Сайнс-младший и еще 5 молодых гонщиков, заслуживших место в «Формуле-1»
Глеб Каланов рассказывает о самых успешных пилотах молодежных серий 2014 года.
Сезон испанца можно сравнить с катанием на американских горках. После неудачного года в GP3 в «Ред Булл» не скрывали, что долго нянчиться с наследником великого раллийного чемпиона не станут и потому ждут от Карлоса в Мировой серии «Рено» только побед. Так что Сайнс взял с места в карьер, захватив лидерство с первых же гонок и не уступив его никому. Титул был взят уверенно, но нужно сказать, что выступления молодого гонщика не всегда отличались стабильностью – так, после доминирования в Спа он провалился на «Москоу Рейсвей», а после двух побед на «Поль-Рикаре» пришелся неудачный этап в Хересе.
Но куда больше перепадов по ходу сезона пережили карьерные перспективы Сайнса. Если вначале он рассматривался основным кандидатом на замену Жану-Эрику Верню в 2015 году, то затем, казалось бы, мир Карлоса рухнул одновременно с появлением на формульной арене Макса Ферстаппена. Менеджмент испанца начал лихорадочные поиски места в «Формуле-1», Сайнс вполне мог дебютировать по ходу сезона в составе «Катерхэма», ходили даже слухи о «Макларене», но неожиданный поворот в карьере Себастьяна Феттеля все-таки предоставил испанцу еще один шанс. В итоге, Карлос в следующем сезоне окажется там, где и должен был изначально – в «Торо Россо», под крылом Гельмута Марко.
Сайнс, безусловно, доказал право на участие в «Больших призах» – у испанца прекрасная чистая скорость, что особенно ярко проявляется в квалификациях, да и ошибок молодой пилот стал допускать куда меньше. Но положение в «Формуле-1» у сына знаменитого раллиста будет все же не таким стабильным, как у Ферстаппена, которому в руководстве «быков» готовы в случае необходимости предоставить больше времени на адаптцию. Борьба двух потенциальных звезд за место под солнцем наверняка будет упорной и захватывающей – доктор Марко суров, и на кону обоих пилотов будет их карьера.
Если победа Сайнса в Мировой серии «Рено» ожидалась, то вице-чемпионство Пьера Гасли в какой-то мере стало сюрпризом. Нет, обладатель Еврокубка «Формулы-Рено 2.0», безусловно, числился одним из фаворитов, но все же это очень молодой и малоопытный гонщик. Тем не менее, француз поразил несвойственной для юных парней стабильностью – да, не смог одержать ни одной победы, зато собрал целую россыпь подиумов, а когда финишировал вне тройки, то практически всегда зарабатывал неплохие очки. Учитывая разницу в опыте с Сайнсом, моральным победителем в «телячьем» противостоянии скорее нужно признать Гасли.
Хоть француз и молод, он уже зарекомендовал себя одним из самых перспективных «формульных» гонщиков – впрочем, «Ред Булл» редко берет себе в программу слабых. Если бы в «Торо Россо» было три места – нет сомнений, что Гельмут Марко рискнул бы бросить в пекло «Формулы-1» и Пьера. Однако время Гасли еще не пришло – и в силу возраста пилот вполне еще способен покататься в младших сериях и набраться опыта для полноценного дебюта в «Больших призах». Если в следующем году Пьер продолжит в том же духе, что и в 2014-м – «Ред Булл» наверняка приложит все усилия для трудоустройства этого таланта в «Формуле-1»
В отличие от Гасли, английский пилот не является акселератом – в свои 21 он добрался «лишь» до GP3, до этого имея за плечами пару лет различных чемпионатах «Формулы-3». Тем не менее, Линн в дебютный же сезон сумел оставить позади многих куда более опытных пилотов и выиграть довольно непростую для новичков серию. Алекс также берет стабильностью – в отличие от возможно более яркого соотечественника Дина Стоунмэна, англичанин провел сезон без перепадов, умудрился ни разу не сойти с дистанции и лишь в двух гонках остался без очков. Подобные выступления заставляют задуматься о повешении на Линна ярлыка наследника Дженсона Баттона – «бухгалтерские» навыки у Алекса на уровне.
«Ред Булл» не остался разочарован результатами Линна – англичанин, видимо, сохранит поддержку концерна и на следующий сезон. Плюсом является и тот факт, что делами Алекса управляет Александр Вурц – человек с определенными связями в автоспорте. В другое время такой пилот наверняка бы пригодился «Торо Россо» – увы для Линна, сегодня в молодежной программе «быков» конкуренция просто запредельная, которая закрывает двери «Формулы-1» перед англичанином в ближайшем будущем. Тем не менее, Алексу есть куда расти – после титула GP3 не зазорно попробовать себя в Мировой серии или GP2, или попытать счастья в кузовах. В любом случае, хорошую репутацию отличным сезоном Линн себе заработал.
Бельгийца можно смело признавать лучшим и самым перспективным пилотом в нынешнем сезоне GP2, хоть он и не выиграл титул. Ставший чемпионом Джолион Палмер выступал в серии уже четвертый год – как правило, столь многоопытные победители не пробиваются в «Формулу-1», если, конечно, это не надежда всей Венесуэлы. Вандорн стал вице-чемпионом в первый же год – и если бы не многочисленные проблемы с техникой и удачей в первой половине сезона, наверняка смог бы побороться и за победу. Четыре победы, шесть подиумов, три поула – Стоффель последовательно прогрессировал по ходу сезона, добиваясь все более высоких результатов как в квалификациях, так и в гонках.
Как и в прошлом сезоне, он показал способность быстро учиться в новых сериях – освоившись с техникой и резиной, бельгиец быстро достиг нужных результатов. Стоффель является протеже «Макларена», и, кажется, в Уокинге довольны своим молодым активом – Эрик Булье не устает рассыпаться в похвалах. В любом случае, дальше мариновать в GP2 таланта из Западной Фландрии смысла мало. Двумя успешными сезонами в сильнейших младших «формульных» чемпионатах бельгийский пилот уверенно доказал, что заслуживает шанс в «Формуле-1». Получит ли он его в следующем сезоне – вопрос все еще открытый, «Макларен» не огласил состав и небольшая вероятность у бельгийца есть.
Молодому испанцу, казалось, суждено было провести карьеру в кузовах – из пекла ДТМ в серии с открытыми колесами переходит не так много пилотов. Да и дела в немецком чемпионате шли вроде бы в гору – однако один из самых талантливых представителей поколения все же решил попытать счастья в «формулах», перейдя в Мировую серию «Рено». Риск был двойной, учитывая, что контракт Мери подписал с «Зета Корс», которая в отличие от «ДАМС», «Тек 1» и «Ардена» звезд с неба особо никогда не хватала. Тем не менее, сезон получился отличным – Роберто регулярно радовал отличным пилотажем и скоростью и постепенно прогрессировал. Мери – безусловно лучший пилот второй половины сезона Мировой серии «Рено», побороться за чемпионский титул ему помешали лишь технические проблемы на заключительном этапе в Хересе. Тем не менее, возвращение в гонки с открытыми колесами получилось весьма впечатляющим.
Роберто вполне созрел для перехода в «Формулу-1» – у испанца есть успешный опыт пилотирования мощных машин в ДТМ и Мировой серии, да и в ходе пятничных практик в составе «Катерхэма» он смотрелся явно быстрее Маркуса Эрикссона. Если «зеленый» коллектив сумеет дожить до следующего сезона, весьма вероятно, что один из кокпитов займет талантливый кастельонец – тем более что он, кажется, способен предложить «Катерхэму» не только свои гоночные таланты, но и деньги испанских спонсоров. И если это случится, то за команду из Лифилда можно будет только порадоваться.
Если у молодого гонщика имеется за плечами хорошая спонсорская поддержка, не стоит сразу вешать на него клеймо «денежного мешка» – в истории «Формулы-1» бывали весьма успешные рента-драйверы, чего стоит пример Ники Лауды, ну или на худой конец Педру Паулу Диниса. Соотечественник последнего, Фелипе Наср, способен построить далеко не самую плохую карьеру в «Больших призах» – по крайней мере, за это говорят его результаты в молодежных сериях. Бразилец выигрывал титулы в «Формуле-БМВ», Британской «Формуле-3», да и в GP2 показывал себя неплохо, хоть и не смог выиграть титул за три сезона выступлений в моносерии. Тем не менее, Наср практически всегда находился среди лидеров, а в этом году реально боролся за чемпионство, уступив лишь многоопытному Палмеру и реактивному Вандорну.
Быть может, Фелипе не слишком быстр на одном круге, зато крайне неуступчив на трассе – яркая борьба в стиле Кевина Магнуссена «Формуле-1» не будет лишней. Наверное, Наср и не является большим талантом и будущей звездой, однако есть уверенность, что позориться в «Больших призах» бразилец не будет. Более того, у него есть все шансы оставить о себе сильное впечатление – напарником латиноамериканца в «Заубере» станет Маркус Эрикссон, который, прямо скажем, пока оставляет скорбное впечатление и за сезон-2014 заслужил твердую двойку. Не вина Фелипе, что у него солидный бюджет и он смог опередить многих других в борьбе за место в «Формуле-1» – Наср сделал все зависящее от себя, и своего шанса, пожалуй, достоин.
Фото: Fotobank/Getty Images/Dan Istitene; twitter.com/PierreGASLY; twitter.com/alexlynnracing; Fotobank/Getty Images/Mark Thompson; twitter.com/robertomerhi; felipenasr.com/Paolo Pellegrini
Потому - не голосую ни за кого...