Золотой теленок. Что нужно знать о молодежной программе «Ред Булл»
Почему «Торо Россо» часто меняет гонщиков и кто в будущем может занять место Квята? Глеб Каланов рассказывает о суровой системе отбора пилотов австрийского концерна.
Пьер Гасли – еще один талант, способный добраться до «Формулы-1». Фото: pierregasly.com
Далеко не каждый талантливый выпускник вуза, восторженно помахивающий дипломом об окончании альма-матер, способен сходу устроиться на желаемое рабочее место в престижной компании. Против него играет множество факторов – обилие соискателей порождает высокую конкуренцию, работодатели изначально скептически настроены против молодых специалистов, желая заполучить работников с опытом, также свой вклад вносит так называемый «блат», кроме того, уровень образования в вузе зачастую не позволяет выпускнику сразу стать востребованным. Как итог – начало карьеры у молодого человека имеет все шансы сложиться неутешительно.
В автоспорте нет университетов, зато имеются многочисленные молодежные серии с открытыми колесами, в которых выступает огромное количество гонщиков, так или иначе мечтающих попасть в Большие призы. Но туда и раньше попадали единицы, а в последние годы для юных и амбициозных парней ситуация на рынке труда еще больше усложнилась – многие команды «Формулы-1» заметно поиздержались, и берут в свои ряды кандидатов со спонсорской поддержкой за плечами. Доказать талант и способность быть успешнее более опытных коллег трудно – на тесты наложены суровые ограничения, напрямую влияющие на прогресс пилотов, которые могли бы принимать в них участие.
Вот и получается, что лучший шанс добраться до «Формулы-1» для молодых да ранних – если у них нет богатого папочки или поддержки крупной нефтяной компании – попадание в молодежную программу коллектива из Королевы автоспорта. Крупные конюшни непременно располагают такими, какое-то подобие поддержки молодежи имеется и у маленьких коллективов. Наиболее известна в этом плане программа поддержки молодых пилотов «Ред Булл», которая привела в «Формулу-1» уже немало гонщиков.
Естественный отбор
«Ред Булл» начал работать с молодыми пилотами в 2001 году, еще до прихода в «Формулу-1» «по-крупному». Первый «полуфабрикат» системы австрийского концерна вышел не слишком удачным –бразилец Энрике Бернольди за полтора сезона в несчастном «Эрроузе» не набрал ни одного очка и покинул чемпионат вместе с британской командой. После покупки «Ягуара» и трансформации того в нынешний «Ред Булл», а затем и приобретения «Минарди», ставшей «Торо Россо», поддерживаемым австрийской компанией талантливым гонщикам стало куда проще приходить в чемпионат. Но результаты таких ребят, как Бернольди, ставили под вопрос успешность всего проекта. Роберт Дорнбос, Патрик Фризахер, Кристиан Клин, Витантонио Лиуцци, Скотт Спид… Все эти люди попали в «Формулу-1» благодаря протекторату «Ред Булл», но их карьеры трудно назвать успешными.
Еще большее число пилотов, считавшихся большими талантами, не добралось даже до самых захудалых команд «Формулы-1». В свое время многого ждали от Брендона Хартли – однако карьера новозеландца уже несколько лет кряду катится вниз и все идет к тому, что в памяти поклонников автоспорта Хартли останется лишь благодаря экстравагантным прическам. До «Формулы-1» не добрался в итоге и Михаил Алешин – чемпионский титул в Мировой серии «Рено» он завоевал уже после расставания с «Ред Булл».
Жесткий отбор и высокая конкуренция – вот две вещи, которые ярко выделяют молодежную программу «быков» на фоне конкурентов. Попадание в «Формулу-1» здесь не гарантировано никому, и потому молодые «телята» бьются не на жизнь, а на смерть, выкладываясь на полную катушку. Патрон программы доктор Гельмут Марко весьма суров и не дает спуску подопечным – австриец беспощадно выгнал «за профнепригодность» уже не одного питомца «Ред Булл».
Кто ближе всех подобрался к «Формуле-1»
На сегодняшний день обе команды «Ред Булл» в «Формуле-1» на 100% укомплектованы своими воспитанниками – лучшее доказательство того, что программа все-таки работает. Однако «формульные» пилоты не могут расслабляться – их постоянно подпирают юнцы из программы поддержки. Такой «закон джунглей» из года в год становится причиной нестабильности состава «Торо Россо», где мало кому удается удержаться дольше, чем на два-три сезона. Уже известно, что Гельмут Марко в угоду сверхталантливому Максу Ферстаппену отправил «на телятину» так и не ставшего взрослым «быком» Жана-Эрика Верня – француз лишится места в «Торо Россо» в конце текущего сезона. О возможных перспективах юного голландца сказано уже так много, что появляется ощущение присутствия Макса в чемпионате в течение нескольких последних сезонов. Голландец может стать «новым Шумахером» или же окончить карьеру в «Формуле-1» к 19 годам – вилка вариантов у него самая разнообразная. Без сомнения, дебют столь юного гонщика – событие, которое может иметь самые непредсказуемые последствия.
Однако не Ферстаппеном единым – в программе «быков» есть и другие таланты, судьба которых после столь резкого взлета Макса оказалась под вопросом. В первую очередь, речь идет о сыне знаменитого раллийного чемпиона Карлосе Сайнсе-младшем. О талантливом испанце говорят уже давно, в этом сезоне он уверенно лидирует в Мировой серии «Рено», но в свете последних новостей о Фертстаппене-младшем начать карьеру в «Торо Россо» ему не светит. Похоже, доктор Марко утратил веру в Карлоса – прошлый сезон испанский пилот провалил. Факт лидерства в МСР в этом году не сильно ему помогает – текущий состав чемпионата объективно считается одним из слабейших в истории, и бороться Сайнсу всерьез, по сути, не с кем. Свою роль, наверняка, сыграли и не самые ровные отношения Марко с Сайнсом-старшим, который любит действовать в обход австрийца, к примеру, пристраивая сына на несколько гонок в другой чемпионат без разрешения «Ред Булл».
Карлос Сайнс-младший по-прежнему гоняет в молодежных сериях. Фото: mediaracing.es
Сайнс сегодня – как спелый плод на ветке дерева, зреть дальше в младших сериях ему смысла уже нет. Вот только попадет ли он в плетеную корзину, то есть, в кокпит болида «Формулы-1», или же упадет вниз, строить карьеру в чемпионатах попроще? Скорее всего, Карлос попадет в «Формулу-1» – в Испании уж наверняка найдутся желающие оказать молодому гонщику спонсорскую поддержку, обеспечив тому попадание в Большой цирк. Но начинать карьеру испанцу предстоит явно не в «Торо Россо».
Другой талант, Пьер Гасли, еще зреет в той же Мировой серии «Рено». Француз пока что оправдывает ожидания – первый же сезон в столь солидном чемпионате проводит здорово, показывая стабильный и почти безошибочный пилотаж. Гасли располагается на третьей строчке общего зачета, не слишком сильно отставая от Сайнса – Гельмут Марко вряд ли желал бы большего в первый год сотрудничества. Француз хоть и выглядит умудренным опытом ветераном на фоне Ферстаппена, все еще очень молод и может позволить себе погоняться годик в молодежных сериях, чтобы оказаться в «Формуле-1» к сезону-2016. Гасли очень повезло – он оказался в нужное время в нужном месте, и потому его будущее, при условии сохранения высокого уровня результатов, выглядит оптимистичным.
В борьбе за «Формулу-1» у Пьера сейчас лишь один конкурент – англичанин Алекс Линн, перспективы которого гораздо туманнее. Линн лидирует в GP3, но там в нынешнем сезоне с конкуренцией дела еще хуже, чем в Мировой серии «Рено». Кроме того, Алекс старше Пьера на два года. Англичанина не ждут в «Формуле-1» – но в других сериях он вполне мог бы себя попробовать.
«Формульные» перспективы пропали и у Антониу Феликса да Кошты, подававшего огромные надежды еще два года назад. Однако прошлый сезон в Мировой серии «Рено» у португальца не получился – и да Кошта отправился в ДТМ. Немецкий кузовной чемпионат, конечно, отличный вариант, но все-таки не ровня «Формуле-1». Пока же, Антониу не слишком успешен и там – он худший из восьми пилотов «БМВ» и его карьера рискует серьезно забуксовать.
Почему программы других команд не столь успешны
Как уже было сказано, молодежными программами располагают и другие команды «Формулы-1», но похвастать высоким уровнем «трудоустройства выпускников» в Больших призах могут не все. Причин тому несколько – в первую очередь, «Феррари», «Макларен», «Мерседес» и другие коллективы способны предоставить только два места в «Формуле-1» – у них нет второй команды, в отличие от «Ред Булл». А обкатывать молодых и зеленых новичков в собственных болидах, понятное дело, захочет не каждый – за последние годы дважды так рисковал «Макларен»: сначала Рон Деннис сорвал джекпот с Льюисом Хэмилтоном, в нынешнем сезоне же в Уокинге ждут чудес от Кевина Магнуссена, который пока на мессию не тянет. «Феррари» и «Мерседес» же предпочитают пристраивать своих протеже в другие команды «Формулы-1», рангом пониже.
Топ-команды должны работать на результат здесь и сейчас, а не терять сезоны с прицелом на перспективу – соответственно, работа с молодежью не относится к числу их приоритетов. Неудивительно, что Макс Ферстаппен, имевший возможность начать сотрудничество с «Мерседесом», решил связать будущее с «Ред Булл» – то, что австрийцы дадут ему больше шансов и возможностей, чем немецкий концерн, было ясно с самого начала. Благодаря наличию второй команды «Ред Булл» может себе позволить рисковать. Цена провала не столь велика – результаты «Торо Россо», разумеется, имеют значение, но отнюдь не критически важны для руководства концерна.
Есть еще один момент – не все зачисляют в молодежные программы сильнейших пилотов. «Феррари» предпочитает сотрудничать с молодыми итальянцами, команды поменьше при выборе подопечных частенько руководствуются маркетинговыми и финансовыми причинами – так, «Лотус» одно время умудрялся работать со столь перспективным молодым человеком, как Файруз Фаузи. У «Ред Булл» такой вопрос не стоит – денег у компании хватает, поддерживать австрийцев от Гельмута Марко никто не требует, и потому куратор ищет только самых лучших, попутно без сожалений расставаясь с не оправдавшими высокое доверие пилотами.
«Выступления пилота – единственный наш критерий. Если вы обладаете необходимым талантом и выполняете свою работу хорошо, то вы – наш человек», – говорит Марко.
Стаж и былые заслуги для руководства не стоят ни гроша:
«У нас нет системы, при которой после трех лет работы с нами на четвертый год вы попадаете в «Формулу-1». Если приходит кто-то лучше вас – бац! Нет никакой гарантии, что вы окажетесь в «Формуле-1», только если входите в нашу программу».
Отбор, проводимый Марко, может показаться суровым, но он лишь закаливает пилотов. Ведь «Ред Булл» нужны не просто хорошие парни, а потенциальные чемпионы.