TCR завоёвывает мир
Блог собирает в одну статью всё, что удалось узнать о TCR, новом туринговом классе от Марчелло Лотти.
История создания
В конце сезона WTCC-2013 Марчелло Лотти уже знал, что его «развод» с новыми промоутерами чемпионата неизбежен – Евроспорт привел группу французских управляющих и поменял внутреннюю концепцию развития серии, вследствие чего между сторонами возникли непреодолимые разногласия. Впрочем, со временем в Евроспорте столкнулись с тем, что большинство частных команд WTCC не очень довольны текущим положением дел, после чего французы объявили о желании создать отдельную серию для «упрощенных» автомобилей класса TC2. Однако их планы были рассчитаны на далекую перспективу – конкретные предложения должны были появиться только в конце 2014 года, в то время как итальянец о первых планах по организации нового чемпионата рассказал ещё в ноябре 2013 года, во время Гран-при Макао: «Вы правы, – говорил он тогда. – Новый WTCC будет слишком дорогим для частников и разорвет цепь преемственности мирового и национальных чемпионатов. Мы разработали проект нового класса, машины в котором будут визуально похожи на технику WTCC (расширенные арки и агрессивный вид), но гораздо дешевле. Что-то в духе новых кубковых Сеатов – яркая внешность с хорошей технической базой за разумную цену».
Год назад, в январе 2014, Марчелло Лотти ушёл с поста генерального менеджера WTCC, оставив Франсуа Рибейро место, которое он занимал девять лет. «Я решил оставить свой пост, - объяснил он. – Мы вели переговоры, так как представители компании Eurosport Events, владеющей правами на чемпионат, хотели пойти на некоторые изменения, которые я не мог принять».
Всю весну 2014 года Марчелло провёл во встречах с командами и автопроизводителями и летом анонсировал новый туринговый класс TC3 и чемпионат по этому классу. По заявлениям организаторов, цель TC3 International Series – восстановить «пирамиду кузовных гонок», создать концепт, который будет жизнеспособным «на региональном, национальном и международном уровнях». Лотти также отметил, что проект нацелен на участие частных команд, а не полноценных заводских коллективов, а общее число машин должно составить, как минимум, два с половиной десятка. На первой стадии планировалось запустить международную и азиатскую серии.
Сайт серии заработал в 15 сентября, на день позже намеченного срока, чуть раньше в твиттере появился официальный аккаунт, а на прошедшем в начале декабря в Дохе всемирном совете FIA по автоспорту была утверждена новая глобальная туринговая серия TCR International Series (TCR IS), ранее известная как TC3 International Series. Марчелло Лотти был назначен генеральным директором серии. Название было изменено, чтобы придать серии индивидуальности и избежать путаницы с другими чемпионатами и сериями в иерархии.
Спортивный регламент TCR IS
Квалификацию планируется разделить на два сегмента: к первому, протяженностью 20 минут, допускаются все участники, а во второй, 10-минутный, выходит только дюжина быстрейших. Стартовое поле первого заезда формируется по итогам квалификационных результатов. Во втором первая десятка разворачивается, позиции, начиная с 11-й, остаются прежними.
Дистанция гонки по аналогии с WTCC будет равна 60 километрам, старт обеих гонок будет проводиться с места. Очки начисляются десяти первым пилотам на финише гонки по стандартной схеме FIA, предусматривающей от 25 баллов за победу и до одного за десятое место.
Календарь TCR IS из 12 этапов был утверждён на том же совете FIA, что и сама серия:
29 марта- Сепанг, Малайзия, совместно с Ф1
19 апреля - Шанхай, Китай, совместно с Ф1
3 мая - Рикардо Тормо, Испания
10 мая - Альгарве, Португалия
24 мая - Монца, Италия
31 мая - Зальцбургринг, Австрия
21 июня - Сочи, Россия, совместно с РСКГ
26 июля - Буэнос-Айрес, Аргентина, совместно STC2000
9 августа - Кодегуа, Чили, совместно STC2000
20 сентября - Марина Бей, Сингапур, совместно с Ф1
25 октября - Бурирам, Таиланд
ноябрь - Макао
Технический регламент болидов TCR
Автомобили: из списка омологированных 4-дверных седанов и 5-дверных хэтчбеков
Кузов: серийный, усиленный; допускается увеличение проёмов колёсных арок, чтобы разместить колёса
Минимальная длина: 4,2 метра
Максимальная ширина: 1,95 метра
Двигатель: турбированный, бензиновый или дизельный, объёмом до 2 литров
Крутящий момент: пиковый - 410 Нм
Мощность: пиковая - 320 л.с.
Система смазки: с "мокрым" картером
Выхлопная система: омологированный каталитический нейтрализатор с использованием серийных деталей
Привод: на одну ось
Коробка передач: серийная или разработанная для серии TC3, секвентальная; допустимо использование подрулевых переключателей, если они производятся серийно
Передняя подвеска: геометрия от серийной модели, конструкция элементов - свободная
Задняя подвеска: серийная, элементы могут быть усилены
Тормоза: Спереди: максимум 6 приводящих поршней, диаметр тормозного диска - 380 мм; сзади максимум 2 приводящих поршня. Допустима серийная АБС
Колесные диски: максимальный размер - 10″ x 18“
Передний сплиттер: от модели SEAT León Eurocup 2014 года
Заднее антикрыло: в соответствии со статьёй 263 приложения J технического регламента FIA, версия 2014 года
Дорожный просвет: 80 мм
Соотношение мощности и массы: определяется системой сдержек и противовесов
Система баланса производительности (в серииTCR IS) будет опробована на первых массовых тестах в начале февраля, основана на следующих пунктах:
клиренс, стандартный для всех 80 мм, будет варьироваться от минус 10 до плюс 20 мм;
балласт, который может достигать 70 кг;
рестриктор, диаметр которого может быть ограничен до 95 и 90%.
Для более тонкой настройки баланс сил будет производиться по итогам каждого третьего этапа серии.
И наконец, автомобили TCR оцениваются всего лишь в 100 000 Евро!
Команды, автомобили и пилоты TCR IS
Первый сезон Марчелло Лотти собирается начать с 24 болидами минимум 5 разных марок – это SEAT Leon, Ford Focus, VW Golf, Opel Astra и Honda Civic, причём, по некоторым сведениям, до половины пелотона могут составить автомобили SEAT Leon Racer, что объясняется хорошими отношениями и сохранившимися связями между испанским автопроизводителем и генеральным директором новообразованной серии (собственно, с СЕАТа и писался технический регламент). Впрочем, в будущем число автомобилей одной модели планируют ограничить на уровне шести, а имена ещё трёх неназванных пока производителей, планирующих прийти в серию, могут быть названы уже на тестах в феврале. Предположительно, один из них - Alfa Romeo.
Уже сейчас количество заявок больше 24. Точно подтверждено участие таких команд, как West Coast Racing (Honda Civic), Target Competition (SEAT Leon), Onyx Race Engineering (Ford Focus), Paolo Coloni Racing (SEAT Leon), ушедшей из WTCC Engstler Motorsport (VW Golf), а также продолжающих свои выступления в WTCC Zengo Motorsport (SEAT Leon), Proteam Racing (Ford Focus) и Campos Racing (Opel Astra).
Некоторые из болидов TCR: Хонда, СЕАТ и Опель
Среди пилотов главными звёздами будут Пепе Ориола, успевший, не смотря на свой юный возраст (20 лет), покататься в WTCC и даже побывать на верхней ступени подиума, и Франц Энгштлер, в противоположность Ориоле являющийся ветераном автоспорта (53 года), отъездивший в WTCC 7 лет и являющийся членом клуба-100. Кроме того, в международную серию TCR вместе со своей командой PB Racing на новой Alfa Romeo Giulietta может прийти ещё один участник клуба, Стефано Д’Асте, рассматривающий такой вариант на случай, если ему не удастся вернуться в WTCC. Из российских пилотов участвовать в TCR IS планировал Николай Карамышев, прошлогодний победитель европейского кольца ETCC.
Распространение турингового класса TCR
Класс TCR, несмотря на свою молодость, получился настолько удачным, что уже вовсю шагает по планете! Кроме международной серии TCR IS уже в 2015 году будут проводиться азиатская и португальская серии TCR и бельгийская TCR BeNeLux (название намекает, что серия будет не только бельгийской). Причём королевский автомобильный клуб Бельгии CARB, основной организатор TCR BeNeLux, в качестве приза в сезоне 2015 предоставит перспективным молодым пилотам полностью оплаченный сезон 2016 в международной серии TCR IS.
Также о включении болидов класса TCR в свои национальные туринговые чемпионаты объявили такие страны, как Италия (отдельным промо-классом), Россия (в классе Туринг), США (в сезоне 2015 как промо-, а далее как полноценный отдельный класс) и Доминикансая Республика.
Кроме того, об организации собственных серий TCR или внедрении автомобилей этого класса в существующие чемпионаты задумываются Финляндия, Китай, Испания, Таиланд и некоторые страны центральной Америки.
Является ли TCR IS конкурентом WTCC? И да, и нет. С одной стороны, соперничество за спонсоров, медийное пространство и некоторые национальные чемпионаты (типа китайского) обострится, но WTCC, несмотря на всю свою нынешнюю дороговизну и недоступность для частников, всё равно остаётся более престижным и статусным соревнованием со статусом чемпионата мира. Из пилотов мирового туринга, гонявших в прошлом году, в TCR IS решил перейти только Франц Энштлер, и то лишь из-за невозможности собрать бюджет на постройку автомобиля по классу ТС1 для WTCC. Если уж говорить о конкуренции со стороны TCR IS, то под ударом, скорее, окажется младшая европейская серия ETCC, которой, по видимому, в ближайшее время придётся пережить отток пилотов, команд и спонсоров.
Вообще, если говорить о предстоящих взаимоотношениях TCR IS и WTCC, то упомянутое в качестве главной цели нового чемпионата восстановление «пирамиды кузовных гонок» видится реальным. Надеюсь, уже в скором времени мы сможем увидеть следующую иерархическую систему туринговых соревнований:
Совсем слабые национальные чемпионаты;
Средней силы национальные чемпионаты, допускающие болиды TCR, и национальные серии TCR (португальская, бельгийская);
Сильные национальные чемпионаты со своим регламентом (типа британского BTCC), наднациональные серии TCR (азиатская и международная), европейское кольцо (ETCC);
Чемпионат мира WTCC.
TCR ещё только стартует, а примеры образующихся «карьерных лифтов» уже можно наблюдать: три команды из WTCC также выставят свои болиды и в TCR IS, и наверняка с их помощью будут просматривать и развивать талантливую молодежь.
Марчелло Лотти в очередной раз попал в точку, создав именно тот продукт, который нужен мировому турингу!
В добрый путь, TCR!
Buona fortuna, Марчелло Лотти!
Но вместе с тем они очень интересуются серией Лотти - реклама.
Зачем это Лотти ? Зачем тогда заигрывать с Берни ? 3 уикенда в программе Больших Призов + Макао, который тоже Гран-при ?
В борьбе за медиа Лотти уже побеждает за явным преимуществом.