Секреты мастерства: вес автомобиля в динамике
Авгонощик Юрий Лобода рассказывает о том, как динамически меняется вес автомобиля во время прохождения поворотов, и как правильно использовать законы физики во время гонки, сопровождая все это иллюстрациями.
И снова всем доброго времени суток! В прошлый раз я писал о том, что хочу найти ответ на вопрос «как быть быстрее всех?». Я подошел к проблеме с нескольких сторон и понял, что существует несколько факторов, без которых пилот не сможет достичь наивысшего результата.
В первую очередь нужно понять, что такое гоночный болид и физику его движения по трассе. Вроде на первый взгляд всё просто и любой начинающий пилот скажет, что нужно тормозить позже и нажимать на газ раньше. В этом, конечно, есть правда, но есть много других моментов во время пилотирования, которые нужно знать. Например, что вес машины динамичен и распределяется по-разному в зависимости от того, что вы с ней делаете. В поворотах и на торможениях одна часть разгружается, а другая загружается и пилот должен правильно этим пользоваться.
Для начала я разобрал торможение и вход в медленные повороты. Во время входов в повороты нужно понимать, что на торможении передняя часть автомобиля сильно загружена, но если рано отпустить педаль тормоза, то машина не попадет в поворот, а проедет мимо, так как весь вес перейдет на заднюю ось. Для того, чтобы это не произошло, пилот должен правильно работать педалью тормоза, начиная с очень сильного нажатия в момент начала торможения и постепенного отпускания педали к моменту входа, чтобы передняя ось машины была прижата к асфальту и она максимально эффективно въезжала в поворот. На выходах из поворотов педаль газа нужно открывать синхронно с выпрямлением рулевого колеса, чтобы направить машину на оптимальную траекторию и не сорвать заднюю ось из-за слишком сильно вывернутых колес при высоком крутящем моменте. Если нажать педаль слишком рано, то машину просто развернёт, а если нажать слишком поздно, то вся последующая прямая будет проиграна из-за низкой скорости на выходе.
Мне труднее всего всегда давались скоростные повороты, но после того, как я провёл анализ поведения машины, то понял, в чём была моя основная ошибка. В прошедший уик-энд на этапе Формулы России в Казани я на практике использовал свои наработки и всё получилось – в итоге я поехал в скоростных поворотах очень быстро. В скоростных поворотах машина себя ведет не так, как в медленных – сказывается возрастающий уровень аэродинамической прижимной силы. Чтобы ехать такие повороты правильно, нужно заносить в поворот как можно больше скорости и не раскачивать машину резкими нажатиями на газ или тормоз. В противном случае последует разворот автомобиля, так как в повороте вы лишний раз заставите вес перемещаться, что только усложнит управление машиной, и так находящейся на грани скольжения, а это может привести к вылету с трассы. Самое важное – в момент входа направить машину уверенным поворотом руля и использовать всю ширину гоночного полотна для достижения максимального радиуса от входа к выходу из поворота. Если вход в поворот будет недостаточно агрессивным, то машина пролетит мимо. Важно помнить, что газ нужно открывать не резко, если он закрыт в повороте, а так, чтобы передняя ось болида не сильно разгрузилась и машина уместилась в пределах трассы на выходе из поворота.
Теперь хочу подытожить этот пост. Просто зная траектории и нажимаю поздно на тормоз и рано на газ невозможно поехать быстро на гоночном болиде, особенно в чемпионатах, где конкуренция очень высока. Только поняв физику движения автомобиля на трассе можно достичь высокой скорости прохождения круга!
Автор: Юрий Лобода.
я согласен, что слово распределился тут не верное
по смыслу мне понятно
я думал ты нуб в физике и хотел подсказать
молодец
Оказывается, в гонках нужно разбираться в физике.
Я катаю немного в свободное время на карте, там играться с развесовкой еще интересней, с помощью изменения положения тела. И сцепление реально увеличивается.
Но вот очень резко работать тормозом на грани блокировки пока у меня получается так себе.