Какие переходы могут произойти в «Формуле-1» в 2015 году
Если Фернандо Алонсо покинет «Феррари», в Большом цирке возникнет эффект домино. Глеб Каланов рассуждает о возможных изменениях в составах команд «Формулы-1».
Ключевая фигура
Ежегодное развлечение поклонников «Формулы-1» – «глупый сезон» слухов и сплетен о переходах гонщиков – в самом разгаре. Состав пилотов следующего чемпионата может как не претерпеть серьезных изменений, так и представить кардинально новые и любопытные сочетания гонщиков. Информации из паддока этой осенью необычайно много и любителям автоспорта есть над чем пораскинуть мозгами и «пованговать». Отделить правду от откровенных уток не так просто в такие периоды, а ложных и просто дурацких новостей сейчас и впрямь много – потому время и называют «глупым».
Однако, несмотря на обилие противоречивых сведений, до сих пор еще не было объявлено официально ни об одном переходе, за исключением пришествия в «Торо Россо» юного Макса Ферстаппена. Причиной тому – неспешность Фернандо Алонсо в принятии решений относительно собственного будущего. Испанец «держит» рынок, заставляя прочих участников застыть в полупозиции в ожидании официальных новостей о подписании контракта Фернандо с одной из команд.
Судя по всему, «Феррари» и Алонсо устали друг от друга – астурийцу надоело из года в год сражаться с собственной машиной вместо реальной борьбы за титул. Скудерия же явно не в восторге от ряда высказываний Фернандо, его сомнений относительного будущего «Феррари», и разочарована тем, что испанец при всех своих многочисленных достоинствах так и не стал для команды вторым Михаэлем Шумахером и по-прежнему не может принести «алым» чемпионский титул. Кроме того, двукратный чемпион мира в последнее время явно не в ладах с Марко Маттиаччи, и это мешает перспективам гонщика в «Феррари». Алонсо явно не прочь покинуть команду, вот только куда ему идти?
Сам испанец, безусловно, был бы счастлив оказаться в «Ред Булл» или «Мерседес» – переход в эти коллективы, скорее всего, дал бы шанс уже в следующем сезоне попробовать наконец выиграть третий титул. Однако ни в Бракли, ни в Милтон-Кейнсе Алонсо не ждут – у «Мерседеса» на контрактах очень сильная пара Хэмилтон-Росберг, да и Ники Лауда явно не в восторге от Алонсо, а в «Ред Булл» давно провозглашен курс на собственных воспитанников, и если Себастьян Феттель или Даниэль Риккардо вдруг покинут команду – то взор Дитриха Матешица в первую очередь обратится на пилотов «Торо Россо».
Если Фернандо и покинет «Ферарри», то только ради «Макларена» – будущий партнер британской команды «Хонда» лезет из кожи вон, чтобы обеспечить второе пришествие испанской мессии в переживающий не лучшие времена коллектив. Японцы готовы удовлетворить все финансовые потребности новобранца, Рон Деннис наверняка не наступит на любимые грабли в очередной раз и предоставит Алонсо статус лидера коллектива – но «Макларен» не может дать Фернандо главного. Нет никакой гарантии, что «Хонда» сумеет собрать конкурентоспособный мотор, а значит, нет гарантии на возвращение команды в число лидеров и борьбу за чемпионство. Впрочем, такой гарантии не может дать и нынешняя «Феррари» с целым рядом новых людей в руководстве и техническом штабе – перед Фернандо стоит тяжелый выбор. Так или иначе, решение Алонсо станет «триггером» для всех остальных.
Метания лидеров
«Макларен» твердо намерен заполучить в свои ряды топ-пилота – Дженсон Баттон, видимо, в глазах Денниса и «Хонды» уже не удовлетворяет этому званию. Помимо Алонсо, британская команда проявляет интерес к старому знакомому Хэмилтону и переживающему не лучшие времена Феттелю. Однако перспективы их возможного перехода также туманны – Льюис выступает в рядах сильнейшей конюшни пелотона, возможно, являющейся лидером на годы вперед, и вряд ли захочет вернуться к корням. Лишь серьезный конфликт с руководством «Мерседеса» может заставить англичанина покинуть «серебряные стрелы» – такой исход видится крайне маловероятным.
А вот переход Феттеля видится не столь маловероятным – дела немца в «Ред Булл» идут скверно, Себастьян теряет авторитет, регулярно проигрывая Риккардо, и впервые в карьере рискует провести полный сезон в «Формуле-1», не одержав ни единой победы.
Карьере Себа явно нужен новый вызов – такой, как переход в другую команду. «Макларен» явно не против заполучить Феттеля – четыре чемпионских титула сами по себе более чем удовлетворяют критериям так необходимого команде топ-пилота, но нужна ли утратившая былые позиции конюшня привыкшему к чемпионским болидам Себастьяну? А вот предложение «Феррари» явно имело бы больше шансов – Феттель всегда говорил о мечте надеть когда-нибудь алый комбинезон. Однако эта перспектива будет зависеть от того, какое решение примет Фернандо Алонсо.
Резюмируя, можно с высокой долей вероятности утверждать, что среди топ-коллективов сменить комбинезон могут лишь двое – Алонсо и Феттель, причем будущее второго во многом зависит от решения испанца. Прочие же, скорее всего, сохранят места – Хэмилтон и Росберг на контрактах, так же, как и Кими Райкконен; недавно подтвердил состав и «Уильямс», ну а заставить «Ред Булл» расстаться с Риккардо может разве что временное помешательство у Дитриха Матешица.
Что с середняками?
В середине пелотона ситуация более запутанная – как уже было сказано, в «Макларене» возможны перемены, но при этом Кевину Магнуссену, вероятно, опасаться нечего, в отличие от более опытного Баттона, который ни со спортивной точки зрения не потянул статус лидера коллектива, ни с маркетинговой (хотя для «Хонды» популярный в Японии Дженсон был бы весьма кстати). С «Торо Россо» все уже ясно – Даниил Квят достаточно впечатляюще выглядит в дебютном сезоне, чтобы без вопросов получить продление контракта, а его напарником станет дерзкий юнец Макс Ферстаппен.
«Форс-Индия», думается, более чем довольна нынешним составом, и если никто из пилотов не уйдет на повышение – сохранит пару Хюлькенберг-Перес. Однако если к мексиканцу, уже имеющему неудачный опыт в «Макларене», топ-коллективы будут присматриваться с изрядной долей осторожности, то по Нико топ-команды давно плачут. Но Хюлькенбергу все никак не удается совершить рывок вперед в карьере – и скорее всего, и в этот раз ему предпочтут других, хотя немец демонстрирует великолепную стабильность по ходу сезона и вполне пришелся бы ко двору в том же «Макларене» или «Феррари».
У других же конюшен пока еще не гарантирован даже сам факт выступления в следующем сезоне – Адам Парр недавно обмолвился о вероятности серьезного сокращения команд в 2015 году. Тем не менее, «Лотус» вроде как помирать не собирается, хотя ситуация в коллективе аховая – Пастора Мальдонадо в середине сезона не от хорошей жизни подтверждают. Деньги от PDVSA, спонсирующей незадачливого венесуэльца, должны помочь «Лотусу» оставаться на плаву. Что касается его напарника, то Ромену Грожану место отнюдь не гарантировано – у спонсора француза, компании «Тоталь», в конце года заканчивается контракт с черно-золотой командой, который продлен, скорее всего, не будет.
Оставят ли в Энстоуне Грожана и без спонсорской поддержки? С одной стороны, Ромен зарекомендовал себя довольно сильным гонщиком, достойно сражаясь с Райкконеном, а уж на фоне Мальдонадо выглядит и вовсе профессором. С другой – «Лотус» явно нуждается в деньгах и вполне может предпочесть финансовую поддержку мастерству. И в этом случае будущее Грожана в «Формуле-1» отнюдь не гарантировано – для «Макларена» он слишком мелкая птица, в «Форс Индии» места пока заняты, а в командах ниже классом вероятность привлечения рента-драйверов еще выше.
Так, «Заубер» весьма вероятно расстанется с обоими пилотами – Адриан Сутиль хоть и выглядит лучше напарника, много денег не приносит. Эстебан Гутьеррес, хоть и имеет за плечами поддержку самого Карлоса Слима, второй год доказывает собственную профнепригодность – говоря откровенно, мексиканцу делать в «Формуле-1» нечего и на его место имеет смысл попробовать кого-то еще. Скорее всего, состав «Заубера» на будущий сезон удивит многих и будет вдвойне удивительнее, если там не окажется два рента-драйвера. Если команде повезет, то благодаря связям с «Феррари» в Хинвиле может появиться протеже Скудерии Жюль Бьянки, явно засидевшийся в «Марусе». А так, наибольшими шансами обладают, пожалуй, Гидо ван дер Гарде и Сергей Сироткин, уже входящие в систему команды. Если спонсоры не отвернутся от вышеупомянутых гонщиков – то их появление в пелотоне весьма вероятно.
Что касается «Маруси» и «Катерхэма», то будет весьма удачно для этих команд, если они сумеют выйти на старт в 2015 году, а уж кто там окажется – дело десятое, тем более предугадать это очень сложно. Обе команды готовы посадить за роль кого угодно, лишь бы за него заплатили кругленькую сумму – как иначе объяснить присутствие в пелотоне Маркуса Эрикссона? В «Марусе» все идет к тому, что в следующем сезоне красный комбинезон наденет американец Александр Росси, прямо скажем, не блещущий результатами в молодежных сериях. А «Катерхэм» активно контактирует с де-факто отвергнутым «Ред Булл» Карлосом Сайнсом-младшим и его соотечественником Роберто Мери – однако даже если в следующем сезоне на стартовой решетке в зеленом комбинезоне появится вечно улыбающийся Нараин Картикеян, удивляться этому не стоит.
Время прощаться?
Молодежные серии в этом сезоне довольно бедны на таланты – по-настоящему сильных и готовых к «Формуле-1» гонщиков практически не видно. Возможно, хорошие шансы оказаться в «Формуле-1» имеет протеже «Макларена» Стоффель Вандорн – дебютный сезон в GP2 проходит не слишком гладко, однако бельгиец сейчас занимает достойное третье место. Благодаря поддержке британской команды Вандорн вполне может надеяться на место в небольшой команде, чтобы пойти в «Формуле-1» по стопам Жюля Бьянки. Фелипе Наср, по слухам, обладает очень неплохим бюджетом, на который могут позарится многие в хвосте пелотона. В «Уильямс», где бразилец является третьим пилотом, ему, видимо, попасть не суждено, однако миллионы долларов могут помочь ему попасть в «Заубер», с которым менеджмент бразильца ведет переговоры.
А вот покинуть чемпионат в этом сезоне рискуют как ребята вроде Гутьерреса и Эрикссона, целиком зависящие от щедрости своих спонсоров, так и хорошо зарекомендовавшие себя пилоты. Если Баттон все-таки лишится места в «Макларене», весьма велика вероятность, что продолжить карьеру в Больших призах англичанин не сможет – топ-командам он не нужен, середняки явно не потянут его финансовые запросы, а в аутсайдеры пилот и сам бы не пошел. Возраст у Дженсона далеко не юный, и его будущее сейчас оказывается под большим вопросом.
Жан-Эрик Вернь впечатлил многих блестящей гонкой в Сингапуре, да и если посмотреть на нынешние выступления Даниэля Риккардо и вспомнить, что француз выступал с ним практически на равных – то можно определенно сказать, что место в пелотоне Вернь заслужил. Однако система «Ред Булл» жестока, и Гельмут Марко уже объявил, что в «Торо Россо» Жан-Эрик не останется. В другие команды пристроиться ему будет непросто – спонсоров у француза нет, а талант в нынешней «Формуле-1» ценится чуть меньше, чем хотелось бы.
Похожая судьба, как уже говорилось выше, угрожает Грожану, а также рискуют распрощаться с «Формулой-1» Сутиль и Кобаяси. Немец надежд «Заубера» не оправдывает и рискует обречь себя в дальнейшем зарабатывать на жизнь своей замечательной игрой на пианино, а второе пришествие японца в чемпионат выглядит ошибкой – в «Катерхэме» Камуи, похоже, не приобрел никаких вистов для своей репутации и лишь впустую потерял время.
Скорее всего, в ближайшие дни мы узнаем немало интересных и занятных слухов и сплетен, как близких к правде, так и выглядящих откровенно фантастическими – чего стоит только недавняя весть о возможном переходе Алонсо в «Лотус». Однако первый же оформленный переход вызовет эффект домино – гонщики начнут подписывать соглашения один за другим, и в итоге мы наверняка получим очень любопытный состав пилотов на следующий чемпионат. А пока – следим за новостями, ловим слухи – ведь с «глупым сезоном», как ни крути, за «Формулой-1» следить куда интереснее.
Фото: Fotobank/Getty Images/Paul Gilham, Dean Mouhtaropoulos, Vladimir Rys Photography, Peter Fox
Вы серьезно?
Причину в ситуации в Феррари, которую можно вынести только из многочисленных слухов и сплетен, а руководство и гонщик уже подчеркивали, что перехода не будет (что конечно же не гарантирует), это трения между новым руководством и гонщиком. И как они разрешаться пока никому не известно. А про устал и тому подобное можно было еще два года спекулировать, когда пилот не особо лестно высказывался о машине и точно не стал вторым Михаэлем Шумахером (а все то думали будет по ночам во Фьорано разъезжать на тестах, которые отменили). Только что-то перехода не состоялось.
Кими в Феррари-Жан ушел
________________
верно, при Кими только на серьезное повышение уходят