Принц на красном коне. Что ждет Феттеля в «Феррари»
Глеб Каланов размышляет о шансах немецкого гонщика повторить путь легендарного Михаэля Шумахера и привести «Феррари» к новым победам.
Вечного и стабильного в нашем мире не так много, и автоспорт – не исключение. Следящим за «Формулой-1» людям прекрасно известно, чего стоят контракты пилотов в «Больших призах» – их незыблемость и твердость зачастую вызывает еще большие сомнения, чем курс рубля. Навскидку можно припомнить с десяток примеров, когда соглашения расторгались или оказывались не более чем пшиком – и это только за последние годы. Ну а слова и обещания преданности коллективу или человеку мало чего стоят не только в мире больших автогонок.
Себастьян Феттель не клялся в вечной верности команде, сделавшей его одним из самых титулованных спортсменов в истории автоспорта. Напротив, он давно допускал возможность перехода в другой коллектив, в первую очередь, «Феррари». И все же решение разорвать действующий контракт с «Ред Булл» и связать себя со Скудерией стало неожиданным и вызвало массу вопросов. Фернандо Алонсо интригами и оттягиванием решения о дальнейшей карьере привлекал к себе всеобщее внимание, и, казалось бы, «держал рынок», однако многое на этом самом рынке оказалось решено «Феррари» и Феттелем. Что же двигало обеими сторонами в принятии столь знакового и громкого решения?
Зачем «Феррари» Феттелю?
В этом году у Себастьяна с самого начала все пошло наперекосяк. Первые же тесты стали шоком для «Ред Булл» – машина была абсолютно неконкурентоспособной, RB10 не мог проехать толком даже дистанцию гонки, не говоря уже о проблемах с темпом. Феттель, по слухам, еще на тестах открыто выражал неудовольствие как новым регламентом, так и новым болидом с неудачной силовой установкой «Рено». К старту сезона ситуацию удалось более-менее выправить – «Ред Булл» сходу поехал куда лучше, чем ожидалось, хоть и не мог бороться за победы. Но свалилась другая напасть – неожиданно выяснилось, что новый напарник Даниэль Риккардо не просто не намерен быть «вторым номером», а готов превзойти четырехкратного чемпиона. Австралиец раз за разом опережал немца в квалификациях, финишировал выше в гонках, а затем и вовсе стал побеждать в Гран-при. Буквально с каждым этапом авторитет и самолюбие Феттеля получали жесткие удары, еще один такой сезон окончательно бы разрушил ореол славы немецкого чемпиона. Себастьян не мог не осознавать необходимость перемен.
Феттель не мог не чувствовать некоторое разочарование – доминирующая команда резко утратила свою недосягаемость. Ключевые фигуры команды постепенно сходят со сцены – главный механик Кенни Хэндкаммер уходит, Питер Продрому перебирается в «Макларен». Подстегнуть желание уйти из «Ред Булл» должны были и новости о постепенном отходе от дел Эдриана Ньюи. Вопреки популярному среди болельщиков мнению, в Милтон-Кейнсе не все держится на гениальном англичанине, но нет сомнений, что именно он является главным творцом успехов австрийского коллектива. Огромные ресурсы и талантливый штат инженеров не дадут «быкам» выпасть из числа лидеров, но вот сможет ли «Ред Булл» без Ньюи строить ультимативно недосягаемые машины – большой вопрос. Кроме того, в «Ред Булл» Себастьян выиграл все, что мог, и находить мотивацию для дальнейших побед в составе австрийской команды наверняка стало труднее.
Даже кризисная «Феррари» для Феттеля – не просто перемены. Это – новый вызов, воплощение мечты и шанс стать легендой «Формулы-1». Себастьян, как и многие другие гонщики, всегда грезил о выступлениях в самой титулованной команде «Большого цирка», а в Маранелло никогда не скрывали интереса к «наследнику Шумахера» – этот союз был обречен когда-нибудь состояться.
В Скудерии Феттель сможет начать все с нуля, получить сильнейшую мотивацию и вернуться к победам. Четыре титула в «Ред Булл» (некоторые из которых можно назвать слишком легкими) не принесли немцу должного почета и уважения – но если Феттелю удастся выиграть титул в составе «Феррари», то место в ряду великих вряд ли смогут оспорить. Кумир его детства, Михаэль Шумахер, в свое время именно так и поступил – покинул успешную команду ради вызова в знаменитой конюшне и стал легендой. Феттель не мог не думать об этом и наверняка хочет повторить такой сценарий. За его плечами есть целых четыре титула – Себ вполне может позволить себе рисковать.
Зачем «Феррари» Феттель?
«Феррари» не первый год испытывает трудности: чемпионских кубков избалованные победами «тиффози» не видели уже семь лет, а новый регламент лишь усилил отставание Скудерии от лидеров – прославленная команда в глубоком кризисе. Лишь четвертое место в Кубке конструкторов – так низко «Феррари», за исключением кошмара в сезоне-2009, в последний раз была в 1993 году! Если называть вещи своими именами, то Скудерия в этом сезоне была середняком, изредка цепляющимся за высокие места усилиями талантливых пилотов, точнее одного пилота – Кими Райкконен выступал под стать работе технического штаба. Алонсо же старался и выступал на высоком уровне, но было видно, что его терпение наконец лопнуло.
На Фернандо с самого начала его карьеры в Маранелло возлагались огромные надежды – испанец должен был стать новым знаменем алой команды после ухода Шумахера и принести новые титулы Скудерии. Ожидания были взаимными – Алонсо справедливо ждал от самой богатой команды лучших машин, которые позволили бы ему побеждать.
Но у «Феррари» и гонщика долго бывшие теплыми отношения резко охладели. Астурийцу надоело «божить на ведре», Марко Маттиаччи же не потерпел критических стрел в адрес «Феррари» и затягивания решения по продлению контракта – и руководство алой конюшни начало действовать.
Было ясно, что отношения Фернандо и «Феррари» подходят к концу и в Маранелло решили не пускаться в авантюры, приглашая тогда еще здорового Бьянки, не размениваться на «эконом-варианты» вроде Нико Хюлькенберга, пусть даже он более чем заслужил топ-команду. «Феррари» решили ухватиться за гонщика-звезду для замены Алонсо, хотя это выглядит не меньшим риском, чем приглашение Хюлькенберга. Но по большому счету, больше из топ-пилотов пригласить было и некого. Зато с маркетинговой точки зрения действия итальянского коллектива понятны – в самой титулованной команде будет выступать самой титулованный гонщик, еще большее внимание к Скудерии обеспечено.
Безусловно, главную вину в провалах «Феррари» несет не Алонсо, а руководство и технический штаб. Однако как бы ни был хорош испанец, но его время в «Феррари» будет ассоциироваться со вторыми-третьими ролями в чемпионате. Феттель же для Скудерии – это новый импульс, открытие новой странички в истории славной команды, символ успеха. Кроме того, это очень и очень быстрый гонщик, обладающий большими техническими знаниями и способный вести за собой коллектив. Себастьян – шанс «Феррари» перечеркнуть неудачи последних лет и вернуться на вершину.
Что ждет Феттеля и «Феррари»
Возвращаясь к примеру Шумахера, нельзя не признать, что Себастьяну придется куда сложнее, чем предшественнику. В 1996 году вместе с Михаэлем в Маранелло из «Бенеттона» перебрался целый ряд сотрудников команды во главе с Россом Брауном, к которому вскоре присоединился и Рори Берн. Под немца был собран суперколлектив, которому Шумахер во многом обязан тем, что из «Солнечного мальчика» он превратился в «Красного Барона».
Сейчас же в «Феррари» разброд и шатания – за год в Скудерии сменилось три руководителя, штат инженеров тасуется и перелопачивается, а все действия по выводу из кризиса больше напоминают хаос. Вдумайтесь – в придачу к Феттелю «Феррари» наняла уже около 60 специалистов едва ли не из всех команд «Формулы-1», и это при том, что всего лишь год назад в команде также появился целый ряд новых лиц, в частности, Джеймс Эллиссон.
Пример Алонсо показывает, что один, пусть даже очень талантливый гонщик, не способен привести проблемную команду к чемпионству. Феттелю будет очень сложно сделать то, что не удалось Фернандо, он обречен на сравнения с испанцем. Но есть один несомненный плюс – Себ еще молод и ему необязательно побеждать здесь и сейчас. Время построить команду вокруг себя, как в случае с Шумахером, есть – у «Феррари» долгосрочные планы на немца, и парню наверняка постараются создать все условия. А даже если и не получится – Феттель все еще будет достаточно молод, чтобы попытать счастья где-нибудь еще. Маурицио Арривабене пока не выглядит фигурой калибра Жана Тодта – но возможно, мы многого не знаем и у нового руководства Скудерии есть четкий план. Так, слухи отправляют в Маранелло Росса Брауна и Альдо Косту – одних из творцов триумфа «Мерседеса». Так или иначе, первых ощутимых плодов реструктуризации команды стоит ждать не раньше 2016-2017 годов.
Но подойдут ли друг другу «Феррари» и Феттель? К пилотам «Феррари» всегда приковано огромное внимание. Итальянские журналисты куда более кусачие, чем где бы то ни было в мире. В отличие от Алонсо, Феттель никогда не занимался «политическими интригами», нельзя сказать, что немец много сталкивался с давлением прессы – всем этим занимался Гельмут Марко. Если же немец не сможет «укатать» Райкконена в стиле Фернандо, а то и вовсе не сможет регулярно его опережать – он неизбежно столкнется с критикой и нелестными сравнениями. Выдержит ли Себ колоссальное давление СМИ и «тиффози»?
Кроме того, Себастьян с юных лет «варился» в системе «Ред Булл», теперь же попал в сообщество совершенно новых людей с немного иным менталитетом. Пока можно с уверенностью сказать, что абсолютно точно в Маранелло Себастьян поладит со своим другом Кими Райкконеном – насчет прочих такой уверенности нет.
Кто знает, возможно переход Себастьяна в «Феррари» – это большая ошибка, и в будущем Скудерия еще больше увязнет в кризисе, а «Ред Булл» во главе с Риккардо и Квятом вновь полетит к победам. Однако всего пару лет назад то же самое говорили про Льюиса Хэмилтона и «Мерседес» – англичанина считали едва ли не сумасшедшим, падким на деньги и ломающим свою карьеру авантюристом. Посмотрите, где сейчас «Макларен» и где Льюис – кто мог ждать такого в 2012 году?
«Формула-1» все еще непредсказуема и Себастьян Феттель вполне может стать тем, кто нас удивит больше всех в ближайшем будущем.
Фото: Fotobank/Getty Images/Dan Istitene, Mark Thompson
Для начала Пальцу надо хотя бы напарника начать обыгрывать, а кто-то уже рассуждает о его титульных перспективах. Он и в РБР-то перестал справляться, стоило команде утратить свою эксклюзивность. А вы хотите, чтобы он издыхающую Феррари тащил на себе. Смешно...
В 2009 же четвертое место было.
Если у Феттеля в Феррари появится хоть малейшая возможность бороться за титул ,как было это у Алонсо, то Себ её не упустит.
www.darrenheath.com/blog/fools-paradise
«Потратьте 5 мин, наблюдая работу команды РБ в их просторном, идеально чистом, впечатляюще спокойном гараже. А теперь давайте пройдем к Макларену. Конечно, команде из Уокинга в последнее время немного не хватало темпа, но просто посмотрите, посмотрите на их боксы.Там настолько чистый пол, что с него есть можно. Всё на своих местах, все согласованно работают над подготовкой переливающихся хромом болидов. А вот боксы Уильямса. Светло, чисто, упорядочено, эта инженерно-ведомая английская команда производит впечатление, как на трассе, так и вне её, на каждом уровне.
Кто следующий? Нет, вы видите не завод по производству снарядов эпохи Второй Мировой… Это Феррари!»
дочитал ровно до этого момента
п.с.
гыгыгы