Хельмут Марко - Все еще возможно!
Вопрос: Хельмут, вы очень долго разговаривали с главным конструктором Red Bull Робом Маршаллом в Сингапуре. Вы разговаривали о дальнейшем развитии болида в 2014 году, или он сосредоточил свое внимание на следующем сезоне?
Хельмут Марко: В основном мы разговаривали о нашем развитии на 2015 год. Тема была о лучшей интеграции силового агрегата в шасси и, следовательно, о необходимости получить еще более тесное сотрудничество с Renault на следующий сезон ...
Вопрос: ... это приводит нас к следующей теме: встрече Renault и представителей клиентских команд – Red Bull, Toro Rosso, Lotus и Caterham. О чём шла речь?
ХМ: О том, как мы можем улучшить силовой агрегат в 2015 году, как повысить надежность и эффективность работы на трассе.
Вопрос: Совсем недавно Жерар Лопес заявил, что Red Bull был всегда номером один для Renault и что в этом сезоне все стало еще более очевидно...
ХМ: Это не так. В течение многих лет мы были их клиентами, как и все другие, и только благодаря нашим успех мы стали ближе друг к другу, но Lotus все равно в течение длительного времени оставался любимцем Renault. Все изменилось совсем недавно. За этим последовало объявление, что Red Bull будет официальным партнером Renault.
Вопрос: Вы говорите, что в прошлом обе команды - Red Bull и Lotus - имели равные права, но в этом сезоне «симпатии» перешли к Red Bull?
ХМ: Это было очень заметно по результатам: в прошлом сезоне Райкконен и Грожан были самыми яростными нашими конкурентами. В этом году ситуация изменилась, если вы посмотрите на то, где они находятся. Во времена, когда силовой агрегат является ключом к успеху вы должны сосредоточиться на наиболее перспективных вариантах. Не забывайте, в этом сезоне у Renault четыре разных двигателя, которые нужно было адаптировать к шасси. В следующем году силовая установка будет одна – разработанная Red Bull Racing совместно с Renault, а остальным придется принять её такой, какая она есть. Это самое эффективное решение. Mercedes доказали, что такая модель успешна – у них только одна версия силовой установки. Как и у Ferrari.
Вопрос: Вы только что сказали, что Renault плотно сотрудничает с Red Bull. Это долгосрочное партнерство или оно нацелено только на 2015 год?
ХМ: Сейчас мы в процессе укрепления технического сотрудничества, чтобы в 2015 году на равных бороться с Mercedes. Для долгосрочной перспективе мы должны обсудить, как будем сотрудничать на более широком уровне в течение более длительного периода.
Вопрос: Сингапур стал хорошим исключением из правил, но по сравнению с четырьмя прошедшими сезонами, в этом сезоне Себастьяну Феттелю не везет. Как вы собирается исправлять это?
ХМ: Мы стараемся оптимизировать все элементы, чтобы решить эти проблемы. Однако вспомните, в Сингапуре в пятницу у него отказал двигатель - такого не случалось раньше, но проблема вновь произошла у Себа! У Lotus, Caterham и Toro Rosso возникают проблемы, но у обоих пилотов. В нашем же случае всегда у Себа!
Вопрос: Так что вы можете пообещать ему на 2015?
ХМ: То, что мы проведем лучше тесты и что у двигателя будет больше мощности. У нас было техническое совещание, где мы обсудили модернизацию силового агрегата, которая должна быть завершена к июлю 2015 года. Таким образом, к началу европейских этапов мы будем иметь действительно конкурентоспособный силовой агрегат.
Вопрос: Это звучит так, как будто первые четыре этапа 2015 уже списаны...
ХМ: Мы доказали в этом сезоне, что даже с нехваткой мощности мы можем конкурировать успешно, это значит, что в следующем году на первых этапах все будет не так уж плохо.
Вопрос: Имя Себастьяна часто связывают с переходом в другие команды. Он смеется над этими слухами, но насколько это реально?
ХМ: Прямо сейчас я не уверен, в какую команду его отправляют - все меняется изо дня в день. Очень сложно идти в ногу со всеми слухами! (смеется)
Вопрос: Давайте будем честными, без результатов Даниэля Риккардо этот сезон выглядел бы скучным для Red Bull...
ХМ: Я бы немного не согласился с этим. Вспомните Канаду: у обоих были шансы на победу. В Будапеште тоже самое: машина безопасности сыграл против Себа. В этих гонка они имели одинаковую скорость, но обстоятельства складывались не в пользу Себа.
Вопрос: Четыре года в Red Bull была «Феттельмания». Как вы справляетесь с этой ситуацией сейчас, когда ваша звезда сияет не так ярко?
ХМ: Мы не создаем суеты вокруг этого - это делают средства массовой информации. Себастьян испытывает немного трудные времена - тем более, что на другой стороне гаража все работает хорошо.
Вопрос: Почему в Toro Rosso на следующий сезон вы взяли Макса Ферстаппена. Что вы ожидаете от него?
ХМ: Он исключительный талант, который появляется лишь раз в десятилетие...
Вопрос: Можете ли вы сравнить его с кем-то?
ХМ: Скорее всего с Айртоном Сенной. В таком случае вы не должны смотреть на его возраст. Он общался с экспертами по работе с молодежью, все они уверяют меня, что в плане развития он ближе к 22-летнему парню, чем к 16-летнему. Если говорить про его умение работать за рулем, то он с четырех лет профессионально занимается гонками. Таким образом, мы ожидаем, что он будет конкурентоспособными с первой гонки. Мы не играем в лотерею - мы знаем, что мы делаем. И успех доказывает нашу правоту.
Вопрос: Как вы будете работать с ним? Возможно, ему нужно гораздо больше внимания, чем кому-то постарше?
ХМ: Как я уже сказал: психологически ему больше 20 лет! И да, мы интенсивно работаем с ним. Он примет участие в пятничных свободных заездах. Недавно он проехал 400 км в Италии. Когда есть возможность он работает на симуляторе, а физической и психологической подготовкой с ним занимаются лучше специалисты. Да, некоторые вещи станут понятны только тогда, когда начнется сезон 2015 года. Учитывая сказанное, он получит совершенное «образование», прежде чем выйдет на старт.
Вопрос: Возвращаясь к 2014 году, что возможно в этом сезоне?
ХМ: Мы хорошо провели гонку в Сингапуре. Конечно, на трассах с большим количеством прямых Mercedes по-прежнему намного быстрее, но когда на трассе много поворотов, то большое значение имеет шасси, и мы вновь в игре. Мы хотим сохранить вторую позицию в Кубке Конструкторов, поскольку Williams и Ferrari догоняют нас. Williams стал сильнее. И верите ли вы мне или нет, но у нас еще есть шансы на победу в личном зачете. С двойным очками в Абу-Даби это возможно!
Вопрос: Значит вы, наконец, согласились с двойными очками в последней гонке?
ХМ: Да, сейчас нам нравится это правило! Но если мы потерям второе место в Кубке Конструкторов, то мы будем его проклинать! (смеется)
================
А когда проблемы возникали всегда у Марка - это было нормально )))