Под присмотром Комендаторе. Что нужно знать о Гран-при Италии
Самая быстрая трасса, «Мерседес» на пороховой бочке, домашняя гонка «Феррари» и воспоминания о сенсационной победе Бергера – в предисловии к Гран-при Италии.
Тиффози создают уникальную атмосферу на Гран-при Италии. Фото: Fotobank/Getty Images/ Mark Thompson
Скорость, скорость, скорость – если бы меня попросили охарактеризовать «Аутодромо Национале» в Монце в трех словах, я бы ответил именно так. Легендарная трасса в пригороде Милана является старейшей в «Формуле-1» – она принимает гонки уже более 90 лет и все эти годы на ней царили самые высокие скорости в истории автоспорта. Живая классика чемпионата, Монца, всегда была «логовом» «Феррари» и ее многочисленных тиффози, всегда заполняющих до отказа трибуны автодрома и создающих неповторимую атмосферу. Благодаря истории, статусу и потрясающе высоким скоростям для многих эта трасса стала «самой-самой» в календаре чемпионата мира.
В Монце, принимающей «Формулу-1» с самого первого сезона и лишь однажды уступившей Гран-при Италии Имоле, прошло немало гонок, вошедших в золотой пантеон чемпионата. Так, в 1965 году лидер менялся аж 42 раза по ходу гонки, Гран-при 1967 года ознаменовался потрясающей борьбой за победу Джон Сертиза и Джека Брэбэма, а первую пятерку в гонке 1971 года на финише разделили умопомрачительные 0,61 секунды!
К сожалению, в истории трассы хватает и печальных страниц. Слишком быстрый характер трека не раз доводил до беды. Альберто Аскари, Вольфганг фон Трипс, Йохен Риндт, Ронни Петтерсон – все эти замечательные парни завершили жизненный путь на дорожном полотне Монцы. Здесь же произошла одна из последних смертей в «Формуле-1» – в 2000 году после большой аварии отлетевшими осколками от болидов был убит маршал.
«Аутодромо Национале» – поистине легендарный автодром; престижнее победы здесь разве что виктория в Монако. Победивший в Храме скорости пилот навсегда вписывает себя в историю «Формулы-1». Хотя если закрыть глаза на историю трека, то в самой конфигурации на первый взгляд ничего особенно выдающегося не видно. Трасса вовсе не требует от гонщиков филигранного пилотажа – напротив, здесь в почете мощность моторов, от которых успех зависит больше, чем где бы то ни было. Каких-то особо интересных поворотов тоже нет, за исключением разве что «Параболики», которую к этому сезону, к сожалению, немного испортили, убрав прилегавшую к ней гравийную ловушку. Много прямых и много скорости – такой простой рецепт и создает очарование Монцы, которая хоть и не каждый раз дарит яркие гонки, но всегда сполна дает увидеть «Формулу-1» во всей ее красе, позволяя болидам разгоняться до максимума.
Трасса нетребовательна к аэродинамике – инженеры настроят болиды на минимальный уровень прижимной силы. От работы тормозов будет зависеть многое. Износ резины обещает быть средним – по сути, в Монце «съедает» резину разве что «Параболика», в прочих местах гранулирование будет проходить куда медленнее. Ну и, конечно, на первый план выходят мощность и надежность моторов – на них нагрузка будет выше, чем где-либо в чемпионате, что вкупе с жаркой погодой повышает вероятность отказов техники. Однако все может измениться, если прогнозы синоптиков окажутся верными и пойдет дождь.
Бочка с порохом
Ситуация в «Мерседесе» явно выходит из-под контроля руководства команды – атмосфера внутри коллектива накаляется все больше и больше. В Спа холодная война между Льюисом Хэмилтоном и Нико Росбергом перешла в горячую фазу – и теперь следующего взрыва будут ждать каждый оставшийся Гран-при. «Серебряные стрелы» привычно выглядят фаворитами – мощность мотора в Италии играет важную роль. Хэмилтон и Росберг могут помешать выиграть только сами себе или друг другу, и, учитывая мягкотелость и неопределенность руководителей «Мерседеса», на узком треке англичанин и немец рискуют снова попасть в неприятности. Какая буря поднимется в коллективе в случае поражения в Италии – лучше даже не представлять.
Воспользоваться их проблемами традиционно попробует «Уильямс» – для подопечных сэра Фрэнка, пожалуй, сейчас наступает лучшая возможность выиграть гонку. Машина конюшни из Гроува заточена на минимальный уровень лобового сопротивления, что вкупе с силовой установкой «Мерседеса» даст Массе и Боттасу высочайшую скорость на прямых. Будет любопытно посмотреть, какую максимальную скорость покажут болиды этого года в Италии – есть все основания предполагать, что по сравнению с последними сезонами она возрастет, и весьма вероятно, что рекорд установит именно «Уильямс».
«Ред Булл» медленно, но верно становится все быстрее и «универсальнее» – если раньше RB10 не слишком жаловал скоростные трассы, то после Спа стало ясно, что «быки» способны быть успешными и на таком типе автодромов. В Милтон-Кейнсе стараются максимально облегчить машину для достижения высоких скоростей на прямых, тем самым компенсируя недостаток мощности силовой установки «Рено». Себастьян Феттель, очень любящий Монцу, получит в Италии новое шасси – возможно, это поможет немцу наконец-то опередить одержавшего уже три победы в этом сезоне Даниэля Риккардо.
Домашние надежды
«Феррари» к домашней гонки подходит в относительно неплохой форме, если сравнивать с началом сезона. Болид Скудерии постепенно становится быстрее – заметно улучшилось сцепление F14 T с трассой, есть прогресс и в других областях. Кроме того, в Спа вроде бы ожил и напомнил прежнего себя Кими Райкконен – самое время на деле доказать, что всплеск в Бельгии не был случайностью. В Монце «Феррари» претендует на высокие места в любом состоянии – потому от пилотов Скудерии можно ждать хороших результатов.
«Макларен» также относительно успешно развивает машину, несмотря на «переходный» характер нынешнего сезона. Британской конюшне будет трудно добиться успеха в Монце – но гораздо интереснее наблюдать за ее пилотами, которые бьются за место в команде не на жизнь, а на смерть. Обоим необходимо выкладываться на полную катушку, ведь не исключено, что руководство уже подумывает о том, с кем не стоит продлевать контракт.
«Формула-1».ру
За время перерыва между гонками в Бельгии и Италии одну из трибун новенькой сочинской трассы назвали в честь Даниила Квята – весьма неоднозначное решение, но ничего уже не поделать. Итальянский этап в какой-то мере можно назвать домашним не только для «Торо Россо», но и для ее пилота – русский гонщик жил в Риме в течение довольно длительного времени. Автодром в Монце хорошо знаком Квяту, здесь молодой пилот одержал не одну победу, в том числе выигрывал и попадал на подиум здесь в прошлом сезоне GP3. В Италии Квят вновь может зацепиться за очки.
В «Марусе» царит неопределенность – в прессе активно муссируются слухи о продаже команды Алексеем Чеглаковым. Туманное будущее вносит сумятицу и в текущие дела коллектива – поговаривают, что именно из-за неясных перспектив конюшни совладелец AON Грэм Чилтон отказывается спонсировать выступления своего сына Макса, ставя под угрозу его место в команде. Видимо, слухи об уходе Чилтона теперь будут возникать на каждом Гран-при – Максу не гарантировано место в кокпите и в Монце.
Англичанин, кстати, пока что больше занят развлечениями, чем думами о будущем в команде – недавно Чилтон принял участие в благотворительном флеш-мобе Ice Bucket Challenge, слегка модифицировав его в Ice Helmet Challenge. При этом Чилтон схитрил – ледяной водой он облился, будучи в гоночном комбинезоне…
Взгляд в прошлое: Гран-при Италии 1988 года
Сезон-1988 можно назвать лучшим в истории «Макларена». С мощными двигателями от «Хонды», быстрым шасси MP4/4 и, конечно же, сильнейшей парой пилотов – великолепными Аленом Простом и Айртоном Сенной – английская команда не оставляла соперникам никаких шансов: к Гран-при Италии было одержано 11 побед в 11 гонках.
Этап в Монце обещал стать логичным продолжением общего хода сезона – Сенна легко выиграл поул, Прост стал вторым и прямо со старта оба гонщики пулей унеслись прочь от остального пелотона. По легенде, распространившейся в паддоке, Ален быстро понял, что из-за неполадок в двигателе до финиша ему не добраться и стал намеренно выжимать из машины все соки, стремясь заставить делать то же самое Сенну. Француз надеялся, что его визави в бешеной погоне израсходует слишком много топлива, что отрицательно скажется на машине Айртона в конце гонки. Как бы то ни было, на 35 круге двигатель на машине Проста приказал долго жить, что, казалось бы, открывало прямую дорогу Сенне к победе – две «Феррари» Герхарда Бергера и Микеле Альборето хоть и догоняли бразильца, вряд ли смогли бы пройти того до конца гонки.
За два круга до финиша Сенна опережал Бергера на 5 секунд и стремительно приближался к круговому Жану-Луи Шлессеру, который дебютировал в чемпионате в возрасте 40 лет, подменяя заболевшего Найджела Мэнселла в «Уильямсе». Обгон великовозрастного новичка казался делом техники – а в итоге, поравнявшись в «Роджии», Сенна и Шлессер не поняли друг друга, столкнулись и выбыли из гонки в самом ее конце!
В лидеры вышел не верящий своему счастью Бергер, который спокойно довел дело до победы. Напарник Альборето стал вторым, таким образом принеся «Феррари» дубль – восторгу итальянских тиффози не было предела! Третьим же стал американец Эдди Чивер на «Эрроузе». Невероятная победа Бергера была посвящена Энцо Феррари – бессменному Комендаторе Скудерии, ушедшему из жизни в августе того года. И трудно вообразить себе что-то лучшее для «Феррари» тогда, чем почтить память своего великого руководителя победой на родине.
Цифры этапа
5 793 м – длина трассы
1.21,046 – рекорд круга в текущей конфигурации, установленный в гонке 2004 года Рубенсом Баррикелло
372,6 км/ч – абсолютный рекорд «Формулы-1» по максимальной скорости, установленный в Монце Хуаном-Пабло Монтойей в 2005 году
Около 250 км/ч составляет средняя скорость прохождения круга в Монце. Это самая скоростная трасса чемпионата
63 Гран-при Италии из 64 проведено в Монце. Эта трасса принимала «Формулу-1» чаще, чем какой-либо другой автодром.
5 раз в Монце побеждал Михаэль Шумахер
18 раз домашний Гран-при выигрывала «Феррари»
Погода
Монца нечасто балует осадками, однако в эти выходные есть все шансы увидеть дожди – синоптики прогнозируют грозы и ливни в субботу и воскресенье.
Сказано
Фернандо Алонсо: «На мой взгляд, Хэмилтон – лучший гонщик в пелотоне. Я всегда считал, что Феттель еще не достиг такого уровня, как Льюис или Роберт Кубица. Не знаю, с каким проблемами он столкнулся в нынешнем сезоне, но мое мнение не изменилось. Хотя, думаю, многие мнение о нем изменили».
Нико Росберг: «После победы в Спа Риккардо сократил отставание от меня и Льюиса Хэмилтона в чемпионате. Он отлично выступает и является серьезным конкурентом в борьбе за титул, поэтому за ним и «Ред Булл» нужно пристально следить в оставшихся шести гонках сезона».
Тото Вольфф: «Наши гонщики борются друг с другом на пределе возможностей, поэтому мы не собираемся вмешиваться или заранее договариваться о результатах гонки. Мы не хотим это делать».
Марко Маттиаччи: «В мои обязанности не входит поднятие настроения Фернандо. Мы здесь не для того, чтобы кого-то осчастливить. Наша задача – предоставить гонщикам быструю машину. Алонсо – не наемный рабочий, он талант. Никто в моей команде не является сотрудником, мы все талантливы и являемся людьми с большой страстью».
Кристиан Хорнер: «Мы работаем с «Рено», а они привержены «Формуле-1». Теперь у нас есть четкая структура и философия того, как «Рено» должна работать – они должны сосредоточиться на одной команде. «Катерхэм» и «Торо Россо» получат выгоду от наших успехов».
матерь божья..
Кубица ВЕЛИКИЙ