Как команды «Формулы-1» готовы к новому сезону
Предсезонные тесты окончены, следующая остановка – Мельбурн. Глеб Каланов оценивает форму гоночных коллективов перед стартом сезона-2015.
Очевидный фаворит
То, что относительно медленные времена чемпионов мира обманчивы, блестяще подтвердилось в ходе заключительной тестовой сессии в Барселоне: наконец-то опустошив баки и настроив машину на квалификационный режим, «серебряные стрелы» привезли конкурентам солидные гандикапы – во второй день преимущество Росберга на шинах «софт» над Боттасом превысило секунду! Есть мнение, что и продемонстрированное в Каталонии превосходство – далеко не предел нынешнего «Мерседеса». На такие мысли наводят, например, жалобы Росберга на неоптимальные настройки болида – что же будет, когда в Бракли разберутся с балансом?
W06 выглядит машиной без слабых мест: силовая установка добавила в мощности и надежности, не наблюдается проблем ни с управляемостью шасси, ни с износом резины. На «медиуме» и «харде» Хэмилтон и Росберг умудрялись ехать быстрее иных команд на «суперсофте». Впечатляет и темп на длинных отрезках – времена «Мерседеса» на них ошеломляюще быстры и стабильны. На сегодняшний день «серебряные стрелы» находятся просто в другой лиге по сравнению с соперниками. Конкурентам можно капитулировать – по крайней мере в стартовых Гран-при преимущество чемпионов мира будет колоссальным.
Главный преследователь
Еще одна «скрытная» команда этих тестов, на мой взгляд, так и не показала до конца истинный потенциал. «Уильямс» наконец-то начал работать над скоростью – Боттас и Масса «поиграли мускулами», занимая одни из лидирующих позиций во все дни третьей сессии в Барселоне. Тем не менее, пока что пределы скорости белых болидов не ясны – если судить по секторам, времена очень неровные – если на одних участках трассы FW37 был сравним с «Мерседесом», то на других наступал необъяснимый провал. Причиной может быть что угодно: неэффективность аэродинамики, настройки машины, помарки пилотов – но до Мельбурна настоящий темп «Уильямса» так и не будет понятен до конца.
Очевидно, что британская команда совершенно точно останется в числе лидеров – FW37, являющийся эволюцией прошлогодней удачной машины, явно один из быстрейших болидов. По сравнению с прошлым годом «Уильямс» прибавил в прижимной силе и при этом сохранил высокую скорость на прямых. Команда вполне может удивить, особенно если перестанет допускать характерные для себя тактические ошибки в гонках.
Темные лошадки
Скудерия явно не должна прозябать в группе середняков, как это нередко было в прошлом сезоне – в Маранелло добились прогресса во всех областях, в первую очередь, серьезно усовершенствовав двигатель. Силовая установка итальянцев по-прежнему уступает «Мерседесу», однако не так сильно, как год назад. В то же время мотор «Феррари», похоже, более эффективен, чем агрегат «Рено». При разработке шасси конюшня также добилась успехов: SF15-T учитывает требования весьма прихотливых Себастьяна Феттеля и Кими Райкконена – оба пилота в кои-то веки довольны управляемостью машины. Тем не менее, ожидать возвращения «Феррари» в борьбу за титул еще рано. Пара побед, о которых рассуждает Маурицио Арривабене – станут очень неплохим итогом чемпионата, и при этом вполне реалистичным. На что-то большее рассчитывать пока не приходится – на длинных отрезках между «Феррари» и «Мерседесом» видна пропасть, кроме того, быстрее SF15-T как минимум смотрится «Уильямс». Однако если красная команда реально сумеет вернуться в борьбу за подиумы – это станет настоящим успехом и прогрессом после прошлогодних мытарств.
В «Ред Булл» перед Мельбурном излучают уверенность, но на деле перспективы австрийской конюшни не выглядят слишком светлыми – похоже, «Рено» добилась наименьшего прогресса среди других поставщиков моторов. Скорость на прямых у коллектива из Милтон-Кейнса удручает, как и в прошлом году. Надежность также вызывает вопросы – последний день тестов сложился далеко не идеально в первую очередь из-за проблем с ERS. В то же время болид RB11 традиционно хорош в плане аэродинамики – замечательно ведет себя в поворотах, отчасти отыгрываясь за недостаток мощности двигателя. Впрочем, в прошлом сезоне команде прочили провал на старте чемпионата – на деле же «Ред Булл» быстро поехал сразу с Мельбурна. В этом году стартовые позиции у «быков» несоизмеримо выше – возможно, коллективу удастся сходу занять место сразу позади «Мерседеса».
Средний класс
Главные неудачники прошлого чемпионата, «Заубер» и «Лотус», перед началом сезона-2015 котируются существенно выше прошлогодних скорбных позиций. Конечно, во многом этому способствуют проблемы отдельных команд, но и прогресс коллективов из Хинвила и Энстоуна игнорировать нельзя. Швейцарская конюшня пожинает плоды успешной работы в Маранелло – силовая установка «Феррари» хороша и «Заубер», кажется, готов вернуться в ряды середняков и вновь зарабатывать очки. У C34 хорошая квалификационная скорость и в то же время неважная гоночная – инженерам предстоит еще много работы с настройками. Тем не менее, в Мельбурне Наср и Эрикссон вполне могут оказаться в очках (если не перегорят).
«Лотус», кажется, избавился от проблем с надежностью и при этом существенно прибавил в скорости – что не удивительно, учитывая переход на силовые установки «Мерседеса». К результатам сезонов 2012-2013 команда вернуться не сможет, но побороться за пятое место в Кубке конструкторов способна – многое будет зависеть от лидерских способностей Ромена Грожана и хладнокровия Пастора Мальдонадо. Но главная проблема на сегодня – финансы, хотя ситуация пока не столь критична, как в прошлом году у «Маруси» и «Катерхэма».
Неплохо выглядит и «Торо Россо» – хотя темп болидов из Фаэнцы оценить весьма непросто в первую очередь из-за неопытности боевых пилотов. Пока что Ферстаппену и Сайнсу не хватает стабильности – не раз можно было увидеть разброс во временах на длинных сериях, – тем не менее, оба молодых пилота хоть и допускают ошибки, в целом выглядят готовыми к «Формуле-1». Болид STR10 выглядит перспективным, а самой сильной его стороной можно назвать аэродинамический пакет – Джеймс Ки потрудился на славу – не удивлюсь, если в течение года-полутора английский инженер перейдет в стан старшей команды «быков».
Хьюстон, у нас проблемы
Про обилие проблем «Макларена» сказано и написано уже так много, что нет смысла лишний раз их перечислять. Потому перейдем сразу к выводам – английская конюшня совершенно не готова к старту сезона, вероятно, менее подготовлен разве что горемычный «Манор». Такое впечатление, что просчеты в Уокинге совершают едва ли не все – от инженеров «Хонды» до опытных сотрудников «Макларена». После новостей об очередной поломке датчика, утечке масла и других компонентов как-то даже не верится, что менее трех лет назад коллектив всерьез претендовал на титул и выигрывал гонки.
Бедам по-прежнему не видно конца и края и скорее всего, в Австралии английскую команду ждет провал. Помните Гран-при Австралии-2014 в исполнении «Лотуса»? Вероятно, что-то похожее может ожидать и «Макларен». Команда Рона Денниса и Эрика Булье катастрофически отстает от соперников в развитии болида и пока еще не сумела справиться даже с «детскими проблемами» MP4-30. Конечно, рано или поздно болид англичан поедет, причем наверняка не будет аутсайдером – возможно, Питера Продрому немного перехваливают, однако шасси и аэродинамический пакет под руководством такого специалиста и с таким бюджетом просто не может быть откровенно провальным. Тем более, в те редкие моменты, когда MP4-30 все же радовал своим присутствием на трассе, то смотрелся вполне на уровне середняков. Однако прежде необходимо будет решить проблемы с надежностью, найти баланс и настройки, возможно, придется отказаться от неких перспективных решений в угоду надежности, и делать все это придется по ходу сезона – «Макларен» начнет сезон отстающим.
Отстает от конкурентов в развитии и «Форс-Индия» – конюшня из Сильверстоуна столкнулась с очень серьезными финансовыми неурядицами и фактически пропустила почти все тесты. В новый сезон команда вступает с необкатанным болидом – в общем-то, о форме VJM08 по итогам двух с половиной дней можно сказать немного. Команда успела потренировать и длинные серии, и работу с пустыми баками – в темпе она уступает и «Зауберу», и «Лотусу», и «Торо Россо» – что неудивительно, учитывая отсутствие наката и вдумчивой работы над настройками. Утешением для «Форс-Индии» может служить разве что тот факт, что за два с половиной дня новый болид практически не ломался.
Жизнь после смерти
Похоже, труп «Маруси» все же медленно, но верно оживает в виде неспешного и неуклюжего зомби «Манора». Взятая для приличного количества участников команда усиленно дорабатывает прошлогоднюю тарантайку с прошлогодними тяжеленными моторами «Феррари», чтобы выставить приукрашенную MR03 на старт уже в Мельбурн, и даже подписывает пилотов. Одним из двух страдальцев точно станет англичанин Уилл Стивенс, а вторым, по слухам, может оказаться кто-то из пары резервистов «Макларена»: Кевин Магнуссен или Стоффель Вандорн. Впрочем, первый совершенно не горит желанием пилотировать самый медленный болид сезона-2015, а у второго тоже есть аргумент против – болиды серии GP2 могут оказаться не сильно медленнее «Манора» (и Стоффелю будет полезнее будет погоняться в молодежной серии).
Самое удивительное, что может произойти с «Манором» – участие конюшни в первом Гран-при сезона. Впрочем, в этом случае судьба английской конюшни незавидна – нынешние болиды «Формулы-1» заметно быстрее прошлогодних, и не исключено, что команда Джона Бута не сумеет даже преодолеть квалификационный барьер в 107%. В этом случае логичным будет вопрос о необходимости обряда вуду, затеянным Экклстоуном над тем, что осталось от «Маруси». «Формула-1», с ее ориентацией на богатые команды, неожиданно зачем-то допускает команду, чью роль можно задолго до начала чемпионата мира сравнить с ролью боксерской груши на тренировке профессиональных боксеров. Что ж, «мальчик для битья» и главный аутсайдер, похоже, известен заранее.
Фото: Fotobank/Getty Images Sport/Michael Regan, Mark Thompson, Dan Istitene