Квят перешел в топ-команду. Что это значит?
Возможно, самая важная новость в истории российских автогонок: 20-летний Даниил Квят переходит в лучшую команду «Формулы-1». Sports.ru объясняет, как это произошло и что будет дальше.
Как это вышло?
Известие об уходе Себастьяна Феттеля стало крайне неожиданным – кто мог предположить, что немец покинет родной «Ред Булл» после сезона-2014? Однако в том, что чемпиона заменит Даниил Квят, нет ничего удивительного. Руководство «быков» всегда подчеркивало приверженность курсу на «самообеспечение», предпочитая пилотов из собственной молодежной программы всем прочим. В прошлом сезоне команда приняла, казалось бы, не самое удачное решение отказаться от Кими Райкконена в пользу Даниэля Риккардо – но австралиец полностью оправдал высокое доверие, и сегодня с удивительной легкостью разрывает Феттеля на гоночных трассах. Неудивительно, что решимость обходиться собственными кадрами у Дитриха Матешица только усилилась.
Квят оказался в нужное время и в нужном месте. Единственный конкурент, напарник Жан-Эрик Вернь выступает на равных с Даниилом, имея при этом на два сезона больше опыта. Но программа «Ред Булл» не награждает «за выслугу лет» – француз был безжалостно лишен места в «Торо Россо», а значит и в старшую команду его принимать никто не собирался.
Даниил же завоевал очень хорошую репутацию сильными и стабильными выступлениями, а также небольшим превосходством над напарником в квалификациях – для молодого новичка, практически не получившего «наката» перед дебютом, он демонстрирует отличные результаты. Учитывая ориентированность «Ред Булл» на «своих» гонщиков – соперников за место в старшей команде у Квята не было.
Потянет ли он?
Решение «Ред Булл» выбрать в прошлом году Риккардо было рискованным, но подписание Квята сейчас выглядит еще большим риском. Австралиец откатал два с половиной сезона в «Торо Россо» и «ХРТ» и на момент перехода в «Ред Булл» был на четыре года старше, чем Квят сейчас – опыта у него куда больше, чем у русского гонщика.
Тем не менее, Даниилу не привыкать к давлению и условиям, требующим быстрого обучения – многие выражали сомнения в его перспективах в Больших призах в столь юном возрасте и без опыта выступлений в Мировой серии «Рено» или GP2, а тестовых дней за рулем болида «Формулы-1» явно не хватало. Тем не менее, Квят едва ли не сразу начал выступать на серьезном уровне, заслужив лестные отзывы и одобрение специалистов.
Квят редко ошибается, демонстрирует хорошую скорость и контроль над машиной и вовсе не выглядит новичком на трассе. В отличие от других дебютантов чемпионата – таких как Кевин Магнуссен, у которого частенько проскакивают приемы ведения борьбы из молодежных серий, или Маркус Эрикссон, который разбивает машины и допускает ошибки, – Даниил пилотирует спокойно и уверенно.
Конечно, недостаток опыта сказывается – по ходу сезона было заметно, что на тех трассах, где Квят выступает впервые, ему приходится гораздо тяжелее, нежели на хорошо знакомых по младшим «формулам» европейским автодромах. Разумеется также, что статус топ-пилота потребует куда большего, чем быть просто хорошим гонщиком. Но Даниил талантлив и в состоянии добиться еще большего прогресса.
Что, мы скоро увидим русского чемпиона «Формулы-1»?
Наверняка у многих российских поклонников «Формулы-1», поддерживающих русского пилота, от сегодняшних новостей заблестели глаза и затряслись руки – наш парень будет выступать в команде, претендующей на победы и последние четыре года выигрывавшей все титулы. Однако ярый оптимизм пока следует попридержать – во-первых, «съевший» четырехкратного чемпиона мира в его же команде Даниэль Риккардо вряд ли захочет уступать вчерашнему дебютанту. О великих свершениях не может быть и речи, пока Квят, как минимум, не станет регулярно соответствовать уровню выступлений Риккардо.
Во-вторых, «Ред Булл» не единственная топ-команда в пелотоне, а прямо сейчас даже не лучшая – «Мерседес» явно нацелен на долголетнюю гегемонию, сегодня его машина и силовая установка вне конкуренции. Кроме того, Эдриан Ньюи несколько отошел от дел, а коллектив покинули такие личности, как специалист по аэродинамике Питер Продрому и главный механик Кенни Хэндкаммер. Конечно, шасси «Ред Булл» и в этом году получилось отличным, инженеры «Рено» вполне в состоянии доработать свой горемычный мотор, а колоссальные ресурсы команды являются великолепным подспорьем – но вовсе не факт, что австрийская конюшня уже в следующем сезоне снова полетит к титулам. Наверняка теперь многие в России пожелают «быкам» успехов – однако не стоит ждать, что все сразу сложится, и у «Формулы-1» появится русский чемпион мира. Но кто знает, что будет, если «Ред Булл» и «Рено», отныне уделяющий австрийской команде особое внимание, сумеют построить хорошую технику.
Что будет с Феттелем?
Себастьян явно разочарован – провальным сезоном, собственной командой, теряющей ключевые кадры один за другим, машиной, в кои-то веки не способной всерьез бороться за титул. Для Феттеля пришло время что-то менять, и предложение «Феррари», о которой Себ давно грезил, стало подарком судьбы. В «Ред Булл» Феттель выиграл все, что мог, но его дела явно пошли на спад и, кроме того, несмотря на четыре титула, Себастьяна по-прежнему не считают легендой чемпионата и даже самым сильным гонщиком. Все и всем доказать можно, только если пойти по пути Михаэля Шумахера, покинувшего в середине 90-х «Бенеттон» ради находившейся в кризисе «Феррари».
Вот только что ждет Феттеля в Скудерии? В свое время под Шумахера была собрана дрим-тим, вместе с ним в Маранелло переехали лучшие инженеры, и все равно на достижение успехов потребовалось несколько лет.
Сейчас в «Феррари» вновь наблюдаются разброд и шатания, и факторов, благодаря которым будет преодолен затяжной спад, пока не видно – в ближайшие годы переломить ситуацию будет очень трудно. Кроме того, Феттель вполне может не сойтись характерами с персоналом Скудерии – пожалуй, Кими Райкконен – единственный, с кем он точно поладит.
Не исключено, что переход Феттеля – ошибка, и в «Феррари» немец ничего не добьется. Однако оставить все, как есть, кажется еще большей ошибкой – один-два сезона подобных нынешнему могли бы привести к полной утрате авторитета четырехкратного чемпиона мира.
Себ может позволить себе рискнуть – у него четыре титула, и если он сможет добыть в рядах Скудерии пятый – в статусе легенды и почетном месте в истории ему никто не откажет.
Как Квяту нужно выступать, чтобы его не попросили на выход?
«Ред Булл» предъявляет совершенно иной уровень требований по сравнению с типичным середняком «Торо Россо» – необходимо стать быстрее и стабильнее, а также подковаться в понимании техники. Расслабляться нельзя в любой топ-команде, но в стане «быков» это особенно важно – талантливые парни из молодежной программы, в частности, Макс Ферстаппен, наверняка захотят отобрать у русского гонщика место в главном коллективе.
И все же при этом в первый сезон от Квята не станут требовать больших чудес – в 2015-м он будет лишь «второгодкой», плюс окажется в одной конюшне с очень сильным напарником – быть может, на раскачку Даниилу дадут года полтора. Тем не менее, сильно отставать от Риккардо нельзя – Гельмут Марко скор на расправу и способен моментально сменить милость на гнев. Трудно предсказать, каких именно результатов позволит добиться машина «Ред Булл» в следующем году, так что главным мерилом станет сравнение результатов с напарником.
Что это значит для «Ред Булл»?
Есть два «неспортивных» момента – зарплата Квята будет куда скромнее оклада многократного чемпиона и позволит пустить освободившиеся средства в развитие машины. Да-да, даже у «Ред Булл» бюджет ограничен и деньги в концерне считать умеют. Кроме того, для компании Дитриха Матешица подписание Квята – это выход к огромному российскому рынку, колоссальное повышение узнаваемости бренда в нашей стране и шанс заключить спонсорские контракты с партнерами из России. Безусловно, Даниила выбрали из-за его таланта – грешно сомневаться в мотивах «Ред Булл», всегда ставивших на первое место способности пилота. Однако дополнительная маркетинговая отдача – это всегда приятно, и не является лишним ни для одного гонщика.
Что это значит для России?
Если Даниил Квят «потянет» уровень топ-пилота и на регулярной основе начнет бороться за победы и даже титулы – это может поднять до небес интерес к автоспорту в нашей стране.
Сегодня немногие помнят, что до Михаэля Шумахера к «Формуле-1» Германия была в общем-то равнодушна. Успехи «Солнечного мальчика» заставили немцев «заболеть» гонками, и позволили стране приводить два Гран-при в году – и оба с полными трибунами.
Подобных примеров немало, и все они естественны – для многих важно присутствие в соревнованиях «своих» участников, которые неизбежно подогревают интерес к виду спорта. Тем более, если «свои» спортсмены находятся среди лидеров.
Кто знает, быть может в скором будущем трансляции «Формулы-1», перенесенные на канал «Россия-1», станут бить рекорд за рекордом ТВ-рейтингов, билеты на Гран-при в Сочи будут распродаваться за пару дней, а в стране начнется массовое строительство картодромов?
Достоин ли, готов ли Квят к роли топ-пилота – покажет время. Даниилу предстоит много тяжелой работы и серьезных испытаний, и вся его дальнейшая карьера будет зависеть от того, как он справится и какие результаты покажет в ближайшие сезоны. Ну а пока хочется просто порадоваться за молодого уфимского парня, сумевшего в 20 лет попасть в элиту главного гоночного чемпионата мира. Могли ли вы представить такое два-три года назад? Впервые в истории у гонщика из России появится шанс побеждать.
Фото: Fotobank/Getty Images/Peter Fox, Lars Baron, Mark Thompson
Никто не знает какие машины кто построит к сезону.
А Даня молодец, заслужил, удачи ему дальше и не расслабляться ни в коем случае.
Удачи, Даня!
Да и вобще очки не показательны - слишком много случайных факторов изменяют их количество в разы, если борьба идет за 9-10 места.