацию Гран-при также лежат на промоутерах, а Берни еще и забирает себе доходы от продажи самых дорогих билетов — за год выходит около 100 млн долларов.
Если для нефтяных восточных небожителей прибыль от проведения Гран-при не столь важна — куда большее значение имеет престиж, – то для многих других организаторов, в первую очередь европейских, навязываемые кабальные контракты либо лишают возможности заработать, либо вовсе неприемлемы. В Старом Свете люди руководствуются в первую очередь бизнес-интересами, и проекты, приносящие лишь убытки, долго не живут. Надо отдать должное руководителю ФОМ, Берни не пытается стрясти с промоутеров трасс в Спа или Монце суммы, сравнимые со взносами организаторов Гран-при Абу-Даби — для исторических трасс существуют скидки, но даже при этом стоимость чрезвычайно высока. Постоянные убытки недавно «добили» этап в Валенсии, финансовые проблемы также помешали проведению «Формулы-1» во Франции, а Имола, которая не против вернуться в календарь, не может этого сделать из-за огромной суммы, требуемой ФОМ.
Постоянные финансовые потери наконец достигли критической точки и владельцы «Нюрбургринга», не встретив у ФОМ желания пойти на уступки, отказались от проведения гонки
«В данный момент не существует автодромов, чье руководство могло бы позволить себе проводить Гран-при «Формулы-1» без поддержки правительства или состоятельных спонсоров. Мне кажется, что весь мир «Формулы-1» должен измениться, если учитывать то, что в мире в целом изменилась экономическая ситуация. В противном случае мы будем сильно рисковать потерей исторически важных Гран-при, автодромов, на которых писалась история» – резюмирует директор автодрома имени Энцо и Дино Феррари в Имоле Пьетро Бенвенути.
Последней на сегодня жертвой такой политики стал «Нюрбургринг» — постоянные финансовые потери наконец достигли критической точки и владельцы автодрома, не встретив желания ФОМ пойти на уступки, отказались от проведения гонки. «Хоккенхаймринг» не воспылал желанием принимать этап вместо соседей — у них и самих далеко не все гладко с окупаемостью и доходностью, а времени на качественную подготовку в этом году уже не осталось. Впервые за долгие годы Германия останется без Гран-при — и это страна Михаэля Шумахера и Себастьяна Феттеля, в которой не так давно проходило две гонки в сезоне. Ни одного поклонника «Формулы-1» такая новость обрадовать не может.
Кто следующий?
К сожалению, в зоне риска остаются и другие Гран-при. В первую очередь, речь идет об итальянском этапе в Монце — легендарный автодром может лишиться права принимать «Формулу-1» уже в 2017 году. По всей видимости, переговоры идут очень трудно, если не зашли в тупик — оптимизма мало с обеих сторон. Экклстоун требует увеличения суммы взноса с организаторов, в то время как прибыль от проведения Гран-при в пригороде Милана падает. Серьезно осложнить жизнь может и недавнее изменение налогового законодательства в Италии.
Сейчас исчезновение этапа в Монце кажется фантастикой — одна из старейших трасс (в 2022 году автодрому в Ломбардии исполнится 100 лет), «дом» легендарной «Феррари» просто не может покинуть чемпионат. Однако могли ли вы себе лет 10 назад представить Германию без национального Гран-при? А шесть лет назад всерьез шли разговоры о замене «колыбели» «Формулы-1» – автодрома «Сильверстоун» на трассу в Донингтон-парке. Ничего святого в современной «Формуле-1» нет — возможно, с трудностями однажды даже столкнется этап в Монако.
Под вопросом и будущее Гран-при Испании — контракт с «Ф-1» заканчивается в 2016 году и пока стороны не спешат его продлевать. Нет сомнений, что легкими переговоры не выйдут — в Каталонии также несут убытки от проведения гонки и желали бы сократить расходы.
Если Экклстоун не пойдет на уступки организаторам и не изменит систему взаимодействия с промоутерами — чемпионат рискует лишиться собственной истории
«Формула-1» уже не приезжает в Имолу, Маньи-Кур и Стамбул, очень давно Гран-при не проводились в Нидерландах и Португалии, на днях этот список пополнился Германией и кажется, это далеко не предел. Из новых трасс, появившихся в Европе, пока можно отметить лишь «Сочи Автодром». Светлым пятном является Гран-при Австрии — очень удачный и пока единственный пример триумфального возвращения в «Формулу-1» после длительного забвения в XXI веке. Но «Ред Булл Рингом» заправляет крупный бизнес в лице Дитриха Матешица, вложивший большие средства в тотальную реконструкцию старенького «А1-ринга». Австриец — настоящий энтузиаст, и трасса в Шпильберге получила вторую жизнь именно благодаря ему. У многих других таких возможностей просто нет.
Ситуация, складывающаяся с европейскими «классическими» этапами — еще один пункт в списке проблем, стоящих перед чемпионатом, которые «Формула-1» не спешит решать. Если Экклстоун не пойдет на уступки организаторам и не изменит систему взаимодействия с промоутерами — чемпионат рискует лишиться собственной истории, самых знаменитых Гран-при, где и складывалась нынешняя популярность Большого цирка. Азиатские новоделы могут быть по своему хороши, но ни одна фешенебельная «Яс-Марина» не заменит улочек Монте-Карло, лесов «Спа-Франкоршама» и огромных скоростей Монцы. Однако пока кажется, что «традиции» и «история» для «Формулы-1» – не более чем пустые слова.
Фото: Fotobank/Getty Images Sport/ Vladimir Rys Photography, Bryn Lennon; Global Look Press/Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com
Честно говоря, по-моему, бабки совсем затмили разум Берни. Ну допустим, ты собираешь кучу бабла с организаторов. Так запусти их в команды! Чтобы все могли нанять толковых гонщиков, а не денежных мешков, и построить гоночный автомобиль, а не пылесос. Трио новых команд уже потеряли. ФИ и Лотус следующие.
Ну или оставляй как есть, но и трассы чтобы были классические. Меня вполне себе устраивала Формула-1 98-2000 годов. Я прекрасно помню каждый поворот Маньи-Кура, а конфигурацию безликого Бахрейна не могу выучить даже играя в симулятор.
А так у болельщиков отнимают трассы, отнимают конкуренцию, маленькие команды и молодых талантливых гонщиков, зато Берни получает бабки. Пора бы уже разобраться со стариком.
Ну да, реальный риск и никакого шика, технические новинки и хитроумные планы - а не огромные моторхоумы, неоновая подсветка гостиниц и километровые зоны вылета.
Узкий техрегламент, тилькедромы, корпоративная этика интервью - кому это надо, к чёрту?!