Что нужно знать о Гран-при Сингапура
Огни большого города, погоня за лидерами, ограничение свободы слова и скандал 2008 года – в предисловии к Гран-при Сингапура.
Ночную гонку «Формулы-1» по улицам суперсовременного города можно увидеть только в Сингапуре. Фото: REUTERS/Edgar Su
Ночной город, пустынная трасса, никаких признаков полиции и отсутствие камер над головой. И даже если за рулем благоразумный водитель, у него в голове тоже может пронестись мысль разогнать свой автомобиль несколько быстрее обычного или даже потягаться в скорости с обладателем вон того «фокуса» впереди. Наверное, мысль лихо погонять по ночным улицам не приходила в голову только ярому ненавистнику автогонок или фантастически законопослушному человеку – правда, необязательно ее воплощать на практике. Хотя для многих это и очень соблазнительно, но гонки по ночным улицам нелегальны для всех во всем мире и ведут к наказаниям – конечно, если вы не пилот «Формулы-1».
Гран-при Сингапура не является единственным городским этапом в календаре, да и при свете софитов «Формула-1» выступает не только на Малаккском полуострове, но ночную гонку по улицам суперсовременного мегалополиса пока еще можно увидеть только здесь. Антураж Гран-при, конечно, потрясает и, видимо, еще долгое время будет уникален – несущиеся болиды на фоне небоскребов и огней большого города выглядят великолепно и лишний раз подчеркивают элитный статус «Формулы-1».
Что касается непосредственно трассы, то ее нельзя назвать как сильно интересной, так и откровенно неудачной. Германа Тильке в этот раз сильно ругать не стоит – его беспримерно гениальный полет архитектурной мысли был ограничен планировкой района Марина-Бэй, чье название и получила трасса. Трек отличает обилие 90-градусных поворотов и непривычное широкое для городской трассы дорожное полотно, местами с довольно большими зонами вылета. На «Марина-Бэй» трудно выделить какой-то отдельный поворот – трек довольно несложный, имеет медленный характер, однако гонка здесь по определению не может быть легкой. Сингапурская жара, ощутимая даже поздним вечером, не может не сказываться на пилотах – температура внутри кокпита будет очень высокой, что вкупе с высокой влажностью воздуха обеспечит серьезнейшую проверку выносливости гонщиков. Почти двухчасовая «баня по-сингапурски» может сказаться на концентрации спортсменов, отбойники же во многих местах все же буквально прилегают к трассе – вероятность аварий в этот уик-энд повышенная и следует ждать появления в гонке машины безопасности.
Инженеры будут настраивать машину на высокий уровень прижимной силы – аэродинамика играет важнейшую роль в Сингапуре. Нагрузка на тормоза будет высока – на трассе есть сразу несколько мест, серьезно изнашивающие диски. «Пирелли» везет на этап мягкую пару составов – «софт» и «суперсофт», однако вала пит-стопов ожидать не стоит, износ не должен быть высоким. Трасса не благоволит к обгонам, однако DRS серьезно исправляет ситуацию – ждите атак на участке между пятым и седьмым поворотами. И следите за Берндом Майлендером – он вряд ли останется в воскресенье без работы.
В погоне за лидерами
Гран-при Сингапура – отличный шанс для конкурентов отобрать у «Мерседеса» еще одну победу. В первую очередь, речь идет о «Ред Булл», чьему аэродинамически эффективному болиду «Марина-Бэй» должна очень хорошо подойти. Медленные повороты сингапурского трека – то, что доктор Ньюи прописал для RB10, в них австрийская команда должна получить серьезное преимущество над конкурентами. В чемпионские перспективы Даниэля Риккардо в этом сезоне верится слабо, но на этой трассе у него есть все шансы одержать четвертую викторию, а у Себастьяна Феттеля – получить еще один шанс поднять настроение себе и своим фанатам в неудачном сезоне. В конце концов, немец побеждал здесь трижды – больше, чем кто бы то ни было.
В самом «Мерседесе» сохраняется предгрозовая ситуация, которая, видимо, не исчезнет до конца сезона. Последний раунд противостояния закончился не самым однозначным поражением Росберга, чей отрыв от Хэмилтона вновь сократился на расстояние, отыгрываемое за одну гонку. «Мерседес» снова будет фаворитом, однако сумеют ли два пилота немецкой конюшни разъехаться при весьма вероятной встрече на трассе и выдержат ли их болиды испытание изнуряюще длинной сингапурской гонкой? Прежде обоим гонщикам не слишком везло на местном треке.
«Уильямс» не слишком уверенно чувствует себя на трассах, требующих высокого уровня прижимной силы – не стоит ждать от британской команды повторения перфоманса двухнедельной давности, те же проблемы преследуют и «Макларен»
«Уильямс» не слишком уверенно чувствует себя на трассах, требующих высокого уровня прижимной силы – не стоит ждать от британской команды повторения перфоманса двухнедельной давности, те же проблемы преследуют и «Макларен». Кевин Магнуссен здесь вовсе впервые – вполне возможно, неуступчивый и боевой датчанин оживит ход воскресного заезда. «Феррари» же следует уповать не столько на качества своего болида, сколько на Фернандо Алонсо – испанец всегда был очень хорош в Сингапуре вне зависимости от уровня машины, и лишь раз за шесть Гран-при не поднимался на подиум.
Всем командам может помочь, равно как и все испортить Его Величество Случай, который будет выражаться в выезде машины безопасности – без этого не обошелся еще ни один Гран-при Сингапура. Флавио Бриаторе на пенсии, а Нельсиньо Пике к «Формуле-1» не подпустят более и на пушечный выстрел – но тем не менее, можно ожидать неожиданных перестановок по ходу гонки и сломанных тактик, которые, будем уверены, и впрямь произойдут по воле случая.
Молчание ягнят
ФИА в своем стремлении запрещать все подряд взяла новую высоту – на сей раз функционеры обратили внимание на радиопереговоры между гонщиками и инженерами, подумали, да и решили запретить сообщать пилотам любую информацию, касающуюся особенностей пилотажа или поведения болида. Запретительная инициатива отдает настолько очевидным бредом, что заставляет задуматься о некоей духовной связи между чиновниками ФИА и российскими депутатами Государственной Думы. Чарли Уайтингу следует подумать о получении гражданства РФ – в нашей стране он может сделать неплохую политическую карьеру.
Если рассуждать серьезно, то совершенно непонятно, как этот запрет будет работать. Всплывает вопрос безопасности – что, если из-за отсутствия своевременной информации с командного мостика гонщик попадет в серьезную аварию? Кроме того, кодовые фразы и сигналы никто не отменял, и хотя представители ФИА утверждают, что под запрет попадут и они, непонятно, каким образом они будут их отличать от безобидных переговоров. Видимо, штат стюардов в скором времени пополнят несколько профессиональных лингвистов – безусловно, именно радиопереговоры являются сегодня главной бедой «Формулы-1». Ну хоть Кими Райкконен будет доволен – он и так знает, что делает, а теперь его наконец-то оставят в покое.
«Формула-1».ру
Даниил Квят, как ни странно, уже выступал на сингапурской трассе, хоть и лишь в «Формуле-БМВ». От «Торо Россо» можно ожидать попадания в очки – медленный характер трека на руку болидам конюшни из Фаэнцы, и русский гонщик вполне может рассчитывать на зачетные баллы, особенно если угадает с тактикой. После Гран-при Италии Квят собрал массу восторженных отзывов и очки в Сингапуре стали бы лучшей наградой для Даниила.
«Маруся» продолжает отчаянное сражение за девятую строчку в Кубке Конструкторов и этап в Сингапуре вполне может стать судьбоносным. Трасса должен подойти болиду российской команды и уж «Катерхэм» всяко должен остаться позади. А сам коллектив в скором времени рискует лишиться российской лицензии – конюшней, по слухам, всерьез интересуется канадский миллиардер Лоуренс Стролл…
Взгляд в прошлое: Гран-при Сингапура 2008 года
В стремлении добиться успеха в «Формуле-1» многие готовы на все – выбивать соперника, шпионить за инженерами команды-конкурента, намеренно провоцировать желтые флаги в квалификации. Но в 2008 году Флавио Бриаторе и его команда «Рено» перешли все границы, завоевав победу беспрецедентной подлостью и обманом. Первый Гран-при Сингапура вошел в историю чемпионата, увы, с жирным знаком минус.
Боровшиеся в том году за титул Фелипе Масса и Льюис Хэмилтон заняли в квалификации первый ряд, оставив позади Кими Райкконена и Роберта Кубицу. Команда «Рено», откровенно проваливавшая сезона, не преуспела и на сей раз, в полном составе оккупировав лишь восьмой ряд стартового поля. Спокойный старт обещал скучную «паровозную» гонку без обилия событий – однако у этого этапа был свой режиссер по имени Флавио Бриаторе. На 14 круге сын великого чемпиона, второй пилот «Рено» и просто отличный парень - Нельсиньо Пике разбил «в хлам» болид «Рено» и усыпал всю трассу обломками, спровоцировав выезд пейс-кара. Собственно, сам факт аварии вряд ли мог удивить любого, кто следил за выступлениями бразильца в «Формуле-1» – однако она произошла как нельзя вовремя для его напарника Фернандо Алонсо, побывавшего на пит-стопе кругом ранее и перевернула гонку.
После бодрой пробежки механиков из одного конца боксов до другого и отбытия пилотом штрафа ни о какой борьбе за победу не могло быть и речи, что сильно аукнулось Фелипе в конце сезона
На пит-лейн шоу устроили механики «Феррари», не вытащившие вовремя заправочный шланг из болида Массы, который так с ним и уехал. После бодрой пробежки механиков из одного конца боксов до другого и отбытия пилотом штрафа ни о какой борьбе за победу не могло быть и речи, что сильно аукнулось Фелипе в конце сезона. «Феррари» ту гонку вообще провалил – Масса не добрался в итоге даже до очков, а Райкконен бесславно разбил машину за несколько кругов до финиша.
Хозяином ситуации в гонке стал Фернандо Алонсо – максимально удачный выезд пейс-кара моментально вознес его в число лидеров, а после второго пит-стопа испанец и вовсе возглавил заезд – что и говорить, в «Рено» все «рассчитали» мастерски. Астуриец легко довел гонку до победы, которой вряд ли когда-нибудь будет гордиться. Вторым же стал Нико Росберг на «Уильямсе», также извлекший выгоду из аварии Пике, добившись лучшего результата в карьере на тот момент. Третьим финишировал Льюис Хэмилтон, дожавший по ходу гонки долго державшегося Дэвида Култхарда.
Лишь спустя год из уст Нельсиньо Пике стало известно о «предложении, от которого невозможно отказаться», сделанного Бриаторе, хитром плане «Рено» и намеренной аварии бразильца в нужный момент. Однако результаты гонки оставили в силе – а вот для участников того скандала в жизни поменялось многое, но это уже другая история.
Цифры этапа
5,065 км – длина трассы
1.48,574 – рекорд круга в гонке, установленный в 2013 году Себастьяном Феттелем
160-170 км/ч – средняя скорость на «Марине Бэй». Медленнее только трасса в Монако
Более 3 000 000 ватт составляет мощность искусственного освещения на трассе, которую обеспечивают 1500 прожекторов
В 6 гонках из 6 на «Марина-Бэй» во время гонки появлялся сейфти-кар
3 раза Гран-при Сингапура выигрывал Себастьян Феттель, 2 раза успех праздновал Фернандо Алонсо
Погода
Грозы и ливни – обычное дело в Сингапуре, и синоптики обещают их и в этот уик-энд. Однако следует уточнить, что прогноз сулит осадки в первой половине дня, обещая сухую гонку.
Сказано
Кими Райкконен: «Трудно сказать, к чему это приведет, пока не проведем первый уик-энд с новыми правилами. В настоящее время используются довольно сложные схемы. Возможно, на некоторых это правило отразиться больше, чем на других».
Даниэль Риккардо: «Я определенно осознаю, что далек от завоевания титула. Однако впереди нас ждет несколько гонок на трассах, которые хорошо подходят болиду «Ред Булл». В этом году я уже побеждал, и знаю, что если вновь окажусь в выгодной позиции, у меня появится отличный шанс на успех».
Даниил Квят: «Мне нравится атмосфера ночных гонок, и мне кажется – как я уже говорил в этом году после Гран-при Бахрейна, – что мы должны проводить больше таких гонок. Уверен, что нас ждет тяжелое испытание с точки зрения физических нагрузок, но я к нему готов».
Марк Уэббер: «Невозможно назвать точные причины, но, наверняка, дело в деталях при взаимодействии пилота и машины. Думаю, у Феттеля и Райкконена две проблемы – отсутствие чувства машины и как следствие сложности с поиском оптимальных настроек».
Нико Росберг: «Еще до «Формулы-1» я занимался изучением технической стороны гонок, поэтому думаю мне будет легче, чем тем, кто раньше просто полагался на советы инженеров».
Льюис Хэмилтон: «До конца сезона осталось шесть гонок, поэтому я не могу рисковать. Важно не зацикливаться на прошлом и смотреть вперед. Нужно использовать только позитивную энергию».