Баяны большого цирка
Решил так сказать, подвести итог сезону. Но не описывать прошедшее с выставлением зачетных баллов, а очень иронично, с сарказмом и естественно с максимально предвзятой и субъективной точкой зрения - заглянуть в ближайшее будущее. По мне, пробежаться, пусть даже и очень поверхностно по перспективам участников большого цирка - куда интереснее, чем озираться и смаковать некоторые, порой весьма приятные моменты прошедшего сезона. В общем, не хочу быть как все, которые в скором будущем начнут подводить итог традиционным, унылом способом.
Уильямс
Сезон в исполнение некогда великой команды, вызвал у меня весьма противоречивые чувства. С одной стороны, команда после провального прошлого сезона, боролась наконец, за самые высокие места, но с другой, так и не одержала ни одной победы, хотя имела для этого все возможности. Начало сезона было откровенно провальным, а ударная концовка и в какой-то части успешная середина - в большей степени объясняются тем, что соперники планомерно начинали сворачивать свои программы доработок болидов этого года. Стратегические решения, принимаемые командным мостиком, также отражали общую неэффективность команды. Скитания в подвалах, кажется, выбило необходимую, некогда чемпионскую жилку у команды. Расхлябанность, граничащая порой с непониманием происходящего на трассе, лишила команду достаточно большого количества очков.
Сами гонщики тоже сильно не дорабатывали. Многие, после относительно успешного сезона Боттаса, уже выстроились в очередь, записывать его в чемпионы. Но я, отношусь к его скорости и вообще перспективам, весьма скептически. Я привык многое оценивать в сравнение, а сравнивать Валттери по сути не с кем. Масса и особенно Мальдонадо явно не те, победы над которыми можно ставить в достижения. А еще, человеческая натура такова, что неудачи мы запоминаем с куда большим рвением, чем те или иные локальные успехи. Скажем, на мое субъективное мнение больше повлияла неспособность удержать, казалось бы, железное второе место в Сочи, нежели удачный прорыв на подиум в Сильверстоуне. В моем понимание, ценность гонщика заключается не в умение на лучшей технике разбросать соперников, а наоборот - не прогнуться на более слабой. Этого за Боттасом замечано не было. Да и Массе, по большей части просто не везло, чтобы громогласно говорить об избиение бразильца.
Таким образом, в перспективе - я не ожидаю дальнейшего развития Уильямса, при котором, они смогут оказывать давление на Мерседес. В лучшем случае, случится умеренная стагнация, а в худшем - команда скатится где-то на пятое место по силе болида, где будет цепляться за конец призовой десятки. Если не в следующем, так в 2016-м - реалии возобладают над романтизмом. Увы.
Феррари
Пожалуй, нынешний сезон, худший за последние много лет. Даже в провальном 2009-м, все было не так ужасно и тогда, были хоть какие-то реальные оправдания, а сейчас - только беспочвенное нытье и перебирание костей. Скудерия из года в год, одной из первой, начинала сворачивать программу доработки, переключаясь на следующий год. В этом сезоне, к сожалению, тоже ничего не изменилось, лишь летели щепки баранов отпущения. Все настолько плохо, что даже смена козла, т.е. Луки президента ди Монтедземоло - не способна в ближайшей перспективе вернуть команду в число претендентов на титул.
Когда Лука увольнял Косту, объясняя это тем, что тому не хватает смелых идей - подумалось, что вот оно, наконец, счастье! Но с того времени прошло целых 3 года, но мы так и не увидели фактически ни одной хоть сколько-нибудь интересной реализации смелых идей в жеребцах скудерии, как их не называй. Тогда, Лука, обвинил во всем Ньюи и его читеркую аэродинамику, пообещав показать кузькину мать в ее ограничениях. И вот наступил тот самый момент, но матери было не видать, а битые телевизоры нескончаемым потоком продолжали выносить из кабинета Луки. Все, как в баснях Крылова, про мартышку и квартет. Единственным светлым пятном в этом темном царстве, видится, лишь недавно пришедший из Лотуса Джеймс Эллисон. Но как говорится - один в поле совсем не воин, если он не Ньюи конечно. Да и Джеймс может так перебрать со свежими и смелыми идеями, что новое руководство может, и такой подход не оценить. Передний выхлоп времен Петрова, пожалуй, был апогеем чрезмерной гениальности агента Эллисона.
В общем, проблема Феррари отнюдь не в отдельно взятых личностях, а во взаимодействии этих отдельных личностей и частое вмешательство в дела этих личностей со стороны руководства. Команде нужна полная реорганизация всех структур, а не поверхностный размен шила и мыла. И если раньше разгильдяйство в команде еще как-то удавалось разгонять неуемному Алонсо, то сейчас, с приходом новой подбитой примы - все это видится совсем затхлым делом, особенно на фоне окончательно уснувшего Кими.
МакЛарен
Еще одна великая команда, которая запуталась в своем величии. 2 года без побед и подиумов сподвигли могучего и ужасного Рона Денниса лично вернуться и начать перестройку. В отличии от сварливых итальянцев, чопорному и жесткому Денису, как кажется, вполне по силам вернуть команду на стезю завоеваний. Учитывая, что Хонда, скорее всего не гнушалась следовать доступным лекалам Мерседеса и никак не была стеснена рамками ограничений во имя снижения расходов - вполне вероятно, что хуже, чем у Рено с Феррари у них не случится, даже с окном до новой омологации для этих неудачников. Ученик Ньюи тоже при деле. Он, Питер Продрому, знает - что, как и куда копировать. Если не в 2015-м, то в 2016-м. С добавлением собственных идей - есть достаточно большая вероятность того, что его сверхскоростное святейшество и патриарх всея Испании, за счет пресловутых волшебных шести десятых, потреплет таки нервишки зазнавшимся к тому времени и заплывшим жирком пилотам Мерседеса. Ну а в следующем году, патентный тролль MP4-30, должен будет на плечах все того же лучшего гонщика пелотона, если не регулярно, то с завидной долей героизма и с ведром на голове и другими всякими удивительными способами - давать пинка пилотам Ульямса с подуимов.
Единственное, что беспокоит, так это великое датское дарование, ну или кого там Алонсо выберет в себе напарники. Мне даже стало жалко Баттона в какой-то момент. Он то, провел неплохой сезон на фоне новичка. Хотя кого я обманываю? Неплохой сезон на фоне днища, 16-ти миллионов не стоит. Будет конечно не хватать хорошего парня Дженсона, но Формула 1 давно не пристанище благородных девиц. Интересно другое - готов ли Баттон ездить за еду с Алонсо или пойдет триатлонить в WEC к закадычному австралийскому неудачнику Марку Уэбберу? А самое главное - заплатят ли датские спонсоры за свою потенциальную национальную гордость? Барахтаться без титульного спонсора целый год - это форменное унижение в лицах других прославленных команд прекрасного далеко.
Ред Булл
Другое дело, вот газировщики на фоне всей этой возни. Стали фактически единственной командой с двигателями Рено и по сути, могут считаться в полной мере теперь заводской командой. Ресурсов море и все они тратятся и используются с умом и максимальной отдачей. Шасси в этом году у них было даже лучше, чем у доминирующего Мерседеса. Если смогут хотя бы в половину от 75-ти недостающих лошадиных сил сократить отставания от Мерседеса, то и количество побед должны будут увеличивать уже в следующем году раза в два.
Единственный вопрос в гонщиках. Сможет ли Риккардо продолжить в том же духе? Как он будет выглядеть под прессингом, при регулярной борьбе за самые высокие места? Сможет ли управиться с бременем лидерства? Тут вот у меня, сплошные сомнения. Для Дэна, куда лучшим вариантом видится выступление с более опытным гонщиком, матерым гонщиком, скажем таким - как Дженсон Баттон. Квяту на пользу тоже не пойдет выступление с Риккардо. Они мало чему друг у друга смогут научиться. Пробуксовки в обоих случаях будут неизбежны и сезоны так или иначе цельными не выйдут. Доктору Марко конечно виднее, ведь именно он вылепил из Феттеля статистически того, кем он по сути, не является, хоть недавно публично и расписался в этом. Хочется ошибаться, конечно, особенно насчет Квята, но логика подсказывает иное. Если в младшей команде ошибки Квяту прощались и порой даже их попросту не замечали, то теперь, каждое его действие будут рассматривать под микроскопом. Самое же худшее, если Гельмут Марко выберет себе в любимчики не Даниила. Церемониться с ним, как с Феттелем, точно не станут. Может выйти как с Петровом и Булье, которого последний поносил при каждом удобном и не очень случае. В общем, советую, особо не радоваться насчет раннего перехода Квята в топ-команду. Все это может быть дурной шуткой, а он лишь некой затычкой внезапно возникшей ситуации.
Эпилог
Я настраиваю себя всегда на худшее, чтобы потом, если чего, сильно не расстраиваться. Когда ожидания высоки, в любой сфере - можно поиметь неприятное, горькое послевкусие. Но и наоборот - успехи получаются при таком подходе в разы слаще и приятнее.
На этом, пожалуй, все. Ибо Мерседес, скорее всего, останется при своем с небольшими и незаметными подвижками в ту или иную сторону. Да и про них и противостояние их гонщиков было столько уже сказано и написано, что воротит по самое не могу. Форс Индия же может только скатиться к Зауберу и цепляться за очки по большим праздникам. Борьбы с МакЛареном, как в этом году, выйти у них не должно. А такой хороший гонщик, как Хюлькенберг, замариновался и уже не прогрессирует, что особенно хорошо заметно на фоне Переса, который еще полон мотивации, кому-то, что-то там, доказать. Все остальное тлен и до зеленой лампочки. Разве что здоровья всем, а остальное купится за деньги.
С Магуссеном жестковато - называть днищем при живом Райконене, но да ладно, не суть.
Автору на заметку.
---
Лотус сам виноват в этом. В первую очередь скотским отношением к пилотам, подсадкой на рентадрайверскую иглу и посадкой блатных Ромэйнов Крэшанов.
Но есть один, очень немаловажный нюанс, который может на корню многое изменить. Заключается он в том - продлят ли Льюиса и на каких условиях. И тут предпочтения и все остальное - уходит на второй план. Остается чистый воды бизнес. Но в целом, думается, что Льюису будет сложнее в следующем году.