Конец истории маленьких команд
Здравствуйте дорогие друзья! Статья будет посвящена очень актуальной теме последнего месяца – это банкротство маленьких команд: Caterham и Marussia.
Давайте вспомним конец 2009 года, когда было объявлено о создании 4 новых команд: Lotus F1 (catarham), Virgin (Marussia), HRT и USF1. До старта сезона 2010 не дожила USF1 на самом деле никто не знал, что это за команда, по слухам все было мутно и команда существовала только на бумаге. Про этот проект помнили и тень US витала вплоть до появление слухов о HAAS F1, но выход на старт HAAS все же более реальный, т.к. ей управляет хорошо зарекомендовавший себя Джим Хаас управляющий всем этим станкостроительным холдингом Хаас, который является генеральным спонсором команды Stewart из Наскара. И если ничего не произойдёт с Джимми, то как минимум год команда просуществует. Но вернемся вообще к истории Ф1, в свое время в 1990-е года, создавалось и уходило очень много частных команд. Потом был период рента драйверства. Кажется, история Ф1 повторяется.
HRT 2010 год
Marussia 2010 год
Lotus Тони Фернандеса 2010 год
USF1 так и осталось картинкой
Кто только не говорил о проблемах маленьких команд. Даже в самом начале их существования. Многие говорили об откровенном рента драйверстве в этих командах. Если Кейтерем и Маруся более или менее жили, хотя и на дне таблицы. То о HRT такого не скажешь с самого первого дня многие говорили о проблемах данного коллектива, одни ренты сменяли других, стабильного состава не было. И вот в конце 2012 года команда приказала долго жить сменив за свою историю 12 разных пилотов от Бруно Сенны до Ман Цин Хуа выступающих в данный момент в кузовах. Пожалуй, еще запомнился подколками над каруном и Нараином их антиподвигами. Но в целом команда не блеснула.
HRT 2012 года последнее фото данного коллектива и все кто был за рулем в 2012 году не считая тех кто в пиджаке ( Педро Де ля Роса, Нараин Картикиян, Витантонио Льюцци, Дани Клос)
О Кейтереме, впрочем, как и о Марусе мы будем вспоминать с теплотой. Проекты похожи были с самого начала. Пожалуй, они и боролись между собой. ХРТ всегда был где-то позади.
Взаимоотношения HRT и Lotus. Авария Каруна Чандхока и Ярно Трулли на гран при Монако 2010 года
Тони Фернандес с самого начала задумывал свой проект как возвращение легендарного имени Лотус. Их поддерживал Клайв Чемпмен. В общем команда была собрана боевая. Но в начале 2011 года начались прения из-за имени между Тони Фернандесом и Жераром Лопесом. В итоге победила более сильная на тот момент Рено и с 2012 именно эта команда стала Лотусом.
в итоге Team Lotus стал Caterham в 2012 году
Начиная с 2012 года уже у переименовавшегося в Кейтерем команды начались проблемы, неожиданно уже перед началом сезона на место Ярно Трулли был приглашен Виталий Петров, который принес с собой определенный бюджет. Команда была очень много раз на грани очков пожалуй среди всех болидов данного коллектива этот был наиболее конкурентоспособен и Кейтерем и как не странно именно Виталик, а не Хейкки был наиболее близок к очкам, но не сложилось. Хотя тот год удалось завершить на победной ноте впервые с 2010 года им удалось опередить Марусю в кубке конструкторов.
Впервые с момента создания Caterham опередил Marussia благодаря обгону Виталия Петрова в Бразилии за 11 место.
Затем в 2013 году продолжилась тенденция все больше увеличения рента драйверства в Кейтереме и наметились первые ростки будущего кризиса данного коллектива, Тони все больше занимался своим новым проектом ФК КПР и стал отходить от дел в кейтереме. Команда вернулась на привычное последнее место в кубке конструкторов.
в 2013 году Тони все больше отдаляется от Кейтерема в новую игрушку из Англии
И в 2014 году уже два пилота были рента драйверами. Но если Камуи в меньшей степени, то Маркус Эриксон конечно был классическим платным пилотом, самый слабый пилот в пелотоне, которому откровенно надо было еще как минимум год отъездить в младших сериях. Кризис в команде наступил летом, когда Тони продал команду и началась “болезнь” ХРТ, смена владельцев и руководителей в итоге привела к банкротству команды и уже на гран при США мы их не увидели. Но если удастся собрать деньги то мы увидим эту команду на гран при Абу Даби, но с моей точки это нечестно к болельщикам, которые ради одного гран при готовы платить бешенные деньги. Хотя и конечно покупая редкие вещи. Но на этом история еще одной команды закончена.
акция Кейтерема на момент опубликования статьи собрано 50% суммы для участия в гран при Абу Даби
О Марусе также мы можем сказать история закончена, хотя, как она начиналась. Все началось с успеха Брауна годом ранее, где главным спонсором была компания Верджин, на волне этого Ричард Бренсон создал собственную команду, которая была в очень приятных цветах, но не добившись желаемого успеха Бренсон продал команду российским бизнесменам, которые поставили очень амбициозную цель быть на подиуме в 2014 году. Но недостаток финансирования все же не привел к подиуму. Но очки команда взяла и этим запомниться. Также она запомнится двумя вещами менее приятными две похожие аварии в 2012 и 2014 году загубившие две карьеры Марии Де Виотты и Жюля Бьянки. Именно после аварии последнего начались проблемы у Маруси, хотя до этого все было тихо и мирно и стало громом среди ясного неба новость о том что та не выйдет на старт гран при США, хотя все же первые сигналы появились уже на гран при Бельгии, когда не заплатив мимо руля чуть не пролетел Макс Чилтон. Но это как мне казалось были частности. А как оказалось потеря лидера в лице Жюля привела к концу команды.
Радость от 9 места на гран при Монако 2014 года обещавшее безоблачное будущее...
...сменилось безудержным горем и концом для команды после аварии Жюля Бьянки на гран при Японии 2014 года
Если подводить итоги данной статьи, то мы можем сказать, что сейчас, как и в 90-начале 2000-х всем правят деньги и это очень печально, из 10 талантов только один попадает в Ф1 и то благодаря специальным программам подготовки ред булла или Феррари. Также мне спорна инициатива 3 болидов у 3-х команд вместо Кейтерема и Маруси. Формула 1 как бы она привлекательна не была теряет свой шик.
P.S. Здоровья Жюль
что значит "нечестно к болельщикам" ? во-первых, их же никто не заставляет жертвовать деньги,это добровольное дело каждого, как он тратит свои деньги; во-вторых, команда честно предупредила болельщиков, что они на следующий год всё равно не выйдут на старт, то есть никого не обманывает, и болельщики чётко понимают, на что они тратят свои деньги)
Это поэтому Брэнсон наряжался стюардессой на рейс Air Asia? Маруся опеделила Кейтерем только в прошлом году, до этого по итогам года выше всегда были крокодилы